Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 16:36, реферат
После второй мировой войны в Финляндии и обеих скандинавских странах положение саамов улучшилось, и параллельно с этим, главным образом начиная с 60-х гг., возросло национальное самосознание саамов. В 1950—1951 гг. в Норвегии и Швеции был создан единый саамский литературный язык. С 1953 г. в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 г. создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ЧАСТЬ 1. ИЗ ИСТОРИИ СААМСКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ……………………….
1.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДО 1944 ГОДА……………………………………………………………….
1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В 60-80-Е ГОДЫ……………………………………………………….
ЧАСТЬ 2. ПАРЛАМЕНТ СААМОВ…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЧАСТЬ 1. ИЗ ИСТОРИИ СААМСКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ……………………….
1.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДО 1944 ГОДА……………………………………………………………….
1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В
60-80-Е ГОДЫ………………………………………………
ЧАСТЬ 2. ПАРЛАМЕНТ СААМОВ…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Территория проживания саамов простирается от Северной Норвегии и Швеции) через северные области Финляндии до самого Кольского полуострова, принадлежащего России, то есть так называемая Лапландия представляет собой огромную территорию протяжённостью примерно 1500—2000 км и шириной от 200 до 400 км (общей площадью около 400 тыс. кв. км). Численность лапландцев оценивается примерно в 70—80 тыс. чел., из которых более половины говорит на своём древнем языке, унаследованном от предков. Что касается образа жизни саамов, большая их часть занимается домашним оленеводством, земледелием и рыболовством. К настоящему времени почти повсеместно они являются национальным меньшинством.
Саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) финно-угорского по своим корням населения археологической культуры комша, проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику начиная с IV тыс до н. э. Предположительно в 1500—1000-х гг. до н. э. начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и скотоводов, в то время как предки саамов на территории Карелии и Финляндии ассимилировали автохтонное население Фенноскандии. Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов.
После
второй мировой войны в Финляндии
и обеих скандинавских странах
положение саамов улучшилось, и параллельно
с этим, главным образом начиная
с 60-х гг., возросло национальное самосознание
саамов. В 1950—1951 гг. в Норвегии и
Швеции был создан единый саамский
литературный язык. С 1953 г. в Финляндии
и странах Скандинавии проводятся многочисленные
конференции, а в 1956 г. создан Саамский
Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят
также представители России. В 1974 г. был
основан Саамский институт. В o6eих скандинавских
странах и Финляндии работает отдельный
Саамский парламент (или Народное собрание).
В 90-х гг. появились законы о языке, которые
в определенной степени придают саамскому
языку статус государственного. В 1986 г.
саамская конференция утвердила саамский
национальный флаг и гимн и правила их
использования. В последние десятилетия
улучшилось и положение школьного обучения
на саамском языке. Выходят саамские газеты,
журналы, книги, имеются радио- и телепередачи.
С 1976 г. саамы являются членами Всемирного
совета коренных и, родов (WC1P). В 1986 г. на
национальном конгрессе саамов в Швеции
принят саамский флаг. 74 г. был основан
Саамский институт. В o6eих скандинавских
странах и Финляндии работает отдельный
Саамский парламент (или Народное собрание).
В 90-х гг. появились законы о языке, которые
в определенной степени придают саамскому
языку статус государственного. В 1986 г.
саамская конференция утвердила саамский
национальный флаг и гимн и правила их
использования. В последние десятилетия
улучшилось и положение школьного обучения
на саамском языке. Выходят саамские газеты,
журналы, книги, имеются радио- и телепередачи.
С 1976 г. саамы являются членами Всемирного
совета коренных и, родов (WC1P). В 1986 г. на
национальном конгрессе саамов в Швеции
принят саамский флаг.
ЧАСТЬ
1. ИЗ ИСТОРИИ СААМСКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО
ДВИЖЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ
Корни
саамского общественно-
Сегодня северные саамы — самые активные среди всех саамов.
Одна причина заключается в том, что южные саамы лучше знали шведский и норвежский язык, чем братья и сестры на севере, и таким образом могли следить за работой общественных организаций шведов и норвежцев. Кроме того, южные саамы участвовали в работе шведских организаций и там осваивали навыки такой деятельности. Среди южных саамов были люди, которые имели высшее образование и знали, как организовать себя.
Цель
политического движения саамов в
начале XX века была двоякой: действовать
«внутри», вовлекать саамов в работу
на национальной и этнической основе и
действовать «снаружи», влиять на общее
мнение и власть, чтобы она приняла требования
саамов. Эта цель остается во многом и
сегодня.
1.1.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДО 1944 ГОДА
Первое десятилетие XX века было временем интенсивной мобилизации скандинавских саамов. Первая местная саамская организация была создана в 1903 году в пос. Тэрнабю (Швеция). А в следующем году в Швеции возникла «Лопарская центральная организация» (Lapparnas Central-Forbund). Руководителем ее была Элса Лаула Ренсберг (1877—1931), легендарная саамская женщина, которая в том же году издала книгу с драматическим названием «Перед жизнью или смертью?» (Infor liv eller Dod?). Однако эта организация все-таки плохо функционировала и была ликвидирована в 1923 году.
В 1904 году организовались местные саамские организации в поселках Вильхелмина-Оселе, Фатмомакке, Гден (южные саамские регионы Швеции). Целью их деятельности было улучшение социального, экономического и политического положения саамов. А на севере (в Норвегии, недалеко от г. Тромсё) стала издаваться саамская газета — «Сагай Муйталеаддьи», которая существовала до 1911 года.
