Отличительные черты и понятие демократического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, реферат

Описание

Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса”.

Работа состоит из  1 файл

рефер.docx

— 40.85 Кб (Скачать документ)

     ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ. 

 Прямая  демократия

     1) В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

     Кроме того, нужно понимать, что прямая демократия обладает множеством побочных эффектов, о которых современные  сторонники этого строя не всегда спешат упомянуть. Эти «нюансы» - не случайность, а необходимый элемент  системы, отмахнуться от них нельзя. По крайней мере, они были необходимы на тот исторический момент. Как  это будет выглядеть сегодня - еще не ясно.

     При прямой демократии значительная часть  гражданской жизни перетекает в  суды. Расцвет сутяжничества - это  необходимый атрибут демократии как в Афинах, так и в Риме. Современная Америка с засилием адвокатов и юристов - тоже хороший пример, только в Афинах юристами были все без исключения. Дееспособный гражданин прямой демократии по необходимости становится профессиональным правоведом, способным самостоятельно защищать свои права в суде и выступать в роли судьи. Большинство избираемых должностных лиц в Древних Афинах - это члены многочисленных судейских коллегий, каждая из которых имела свой круг полномочий. Некоторые должности распределялись по жребию, а на некоторые назначались все поголовно граждане определенного года рождения. Например, все, кому шел 60-й год жизни, должны были исполнять обязанности диэтетов («арбитражный суд»).

     2) Исторически прямая демократия  тоталитарна: это директивная  власть большинства. Оказавшиеся  в меньшинстве должны четко  подчиняться решениям большинства.  Меньшинство активно протестующее - жестко подавлялось. Заметим,  что никаких «демонстраций и  митингов» в Афинах не было: всю свою активность граждане  выражали в рамках официальных  регламентированных народных собраний. Насколько необходим тоталитаризм  для прямой демократии, не совсем  понятно. Но на данный момент  дело обстоит именно так: все  успешные примеры античной демократии  отличались тоталитарным уклоном. 

     Однако, важный нюанс: тоталитарность была «ситуативна», она не связывалась с господством какой-то одной партии. Те, кто победил сегодня, могли оказаться в меньшинстве буквально на следующий день. Массовых партий там вообще не было, были небольшие группировки активистов, которые боролись за свою политическую линию и сложным образом взаимодействовали друг с другом.

     Зато  другой аспект тоталитаризма - вмешательство  государства в экономику и  частную жизнь граждан - присутствовал  в полной мере. Например, в любой  момент любого гражданина по жребию могли  призвать к исполнению какой-то важной государственной должности, вплоть до президентской. Кстати, продолжительность президентского срока в Афинах - ровно 1 сутки, без права занимать эту должность дважды (в точности по заветам Энди Уорхола: каждый имеет право на 15 минут славы).

     3) Милитаризм - еще одно неотъемлемое  свойство прямой демократии прошлого. Собственно, историки считают, что  она выросла из фаланги гоплитов (ср. «фалангизм»). Поголовная воинская повинность, срочная служба для молодежи (в Афинах - от 18 до 20 лет, 1 год - «НВП» и 2 года - в казарме). Никаких «отмазок»: кто не воин, тот никто. В Риме даже голосование проходило «по центуриям» - т.е. «поротно» и «побатальонно». Афинами в период расцвета фактически руководил генеральный штаб - «Коллегия 10-ти стратегов». Знаменитый Перикл на всех изображениях фигурирует в военной каске, как германский кайзер.

     4) Социальное государство. Античные  демократии стремились выровнять  имущественное положение своих  граждан: богачей облагали кучей  государственных повинностей, по  малейшему поводу старались засудить, оштрафовать. В переводе на  современный язык - это прогрессивный  налог на доходы и имущество,  плюс, если олигарх, то вооружай  авианосец за свой счет, а начнется  война, будешь воевать на собственном  истребителе на том самом авианосце. В мирное время - содержи на полном обеспечении какой-нибудь театр или библиотеку, или проводи рок-фестиваль. Бедноте, наоборот, платили зарплату за участие в государственных делах. В Афинах, пока не начались войны с Персией, между гражданами поровну делились доходы от государственных нефтяных компаний серебряных рудников. В переводе на современный язык: акции всех корпораций-госмонополий равномерно и неотчуждаемо распределены между гражданами. За такое государство можно и повоевать.

     В интересах большинства граждан  жестко регламентировались торговля и  цены на товары повседневного спроса. Например, специальные избранные  лица следили за тем, чтобы булки  имели стандартный вес, а стриптизерши брали за свои услуги не дороже 2-х  драхм (ок. $30 в пересчете на серебро). Кредит (потребительский или на открытие мелкого бизнеса) можно было взять под 12% годовых (тоже предмет регламентации).

