Автор работы: n**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:48, шпаргалка
Ответы на 27 вопросов.
В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.
Таким
образом, возникновение
Формирование государства — длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями.
На Востоке
наибольшее распространение получила
такая форма возникновения
лись социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
По другому
историческому пути шел процесс
в Афинах и Риме, где рабовладельческое
государство возникло в результате
появления частной
Афины
— это самая чистая, классическая
форма возникновения
В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые другие-государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
20. Теория разделения власти.
Для нормального существования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон. Законодательная власть представлена конгрессом, включающим депутатов состоящим из двух палат (верхняя палата – Сенат. Нижняя палата – палата представителей). Конгрессмены обязаны реализовать в форме законодательных инициатив интересы избирателей. Верховный суд – самый элитный элитарный институт в американском государственном устройстве. Решение его членов не подлежат обжалованию за исключением случаев принятия поправок к самой конституции. Члены Верховного суда назначаются президентом пожизненно и могут быть смещены только за измену, взяточничество и другие тяжкие преступления. Исполнительная власть – представлена президентом, наделенным согласно конституции монопольным правом назначать послов, федеральных судей, высших чиновников, заключать договоры.
21. Тоталитаризм.
Понятие “тоталитаризм” в буквальном смысле слова означает “весь”, “целый”, “полный”. В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство
стремится к глобальному
2) общество
практически полностью
3) монопольный
государственный контроль над
экономикой, средствами массовой
информации, культурой, религией
и т.д. вплоть до личной жизни,
4) абсолютная “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;
5) государственная
власть формируется
6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
8) права
и свободы человека и
9) экономической
основой выступает крупная
10) наличие
одной официальной идеологии,
фактически устраняется
11) централизация
государственной власти во
12) бесконтрольность
репрессивных государственных
13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
14) государственная
власть осуществляется по
22. Авторитаризм.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления,
как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Признаки авторитарного политического режима:
1) в
центре и на местах происходит
концентрация власти в руках
одного или нескольких тесно
взаимосвязанных органов при
одновременном отчуждении
2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) роль
представительных органов
4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
5) сужена
или сведена на нет сфера
действия принципов выборности
государственных органов и
6) в
качестве методов
7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода “полугласность”;
8) отсутствие
единой идеологии (в отличие
от тоталитаризма здесь не
оправдывают свои поступки
9) отказ
от полного тотального
10) существует
частичный плюрализм,
11) права
и свободы человека и
12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
13) “силовые”
структуры обществу
14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер не харизматический.
23. Демократия.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.
Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства. Признаки демократического режима:
— население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
— существование гражданского общества с его развитой структурой;
— реальное
осуществление правового
— выборность
и сменяемость центральных и
местных органов
— легитимность государственной власти;
— “силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;
— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
— во всех сферах общественной жизни господствует закон;
— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
— в
отношении хозяйствующих
— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);
— гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;
— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
Таковы
существенные черты демократического
политического режима, отличающие его
от авторитарного и тоталитарного
режимов. Знание вышеперечисленных признаков
имеет важное значение, помогая четче
ориентироваться в квалификации системы
методов, приемов и средств осуществления
политической власти.