В 1905 году были изданы несколько номеров первого саамского журнала в Швеции. Следующая попытка издать саамский журнал была сделана в 1918 году, и он существует до сих пор (под названием «Самефолкет»).
Шестого февраля 1906 года состоялась первая большая встреча норвежских саамов, однако на ней присутствовали саамы только южных регионов. В том же году был избран первый саам в парламент Норвегии. Это был Исак Саба (1872—1929), из пос. Нессебю. В период избирательной кампании он написал стихотворение «Песня саамского рода», текст которого в 1986 году был утвержден как национальный гимн саамского народа.
В 1908 году были организованы первые местные общественные саамские организации в губернии Тронхейм. Их создали оленеводы-саамы, так как тогда усилилась борьба за сохранение традиционных пастбищ, а власть старалась сократить кочевки оленеводов.
Следующая общественная организация саамов была образована в 1910 году в районе Хельгеланд (Норвегия), и в том же году возникла первая саамская женская организация в районе Вефесн (организатором ее была все та же Элса Лаула Ренсберг).
В 1910 году в Норвегии появилась Организация лопарей (Lappiske Forbund), в нее входили четыре местные организации южных саамов Норвегии. На севере Норвегии, в Финнмарке, первые организации были созданы в 1911 году (Полмак, Тана, Кистранд).
Первая встреча, в которой участвовали южные и северные саамы Норвегии и Швеции, состоялась в феврале 1917 года в г. Тронхейм. В 1992 году этот день провозглашен как национальный праздник саамов всех стран.
Почему скандинавские саамы были такими активными в начале XX века? Прежде всего потому, что государственные власти усилили давление на национальные меньшинства, шла ассимиляция саамов. Был даже тает более широко, вместе с Саме-Этнам издает журнал «Самефолкет». Но ССР не ведет переговоры с государством о цене и дотациях на оленину, зато проводит ежегодные конференции (3 дня), на которых обсуждаются актуальные проблемы шведских саамов. Секретариат ССР находится в г. Умео.
Первая конференция всех саамов северных стран Европы состоялась 31 августа — 3 сентября 1953 года в шведском поселке Йоккмокк. Приехало около 200 делегатов из трех стран: из Норвегии, Финляндии, Швеции. На конференции был создан комитет, который начал создание Саамского союза северных стран и разработал проект устава, который был принят на второй саамской конференции в поселке Карасйок в августе 1956 года. Состав руководящего органа был тогда такой: пять человек — из Норвегии, 4 — из Швеции, 3 — из Финляндии. Они назначались и назначаются сейчас всеобщей саамской конференцией, которая ныне собирается раз в 4 года (раньше было чаще). Главные ассоциации саамов назначают делегатов на эти конференции, делегаты выбирают членов в Союз саамов. Секретариат Союза саамов находится в поселке Утсйоки (Финляндия), и там работают четыре сотрудника. Союз саамов приглашал в 1960—1980 годах на свои конференции советских саамов, но либо не получал ответа, либо получал отказ.
Саамские
конференции обсуждали
1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В 60-80-Е ГОДЫ
В 1960 году состоялся визит норвежских саамов в Ловозеро, который вызвал большой общественный резонанс в Норвегии, ибо участники поездки хвалили систему оленеводства в СССР. Эти оценки не нравились норвежским властям, которые в свою очередь сильно критиковали саамов-оленеводов. (В книге «Образцы саамской речи» профессор Г. Я. Керт дает описание этого визита по рассказу Октябрины Матрехиной-Вороновой).
Между тем общественная активность саамов северных стран продолжала расти. Более или менее регулярно проходили саамские конференции: в 1962 году — в г. Кируна, в 1965 году — в г. Тана, в 1968 году — в Хетте, где впервые присутствовали четыре советских ученых (Керт, Тароева, Лукьянченко, Савватеев).
В 1966 году в Швеции был начат крупный в истории этой страны судебный процесс. Саамы обратились в суд, оспаривая у государства права на собственность ряда гор в южных регионах саамской территории. После пятнадцатилетнего обсуждения Верховный суд Швеции отклонил требования саамов на право собственности тех земель, где они веками пасли своих оленей.
В 1968 году была создана Главная ассоциация саамов Норвегии (НСР), которая стала самой крупной саамской организацией Королевства и вошла в Союз саамов. НСР организовала свою первую конференцию в 1969 году, там были приняты резолюции о саамских промыслах, о праве на землю, о компенсации потерянных ресурсов. Секретариат НСР находится в пос. Каутокейно, который можно считать неофициальной саамской столицей всех саамов.
В
1973 году был создан саамский парламент
Финляндии. Право на участие в
его выборах имели только саамы,
которые соответствовали
он
или она говорят на саамском языке
в качестве родного языка;
его
или ее мать или отец говорят по-саамски;
бабушка
или дедушка говорили на родном языке.
Обязательным
условием было считать себя саамом.
В саамском парламенте первоначально было 20 представителей, избранных на 4 года. В 1996 году структура и название парламента были изменены, и сейчас он имеет 21 депутата.
На практике саамские парламенты всех трех стран являются совещательными органами при правительствах. Так как они являются частью государственных структур, то не считаются членами Союза саамов, который объединяет общественные саамские организации. Секретариат саамского парламента находится в пос. Инари.
70-е
годы в саамском общественно-
Информация о работе Парламент Саами общественно-политического движения