     5) Быть политическим лидером в  прямой демократии - очень опасное  и неблагодарное занятие. Большинство  известных фигур кончили плохо.  Демос не прощает не только  ошибок, но и слишком высокого  рейтинга («остракизм»). Вопреки сложившемуся  мнению, «за базар» приходилось  «отвечать». Раз в год на народном  собрании поднимался специальный  вопрос о людях, которые, дав  то или иное обещание народу, не выполнили его. Кроме того, в Афинах существовала специальная статья конституции, которая наказывала за плохие законы через много времени после их принятия. Для современного политика победа - добиться приятия какого-то закона. И все, он может спать спокойно и получать дивиденды от лоббистов. А тут, если через 5 лет выясняется, что закон повредил народу, то всех, кто его проталкивал и пиарил, могут жестоко покарать, вплоть до смертной казни с конфискацией имущества. Хорошая мера против лоббизма.

     Законодательство  многих стран предусматривает и  непосредственные формы участия  граждан в законотворчестве - референдумы  и инициативные движения.

     Реферемндум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

     Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

     Условия проведения референдума и его  процедура регулируются конституциями  и законодательством соответствующих  стран.

     Референдум, иногда называемый плебисцитом (в дословном  переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции  или поправки к ней, проекты законов. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости  какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и  абортов (Италия).

     В зависимости от предмета, способа  проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное  голосование выносится проект конституции  или конституционные поправки) и  законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

     При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или  большей частью избирательного корпуса (например, в США проект поправки к конституции США должен быть представлен Штатам после голосования  в Конгрессе, при котором за нее  должно быть отдано 2/3 голосов в каждой Палате, а потом не менее 3/4 Штатов должны ее ратифицировать.).

     Инициатива  проведения факультативного референдума  может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

     Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими  силами, странами.

     От  референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так  называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

     Впервые понятие всенародного референдума  появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

     Единственный  в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года.

     Инициатива - это процедура, посредством которой  граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме  либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного  количества подписей граждан в поддержку  проведения референдума.

     К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в  СМИ. 

     Представительная (репрезентативная) демократия. 

     Представительная (репрезентативная, парламентарная) демократия означает осуществление власти народом  через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно  народом, состоят из его полномочных  представителей - депутатов и призваны выражать волю народа, олицетворять ее. Большое значение в осуществлении  власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, например, всенародно избираемый президент. Любое  демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.

     В демократически организованном обществе государственные формы демократии сосуществуют с негосударственными формами народовластия в виде органов местного самоуправления (они  не входят в систему органов государства) или в виде различных негосударственных (общественных) организаций, основанных на демократических принципах.

     Демократизм государства зависит от того, как  организованы все его механизмы  и прежде всего - высшие органы государственной  власти (форма правления). И с этой точки зрения принципам демократии в наибольшей степени отвечает такая  форма правления, как республика. И, строго говоря, только она может  быть признана демократическим государством. Однако в этом плане между элементами формы государства могут наблюдаться  несоответствия, тем более, что, в конечном счете, степень демократии в стране отражается в политическом режиме. Так, Великобритания по форме правления относится к конституционным монархиям, а по признакам политического режима - к демократическим государствам. А бывший СССР, наоборот, по форме правления был парламентарной республикой, а с точки зрения политического режима - авторитарным государством.

     Идеалом развития демократии в масштабе общества является народное самоуправление. Вообще самоуправление - это наиболее полное воплощение демократии для любой социальной общности. Однако применительно к обществу в целом идею замены государства общественным самоуправлением считают, и не без оснований, утопичной (по крайней мере в обозримой перспективе), «учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений различных людей, а также необходимость для социальной системы принимать по определенным вопросам обязательные для всех решения» (проф. В.П.Пугачев). Однако следует, видимо, учитывать, что существуют две разновидности самоуправления:

     а) когда субъект и объект власти совпадают полностью;

     б) когда они совпадают частично.

     Властный  центр в последнем случае локализован, но включен в объект управления. Пример такого самоуправления мы наблюдаем  уже в первобытном обществе: с  одной стороны, родовая община (объект управления), а с другой - старейшина или совет старейшин как локализованные, но неотделимые от объекта управления носители (органы) власти. Думается, что именно в этом направлении должны быть ориентированы концепции и приемы демократизации государственно-организованного общества. Такой подход позволит сочетать профессионализм управленцев и контроль населения за властью.

Информация о работе Отличительные черты и понятие демократического режима