Ответы по политологии

Автор работы: n**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:48, шпаргалка

Описание

Ответы на 27 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.81 Кб (Скачать документ)

В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.

Таким образом, возникновение государственности  обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как  результат усложнения, прежде всего  социально-экономической жизни, как  инструмент упорядочения совместного  удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных  личностей.

Формирование  государства — длительный процесс, у различных народов мира он шел  разными путями.

На Востоке  наибольшее распространение получила такая форма возникновения государства, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказа

лись социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

По другому  историческому пути шел процесс  в Афинах и Риме, где рабовладельческое  государство возникло в результате появления частной собственности  и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства  из классовых антагонизмов, развившихся  внутри родового строя.

В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства  в значительной степени связано  с завоеванием обширных чужих  территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые другие-государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

20. Теория разделения  власти.

Для нормального  существования  правового государства  в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви  власти, создавать систему сдержек  и противовесов, предотвращать монополизацию  публично-властных полномочий одной  из сторон. Законодательная власть представлена конгрессом, включающим депутатов состоящим из двух палат (верхняя палата – Сенат. Нижняя палата – палата представителей). Конгрессмены обязаны реализовать в форме законодательных инициатив интересы избирателей. Верховный суд – самый элитный элитарный институт в американском государственном устройстве. Решение его членов не подлежат обжалованию за исключением случаев принятия поправок к самой конституции. Члены Верховного суда назначаются президентом пожизненно и могут быть смещены только за  измену, взяточничество и другие тяжкие преступления. Исполнительная власть – представлена президентом, наделенным согласно конституции монопольным правом назначать послов, федеральных судей, высших чиновников, заключать договоры.

21. Тоталитаризм.

Понятие “тоталитаризм” в буквальном смысле слова означает “весь”, “целый”, “полный”. В каждой из стран, где возникал и  развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки  тоталитарного политического  режима:

1) государство  стремится к глобальному господству  над всеми сферами общественной  жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество  практически полностью отчуждено  от политической власти, но оно  не осознает этого, ибо в  политическом сознании формируется  представление о “единстве”, “слиянии”  власти и народа;

3) монопольный  государственный контроль над  экономикой, средствами массовой  информации, культурой, религией  и т.д. вплоть до личной жизни,  до мотивов поступков людей;

4) абсолютная  “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;

5) государственная  власть формируется бюрократическим  способом, по закрытым от общества  каналам, окружена “ореолом тайны”  и недоступна для контроля  со стороны народа;

6) доминирующим  методом управления становится  насилие, принуждение, террор;

7) господство  одной партии, фактическое сращивание  ее профессионального аппарата  с государством, запрет оппозиционно  настроенных сил;

8) права  и свободы человека и гражданина  носят декларативный, формальный  характер, отсутствуют четкие гарантии  их реализации;

9) экономической  основой выступает крупная собственность:  общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие  одной официальной идеологии,  фактически устраняется плюрализм;

11) централизация  государственной власти во главе  с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность  репрессивных государственных органов  со стороны общества;

13) отсутствие  правовой государственности и  гражданского общества;

14) государственная  власть осуществляется по своему  усмотрению, произволу, без учета  мнения большинства, в противоречии  с демократическими механизмами,  нормами и институтами.

22. Авторитаризм.

Авторитарный  режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления,

как разновидность  общественных отношений (например, Испания  периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Признаки  авторитарного политического  режима:

1) в  центре и на местах происходит  концентрация власти в руках  одного или нескольких тесно  взаимосвязанных органов при  одновременном отчуждении народа  от реальных рычагов государственной  власти;

2) игнорируется  принцип разделения властей на  законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль  представительных органов власти  ограничена властным субъектом,  хотя они и могут существовать;

4) суд  выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5) сужена  или сведена на нет сфера  действия принципов выборности  государственных органов и должностных  лиц, подотчетности и подконтрольности  их населению;

6) в  качестве методов государственного  управления доминируют командные,  административные, в то же время  отсутствует террор, практически  не применяются массовые репрессии,  жесткие насильственные приемы  осуществления политической власти;

7) сохраняется  частичная цензура, существует  своего рода “полугласность”;

8) отсутствие  единой идеологии (в отличие  от тоталитаризма здесь не  оправдывают свои поступки стремлением  к высоким целям);

9) отказ  от полного тотального контроля  над всеми сферами общественной  жизни, как это наблюдается  в тоталитарном политическом  режиме;

10) существует  частичный плюрализм, оппозиция  не допускается, может существовать  лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны  ориентироваться на линию, выработанную  правящей партией, в противном  случае они разгоняются;

11) права  и свободы человека и гражданина  главным образом провозглашаются,  но реально не обеспечиваются  во всей своей полноте (прежде  всего в политической сфере);

12) личность  лишена гарантий безопасности  во взаимоотношениях с властью;

13) “силовые”  структуры обществу практически  не подконтрольны и используются  подчас и в сугубо политических  целях;

14) роль  лидера высока, но в отличие  от тоталитаризма лидер не  харизматический.

23. Демократия.

В зависимости  от особенностей набора методов и  средств государственного властвования различают два полярных режима —  демократический и антидемократический.

Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства. Признаки демократического режима:

население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

— решения  принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— существование  гражданского общества с его развитой структурой;

— реальное осуществление правового государства;

— выборность и сменяемость центральных и  местных органов государственной  власти, их подотчетность избирателям;

— легитимность государственной власти;

— “силовые”  структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся  под демократическим контролем  общества, используются только по прямому  предназначению, их деятельность регламентируется законами;

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

— во всех сферах общественной жизни господствует закон;

— провозглашаются  и реально обеспечиваются права  и свободы человека и гражданина;

— в  отношении хозяйствующих субъектов  и граждан действует принцип  “дозволено все, что не запрещено  законом”;

— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование  на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

— гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию  развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях  конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы  существенные черты демократического политического режима, отличающие его  от авторитарного и тоталитарного  режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти. 
 
 
 

Информация о работе Ответы по политологии