Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, реферат
Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса”.
ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ.
Прямая демократия
1) В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
Кроме того, нужно понимать, что прямая демократия обладает множеством побочных эффектов, о которых современные сторонники этого строя не всегда спешат упомянуть. Эти «нюансы» - не случайность, а необходимый элемент системы, отмахнуться от них нельзя. По крайней мере, они были необходимы на тот исторический момент. Как это будет выглядеть сегодня - еще не ясно.
При прямой демократии значительная часть гражданской жизни перетекает в суды. Расцвет сутяжничества - это необходимый атрибут демократии как в Афинах, так и в Риме. Современная Америка с засилием адвокатов и юристов - тоже хороший пример, только в Афинах юристами были все без исключения. Дееспособный гражданин прямой демократии по необходимости становится профессиональным правоведом, способным самостоятельно защищать свои права в суде и выступать в роли судьи. Большинство избираемых должностных лиц в Древних Афинах - это члены многочисленных судейских коллегий, каждая из которых имела свой круг полномочий. Некоторые должности распределялись по жребию, а на некоторые назначались все поголовно граждане определенного года рождения. Например, все, кому шел 60-й год жизни, должны были исполнять обязанности диэтетов («арбитражный суд»).
2)
Исторически прямая демократия
тоталитарна: это директивная
власть большинства.
Однако, важный нюанс: тоталитарность была «ситуативна», она не связывалась с господством какой-то одной партии. Те, кто победил сегодня, могли оказаться в меньшинстве буквально на следующий день. Массовых партий там вообще не было, были небольшие группировки активистов, которые боролись за свою политическую линию и сложным образом взаимодействовали друг с другом.
Зато другой аспект тоталитаризма - вмешательство государства в экономику и частную жизнь граждан - присутствовал в полной мере. Например, в любой момент любого гражданина по жребию могли призвать к исполнению какой-то важной государственной должности, вплоть до президентской. Кстати, продолжительность президентского срока в Афинах - ровно 1 сутки, без права занимать эту должность дважды (в точности по заветам Энди Уорхола: каждый имеет право на 15 минут славы).
3)
Милитаризм - еще одно неотъемлемое
свойство прямой демократии
4)
Социальное государство.
В интересах большинства граждан жестко регламентировались торговля и цены на товары повседневного спроса. Например, специальные избранные лица следили за тем, чтобы булки имели стандартный вес, а стриптизерши брали за свои услуги не дороже 2-х драхм (ок. $30 в пересчете на серебро). Кредит (потребительский или на открытие мелкого бизнеса) можно было взять под 12% годовых (тоже предмет регламентации).
5)
Быть политическим лидером в
прямой демократии - очень опасное
и неблагодарное занятие.
Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения.
Реферемндум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.
Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.
Условия
проведения референдума и его
процедура регулируются конституциями
и законодательством
Референдум,
иногда называемый плебисцитом (в дословном
переводе - народное решение), представляет
собой прямое голосование народа
по важнейшим государственным
В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.
При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса (например, в США проект поправки к конституции США должен быть представлен Штатам после голосования в Конгрессе, при котором за нее должно быть отдано 2/3 голосов в каждой Палате, а потом не менее 3/4 Штатов должны ее ратифицировать.).
Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).
Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.
От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.
Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».
Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года.
Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.
К
другим формам демократического участия,
позволяющим гражданам влиять на
власть, можно отнести демонстрации,
митинги, шествия, обращения во властные
структуры всех уровней и в
СМИ.
Представительная
(репрезентативная) демократия.
Представительная
(репрезентативная, парламентарная) демократия
означает осуществление власти народом
через представительные органы. Представительные
органы избираются непосредственно
народом, состоят из его полномочных
представителей - депутатов и призваны
выражать волю народа, олицетворять ее.
Большое значение в осуществлении
власти народа имеют избираемые им
должностные лица государства, например,
всенародно избираемый президент. Любое
демократическое государство
В
демократически организованном обществе
государственные формы
Демократизм
государства зависит от того, как
организованы все его механизмы
и прежде всего - высшие органы государственной
власти (форма правления). И с этой
точки зрения принципам демократии
в наибольшей степени отвечает такая
форма правления, как республика.
И, строго говоря, только она может
быть признана демократическим государством.
Однако в этом плане между элементами
формы государства могут
Идеалом развития демократии в масштабе общества является народное самоуправление. Вообще самоуправление - это наиболее полное воплощение демократии для любой социальной общности. Однако применительно к обществу в целом идею замены государства общественным самоуправлением считают, и не без оснований, утопичной (по крайней мере в обозримой перспективе), «учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений различных людей, а также необходимость для социальной системы принимать по определенным вопросам обязательные для всех решения» (проф. В.П.Пугачев). Однако следует, видимо, учитывать, что существуют две разновидности самоуправления:
а) когда субъект и объект власти совпадают полностью;
б) когда они совпадают частично.
Властный центр в последнем случае локализован, но включен в объект управления. Пример такого самоуправления мы наблюдаем уже в первобытном обществе: с одной стороны, родовая община (объект управления), а с другой - старейшина или совет старейшин как локализованные, но неотделимые от объекта управления носители (органы) власти. Думается, что именно в этом направлении должны быть ориентированы концепции и приемы демократизации государственно-организованного общества. Такой подход позволит сочетать профессионализм управленцев и контроль населения за властью.
Информация о работе Отличительные черты и понятие демократического режима