Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:10, доклад
Латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э). Первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Родился в Цзоу в царстве Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун). Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н.э. династии Инь.
КОНФУЦИЙ
Латинизированная
форма китайского Кун Фу-цзы - "Учитель
Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479
до н.э). Первый китайский философ, личность
которого исторически достоверна, создатель
конфуцианства. Родился в Цзоу в царстве
Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун). Происходил
из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически
восходившей к свергнутой в 11 в. до н.э.
династии Инь.
КОНФУЦИЙ
Конфуций
уже в молодости стал первым в
истории Китая профессиональным
преподавателем и организатором
сообщества ученых-интеллектуалов (имел
более трех тысячи учеников). Его
педагогическая доктрина строилась
на эгалитарно-демократическом
ЛИТЕРАТУРА
Попов
П.С. Изречения Конфуция, учеников его
и других лиц. СПб, 1910 Древнекитайская
философия, тт. 1-2. М., 1972-1973 Конфуцианство
в Китае: проблемы теории и практики.
М., 1982 Кобзев А.И. "Великое учение"
- конфуцианский катехизис. - В кн.:
Историко-философский
Введение
Глава 1.
Содержание
социально-политического учения Конфуция
Глава 2.
Личность
Конфуция
Глава 3.
Место
конфуцианства в истории
Заключительная
часть
Список литературы
Социально-политическое
учение Конфуция
Содержание
социально-политического учения Конфуция
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли
Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге "Лунь юй"
("Беседы
и высказывания"), составленной
его учениками. На протяжении
многих веков эта книга
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально- патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "простолюдины", "низкие",
"младшие"
должны подчиняться "
"старшим".
Тем самым Конфуций выступал
за аристократическую
Правда,
его политический идеал состоял
в правлении аристократов добродетели
и знания, а не родовой знати
и богатых, так что предлагаемая
им едеальная конструкция правления отличалась
от тогдашних социально- политических
реалий и благодаря этому обладала определенным
критическим потенциалом. Но в целом для
Конфуция и его последователей, несмотря
на отдельные критические замечания и
суждения, характерно скорее примиренческое
и компромиссное, нежели критическое отношение
к существовавшим порядкам. Вместе с тем
присущее конфуцианству требование соблюдения
в государственном управлении принципов
добродетели выгодно отличает это учение
как от типичной для политической истории
Китая практики деспотического правления,
так и от теоретических концепций, оправдывавших
деспотическое насилие против подданных
и отвергавших моральные сдержки в политике.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими принципов добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие,
Конфуций
говорил: "Зачем, управляя государством,
убивать людей? Если Вы будете стремиться
к добру, то и народ будет добрым.
Мораль благородного мужа (подобна) ветру;
мораль низкого человека (подобна) траве.
Трава наклоняется туда, куда дует
ветер".
Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем "старшим".
Политическая
этика Конфуция в целом направлена
на достижение внутреннего мира между
верхами и низами общества и стабилизации
правления. Помимо чисто моральных
факторов он обращает внимание и на
необходимость преодоления
(правителя)".
Отвергая бунты и борьбу за
власть, Конфуций высоко оценивал
блага гражданского мира.
Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов ("варваров"). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских правителей, Конфуций советовал им: "людей, живущих далеко и не подчиняющихся", необходимо "завоевать с помощью образованности и морали".
"Если
бы удалось их завоевать, —
добавлял он, — среди них воцарился
бы мир". Эти культуртрегерские
и миротворческие мотивы в
дальнейшем нередко
Регулирование
политических отношений посредством
норм добродетели в учении Конфуция
резко противопоставляется
"Если,
— подчеркивал он, — руководить
народом посредством законов
и поддерживать порядок при
помощи наказаний, народ будет
стремиться уклоняться (от наказаний)
и не будет испытывать стыда.
