Ответы по политологии

Автор работы: n**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:48, шпаргалка

Описание

Ответы на 27 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.81 Кб (Скачать документ)

10. Аристотель.

Великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как  основу общественных потрясений.

В созданной  им теории “среднего элемента”, под  которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих  своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего  класса”.

11. Макиавелли.

Отход от чисто теологической интерпретации  политики происходит в эпоху Возрождения  и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение  природы человека, а она отнюдь не благая.

Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического  опыта итальянских государств и  адресованы вполне конкретным людям  — их тогдашним правителям. Автор  свободен от оценки политических явлений  в духе религиозных догматов и  подчеркивает зависимость политики от естественных сил:

климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо  существуют отработанные веками правила  политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

12. Гоббс.

Новое время в Европе — это эпоха  буржуазных революций. Впервые у  людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее  созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического  устройства. Активно обсуждается  вопрос о природе государственной  власти.

Английский  философ и политический мыслитель  Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.

13. Дж. Локк.

английский  философ Джон Локк (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

14. Ш.Л. Монтескье.

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали  работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответ

ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

16. Национальный характер  как фактор политической  жизни.

Роль  наций, национальных проблем в формировании политических отношений огромна. Именно нации и их становление находятся  в основе формирования устойчивых государств, и, наоборот, опыт истории свидетельствует, что государственные образования, складывающиеся на основе донациональных или сверх национальных общностей, как правило, распадаются.

Достижение  и сохранение национального суверенитета является важнейшей целью политической деятельности.

Подавление  национальных интересов оборачивается  непрекращающимся противодействием, которого можно избежать только в случае отказа от политики подавления или уничтожения  носителя интересов.

Национальные  интересы наиболее очевидны по сравнению  с другими видами политических интересов, для многих политических сил и  течений они указывают простой  и эффективный путь политической консолидации больших масс людей.

Однако  абсолютизация национального вопроса, превращение его в основную доминанту  политики рождает такие уродливые  политические явления, как национальный экстремизм, шовинизм, фашизм.

За многообразием  форм националистических политических ориентации проступают устойчивые, практически не меняющиеся во времени стереотипы политического мышления и поведения:

— идея превосходства своей нации над  другими в силу воображаемых тех  или иных ее преимуществ (“избранный народ”, “чистота расы”, “историческая  миссия”);

— миф  о “золотом веке” этой нации, который  мыслится как состояние, бывшее когда-то и намного лучшее, нежели нынешнее;

— миф  об особом историческом предназначении именно данной нации, которое может  заключаться в “сдерживании орд”, “богоносительстве”, “богоизбранности”, мессианизме;

17. Власть, ее сущность.

Власть как важнейший элемент социальных отношений фокусирует в себе следующие основные признаки:

— это  вид управления, регулирования и  контроля, способность распоряжаться  силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество;

— это  средство упорядочения социальных отношений, проявление человеческой культуры, связанное  с мерой, правилом, нормированием  отношений людей, с принятием  или наложением на них определенных ограничений в поведении и  деятельности;

— несомненен волевой характер власти, благодаря  ей действия людей приобретают целенаправленность, власть изменяет поведение через изменение мотивов и целей людей;

— власть явно связана с дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ, выражается в отношениях асимметрии, иерархии, в арсенале ее действий могут  быть жестокость, подавление, эксплуатация. Существует очевидная опасность  бесконтрольной власти, порождающая  большое значение ее регулирования  и контроля.

Необходимость власти порождена по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, ценностей, потребностей; невозможностью достижения полноты информационного обеспечения управленческого решения. Власть в этом случае служит средством преодоления информационного дефицита через силовое, принудительное решение.

Две основные характеристики власти делают ее важнейшим  инструментом политики, предопределяют взаимное тяготение друг к другу  этих явлений.

Во-первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти ограничивать роль случайности в  социальной жизни, т.е. осуществлять управление.

Во-вторых, это ресурс влияния, воздействия  на других людей со стороны тех, кто  властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки  сопротивлению других людей. Поскольку  в сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, появляется потребность преодоления сопротивления  других людей и сил и как  следствие — необходимость реализации политики во властной форме.

18. Государство.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных интересов

(классовых,  общечеловеческих, религиозных, национальных  и т.п.) в пределах определенной  территории.

Государство представляет собой универсальную  территориальную форму организации  политической власти в социально  неоднородном обществе. Государство  — своего рода стержень институционального оформления политической власти.

Понятия “государство” и “политическая  система общества” соотносятся  как часть и целое. Государство  концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя  явления политической жизни через  призму “общеобязательности”. Влияние  же любого другого социального института  в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.

Всеобщее  значение велений государственных  органов обусловлена самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем.

Именно  в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность  и устойчивость. Оно выполняет  основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и  упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение  в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками:

— выступает  в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого  в пределах его территориальных

границ  по признаку гражданства;

— интегрирует  общество, придает ему качества единого  социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;

— является носителем государственного суверенитета;

— располагает  специальным аппаратом (публичной  властью), Предназначенным для управления обществом;

— обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами,

милицией, службой безопасности и т.п.);

— имеет, как правило, монополию на правотворчество;

— владеет  специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

19. Генезис политической  власти. (происхождение  государства).Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос  о происхождении государства  является дискуссионным, ибо этнографическая  и историческая науки дают все  новые знания о причинах его происхождения. В разных теориях высказываются различные причины возникновения государства: в теологической — Божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической—социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т.д.

Информация о работе Ответы по политологии