Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:00, доклад
В содержательном отношении суще-ствуют и более общие критерии типологизации политической культу-ры, заданные, в частности, специ-фикой цивилизационного устройства особых полумиров -- Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фун-даментом практически всех существующих в мире типов политичес-кой культуры.
К аналогичному выводу, хотя и с
прямо противоположных исходных
позиций, пришел и марксизм, особенно
в его ленинской ипостаси. Следует
отметить, что в период возникновения
социалистические и коммунистические
идеи представляли собой идеальные
и нравственные устремления людей
своей эпохи. При этом необходимо
учесть, что существуют некие внутренние
механизмы и особенности
Однако в дальнейшем, когда был выдвинут тезис о приоритете социально-экономических факторов и реальных жизненных интересов, эти соображения фактически оказались отодвинутыми на задний план. Более того, уже в "Манифесте Коммунистической партии" провозглашалась идея о том, что коммунистическая революция "самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого", в том числе и с моралью. При всех необходимых в данном случае оговорках нельзя не признать, что в марксистской "этике" центральное место занимает противопоставление "классовой морали" универсальным гуманистическим ценностям. Ф. Энгельс, например, писал: "Мы поэтому отвергаем всякую попытку навязать нам какую бы то ни было моральную догматику в качестве вечного, окончательного, отныне неизменного нравственного закона... Например, мы утверждаем, что всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества... Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике" (соч. - Т. 20. - С. 95- 96).
Наиболее далеко идущие выводы из такой постановки вопроса сделали В.И. Ленин и его сподвижники и последователи. "Наша нравственность, - писал Ленин, - подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата" (соч. - Т. 41. - С. 399). Здесь мораль, по сути дела, всецело поставлена на службу политическим целям по принципу: цель оправдывает средства, мораль и нравственность сведены до уровня элемента идеологии. Более того, идеология приобрела универсальный характер в том смысле, что, тотально подчинив себе политику, как ее фактографическую сторону, так и интерпретацию, марксизм, по сути дела, изгнал из сферы исследования не только мораль, но и огромный массив факторов, не сообразующихся с определенным набором идеологических установок, тем самым предельно редуцировав и исказив реальную жизнь.
Если марксизм-ленинизм пришел к
отрицанию морально-этического начала
в политике, подчинив его всецело
так называемой классовой морали,
то идеологи фашизма и нацизма
добились того же результата, поставив
во главу угла своей идеологии
так называемую национальную мораль,
противопоставленную как
Особого внимания заслуживает позиция
позитивизма. Руководствуясь рационалистической
традицией, восходящей к Р. Декарту,
Т. Гоббсу и др. мыслителям Нового времени,
позитивисты стремились свести политику
всецело к науке как служанке
механизма разрешения или смягчения
политических конфликтов. Считалось, что
политическая наука, раскрывая причинно-
Информация о работе Особенности политических культур западного и восточного типов