Если же руководить народом
посредством добродетели и
В целом
добродетель в трактовке
Отрицательное
отношение Конфуция к позитивным
законам (фа) обусловлено их традиционным
наказательным значением, их связью (на
практике и в теоретических представлениях,
в правосознании) с жестокими наказаниями.
Вместе
с тем Конфуций не отвергал полностью
значение законодательства, хотя, судя
по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную
роль.
Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении
Конфуция
несет принцип "исправления имен"
(чжэ мин). Цель "исправления имен"
— привести "имена" (т.е. обозначения
социальных, политических и правовых статусов
различных лиц и грпп населения в иерархической
системе общества и государства) в соответствие
с реальностью, обозначить место и ранг
каждого в социальной системе, дать каждому
соответствуюее ему имя, чтобы государь
был государем, сановник — сановником,
отец — отцом, сын — сыном, протолюдин
— простолюдином, подданный — подданным.
Уже вскоре
после своего возникновения конфуцианство
стало влиятельным т
О личности
и биографии Конфуция
Конфуций
— это латинизированное имя Кун-фуцзы
— Confucius, то есть учитель Кун.
Как отмечает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона[1], Конфуций — знаменитый китайский ученый (551-479 гг. до н.э.), имя которого было Чжун-ни, а прозвание Цю, сын выдающегося воина Шу-Лян-Хэ от второй жены из фамилии Янь
(из этой же фамилии происходил любимый ученик Конфуция, Янь-Хуй), по имени
Чжэн-цзай.
Родился он в нынешних окрестностях Янь-чжоу, провинция Шань-Дун. В 19 лет Конфуций женился, от этого брака у него родился сын Ли. В этот период
Конфуций
был заведующим хлебными амбарами.
На 21 году Конфуций впервые выступает
в роли учителя. С 496 по 483 гг. до н.э. Конфуций
в сопровождении учеников посетил несколько
уделов с проповедями своих идей, но без
особого успеха. В 483 г.[2] он вернулся в
родной удел Лу, где и оставался до самой
смерти. В это время Конфуций занимался
изучением древних обрядов и музыкой,
редактировал древние поэтические произведения
и написал предисловие к Шу- цзину, уделяя
в то же время много внимания И-цзину.
Согласно легенде, в 480 г. во время охоты был пойман баснословный зверь Ци-Линь, и Конфуций счел это за предзнаменование своей близкой смерти. Этим годом он закончил составленную им летопись удела Лу — Чунь-цю
(с 722
по 481 гг.), которую считал самым важным
своим трудом: "По ней люди узнают меня,
и по ней люди осудят меня". Умер Конфуций,
сожалея, что никто из правителей не воспользовался
его советами. Могила Конфуция находится
в г.Цюй-фоу-сянь, где сооружен обширный
храм в его честь, и живут его потомки,
служащие жертвоприносителями в храме.
Первая биография Конфуция помещена в
"Исторических записках" Сы-Ма-Цяня
(I в. до н.э.).
Учение
Конфуция было исключительно морально-
"Пути", нормы, как всеощего регулятора. По учению Лао-цзы и его последователей, Дао — трансцедентальность и метафизичность, а по учению
Конфуция, оно — мораль и позитивизм. По мнению Конфуция, Дао есть "Жэнь" — гуманность, отсутствие эгоизма, добросердечность, искренность (самый знак состоит из двух понятий: человек и два, что значит: врожденное человеку свойство, проявляемое в отношении другог). "Гуманность — дверь, через которую мы проходим, выходя из дома". "Ведите себя на стороне так, как будто Вы принимаете важное лицо". "Пользуясь услугами народа, ведите себя, как если бы Вы присутствовали при жертвоприношении". "Не делайте другим того, чего не желали бы себе". "Преобори свой эгоизм и вернись к должному", говорит Конфуций. Чувство гуманности, как основа жизни, заложено в человеческой природе и присуще ей; самая гуманность не является поэтому развитой формой эгоизма. Определение морального поведения дано самим