Парламент Саами общественно-политического движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 16:36, реферат

Описание

После второй мировой войны в Финляндии и обеих скандинавских странах положение саамов улучшилось, и параллельно с этим, главным образом начиная с 60-х гг., возросло национальное самосознание саамов. В 1950—1951 гг. в Норвегии и Швеции был создан единый саамский литературный язык. С 1953 г. в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 г. создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

ЧАСТЬ 1. ИЗ ИСТОРИИ СААМСКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ……………………….

1.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДО 1944 ГОДА……………………………………………………………….

1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В 60-80-Е ГОДЫ……………………………………………………….

ЧАСТЬ 2. ПАРЛАМЕНТ СААМОВ…………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Парламент Саами.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

     Сколты  имеют независимую официальную  организацию, признанную "Законом  о сколтах" 1995 года. Сельские собрания сколтов имеются в регионах Няэтэмэ  и Неллим-Кевяярви и являются основными  форумами для обсуждения повседневных дел сколтов. Имеются также Сколтский совет и Сколтский староста . Сколты представлены также в Саамском парламенте. Сколтская территория, куда сколты переселились после присоединения региона Петсамо к Советскому Союзу, определена законом и охватывает восточную часть муниципалитета Инари. Инарские саамы не имеют отдельного официального представительного органа, но их общество действует очень активно с целью возрождения саамского языка инари.

     Совещательная комиссия по делам саамов была основана в 1960 году, как консультативный орган с представителями из министерств, Лапландской губернии и Саамского парламента для улучшения социального, культурного, образовательного, экономического и правового положения саамов. Союз саамов , созданный в 1956 году как Северный саамский совет, является теперь общим консультативным органом саамских обществ Финляндии, Норвегии, Швеции и России. В 2000 году будет проведена первая сессия Саамского парламентского совета, общего органа трех Северных саамских парламентов. В связи с рационализацией оленеводства, требующей значительных капиталовложений, и сокращением количества оленей, всего около 10 процентов саамских семей могут жить оленеводством. В отличие от Норвегии и Швеции, право заниматься оленеводством принадлежит в Финляндии не только саамам, но и всем, кто живет в особом оленеводческом районе. Зимой 1997/98 гг. в Финляндии имелось около 196000 оленей, в то время как максимально допустимое число было 224900. От оленеводства получают свой основной доход около 900 саамских и финских семейств, а значительную часть дохода - около 1500. Крупномасштабное оленеводство более свойственно северным саамам, в то время как инарские и сколтские саамы традиционно добывают средства к существованию, сочетая рыболовство, охоту, мелкомасштабное скотоводство и оленеводство. В Лапландской губернии и некоторых частях губернии Оулу саамские и иные жители могут на равных правах бесплатно охотиться на государственных землях на территории муниципалитета их проживания. Рыболовные привилегии в государственных водах также относятся к традиционным правам пользования, принадлежащим местному саамскому и иному населению.

     Деревянные  оленьи дойники, ножи и другие изделия  из оленьих рогов, а также деревянные бусы - типичные предметы саамских ремесел. Мужчины готовят изделия из рогов и дерева, женщины - из кожи, оловянной проволоки и еловых корней. Саамы стремятся сохранить монополию на традиционные саамские ремесла и бороться с дешевыми копиями из других стран. С 1982 года подлинным изделиям саамских ремесел (Duodji) выдаются специальные сертификаты, одобренные всеми Северными странами совместно. В Финляндии они выдаются Финляндским обществом саамских ремесел. Вопрос о правах саамов на земли в северной Лапландии остается нерешенным. Правительство Финляндии объявило в 1990 году, что оно не может ратифицировать конвенции Международной организации труда № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых государствах, так как законодательство страны не полностью обеспечило, в частности, "прав собственности и владения территориями их традиционного проживания". Согласно официальному заявлению о правительственной политике в области прав человека, представленному парламенту 11 ноября 1998 года, условия для ратификации будут обсуждаться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Развитие  саамского общественно-политического  движения за последние десятилетия  шло очень быстро. В 1990-е годы саамы  активно работали в Баренц-совете (создан в 1993 году) и в Арктическом  совете (создан в 1996 году). В Арктическом совете саамы участвуют через Союз саамов в качестве постоянного члена.

     Что же касается Кольских саамов, то общественно-политическое движение в Мурманской области в  конце XX века шло быстрее и даже более эффективнее, чем в других местах. В России есть свои специфические сложности, в том числе финансовые, но результаты саамской общественно-политической работы здесь виднее, чем в соседних странах. В Скандинавии можно с довольно высокой вероятностью предсказать положение саамов, скажем, через десять лет. В России это невозможно, что делает Россию более интересной для изучения и исследований, чем Скандинавию.

     Есть, конечно, разница между российскими  и скандинавскими саамами. Особенно настораживает нас небрежное  отношение российских саамов к финансовым делам. О хороших же отношениях соседей свидетельствуют участившиеся браки между российскими и скандинавскими саамами.

     В работе использованы данные из книг шведских и финских авторов Greller Wolfgang. Provisions and Regulations of the Sami Languages, Haetta Odd Mathis. Samene — en arktisk urbefolkning, Haetta Odd Mathis. Samene, historie, kultur, samfunn, Nikul Karl. Saamelaiset kansanaja kansalaisina, Turi Johan. Sami deavsttat. Duoddaris. Перевод осуществлен компьютерной программой «Stilus». 
 
 
 

     ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА 

     1. Greller Wolfgang. Provisions and Regulations of the Sami Languages. — Aberystwyth, 1996.

     2. Haetta Odd Mathis. Samene — en arktisk urbefolkning. — Karasjok, 1992. 

     3. Haetta Odd Mathis. Samene, historie, kultur, samfunn, — Oslo, 1994.

     4. Nikul Karl. Saamelaiset kansanaja kansalaisina. — Helsinki, 1970.

     5. Turi Johan. Sami deavsttat. Duoddaris. — Jokkmokk, 1988.

Информация о работе Парламент Саами общественно-политического движения