Отличительные черты и понятие демократического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, реферат

Описание

Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса”.

Работа состоит из  1 файл

рефер.docx

— 40.85 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

     С древнейших времен противоречия между отдельными людьми и их группами - от семей и племен до великих империй - чаще всего разрешались с помощью насилия в тех или иных его формах. Но постепенно доля "чистого" насилия в конфликтах, из которых соткана история человечества, шла на убыль. Люди научились торговаться, договариваться, на помощь военным пришли дипломаты, и на заре Нового времени война уже рассматривалась как "последний довод королей", к которому прибегают, когда все остальные способы достижения целей исчерпаны.

     Демократия, по словам Н. Бердяева, - вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем  не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной  литературе, сколько демократия. К  демократии веками стремились прогрессивные  общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное  бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать  иное политическое явление, которое  бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных  изысканий, политических экспериментов  и спекуляций.

     Исторический  генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и  поныне. Ни одна политическая система  в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического  процесса”.

     Проблемы  демократии на ее современном уровне - одни из главнейших в политологии. Их многоаспективность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в разных странах, определяет разнообразие, да и противоречивость как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций. Отсутствие в литературе единого определения демократии отмечается в политических словарях и учебных пособиях зарубежных и отечественных авторах. “До настоящего времени, - пишет немецкий политолог Б. Гуггенбергер, - ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было сформулировать единое определение демократии”. 

    СУЩНОСТЬ  И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕМОКРАТИИ. 

     Исторический  генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и  поныне. Ни одна политическая система  в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического  процесса”.

     Проблемы  демократии на ее современном уровне - одни из главнейших в политологии. Их многоаспектность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в различных странах, определяет разнообразие, да и противоречивость, как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций. Отсутствие в литературе единого определения демократии отмечается в политических словарях и учебных пособиях зарубежных и отечественных авторов. “До настоящего времени, - пишет немецкий политолог Б. Гуггенбергер, - ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было бы сформулировать единое определение демократии”

     В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа.

     Но, несмотря на очевидность трактовки  демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти  вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении  разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

     Первое  представление о демократии как  форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при  рассмотрении истории становления  демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная  демократия", где решения принимали  все взрослые члены рода или племени.

       В период разложения первобытного  общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие  право участвовать в управлении  и осуществлять правосудие, ограничивался  только вооруженными мужчинами.  В древних Афинах, подаривших  миру опыт первой прямой политической  демократии, под народом понимались  только взрослые свободные мужчины.  Именно они имели право лично  участвовать в работе народного  собрания и голосовать. Женщины,  рабы, метеки (лично свободные переселенцы)  политических прав не имели.  Таким образом, в Афинах демократия  распространялась только на несколько  тысяч человек. Эта власть была  далека от совершенства еще  и потому, что подавляла инакомыслие,  принимая форму тирании "большинства". Так, афинская демократия приговорила  к смерти Сократа, а также  могла предать любого непопулярного  гражданина остракизму (изгнанию  из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец  и политик Фемистокл со словами: "Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших". Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан - народа в средневековых муниципальных демократиях - в феодальных городах-республиках.

     Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической  тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская  революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.

     Но  более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью  равные для всех слоев общества гражданские  и политические права. Отметим, что  современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей  и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

     Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это "понятие, решительно не поддающееся определению". Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.

     Что представляет собой современная  политическая демократия? В самом  общем плане ее можно определить как режим, в котором народ  имеет возможность реализовать  свою волю непосредственно либо через  своих представителей, а власть несет  ответственность перед гражданами за свои действия.

     Сущность  демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и  процедур, которые также являются ее отличительными чертами.

     1. Суверенитет народа. Признание этого  принципа означает, что народ  является источником власти, именно  он выбирает своих представителей  власти и периодически их сменяет.  Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления  могут быть изменены при всеобщем  согласии народа и по установленным,  закрепленным в законе процедурам.

     2. Периодическая выборность основных  органов власти позволяет обеспечить  четкий легитимный механизм преемственности  власти. Государственная власть  рождается из честных выборов,  а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

     3. Всеобщее, равное избирательное  право и тайное голосование.  Демократические выборы предполагают  реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

     4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют  принципы отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свобода - это защищенность  личности от произвола других  людей и власти, защита от нищеты  и голода. В преамбуле Всеобщей  Декларации прав человека, принятой  Генеральной ассамблеей ООН в  1948 г., описаны четыре свободы:  свобода слова, свобода убеждений,  свобода от страха и свобода  от нужды. Эти, а также другие  свободы ассоциируются с несколькими  категориями прав.

     5. Гражданские права. Этими правами  люди пользуются как частные  лица, и они защищают граждан  от произвола власти. К ним  можно отнести равенство всех  граждан перед законом, право  на частную жизнь, право не  подвергаться пыткам, наказанию  без суда, свободу вероисповедания  и др.

     6. Политические права дают гражданину  возможность участвовать в процессе  управления и влиять на принятие  решений законодательными и исполнительными  органами: право избирать и быть  избранным, свобода выражения  политических суждений, свобода  голосования, право на демонстрации, право на создание политических  и общественных организаций, право  подавать петиции властям.

     7. Социальные и экономические права.  Реализация этих прав - необходимое  условие обеспечения политического  равенства. Связано это с тем,  что провозглашение политического  равенства не устраняет сложившейся  практики, когда отдельные граждане  в силу своего общественного  статуса и благосостояния располагают  большими возможностями влиять  на власть, используя для этого  СМИ, непосредственные контакты  с правительственными чиновниками,  дружеские связи. Реализация социально-экономических  прав призвана сгладить имеющееся  социальное неравенство и повысить  тем самым активность рядовых  граждан в политической жизни.  Наконец, эти права закрепляют  условия жизни, которые выступают  своеобразным иммунитетом против  страха нужды, например страха  перед безработицей, нищетой. Они  включают в себя право на  достойный жизненный уровень,  гарантии социальной защиты, право  на образование и участие в  культурной жизни, доступ к  здравоохранению. Содержание экономических  прав зафиксировано в Международном  пакте об экономических, социальных  и культурных правах (1966 г.). Реализация  этих прав требует подкрепления  гарантиями против дискриминации  в приеме на работу, в оплате  труда по признакам пола, религии,  расы или языка. Обеспечение  социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

     Рассматривая  перспективы развития демократии, ряд  авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства  в сфере экологии.

     Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются  демократической общественностью  как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют  гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения  каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.

     Демократическая практика последних десятилетий  характеризуется признанием необходимости  гарантировать коллективные права  религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации  в какой-либо форме, а также право  на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.

     Конституция - документ, закрепляющий права и  свободы граждан, обязательства  государства по защите этих прав и  предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.

     Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.

     Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

     Политический  плюрализм. Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным  партиям и организациям.

     Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование  и др.

     Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при  одновременном признании права  меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право  выступать с критикой в адрес  правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.

     Разрешение  конфликтов мирным путем. 

Информация о работе Отличительные черты и понятие демократического режима