Политическая доктрина Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:10, доклад

Описание

Латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э). Первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Родился в Цзоу в царстве Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун). Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н.э. династии Инь.

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.docx

— 41.09 Кб (Скачать документ)

Конфуцием: "Я следую в своем поведении  влечению сердца, но не перехожу середины". Осуществляя гуманность, человек  должен человек должен воздерживаться от причинения людям того, чего он не желает себе. В отношении своих поступков необходимо стремиться к нравственному совершенству, идеалом которого является освобождение от нечистых мыслей и побуждений; тогда человек ведет себя как дитя, будучи искренним во всех проявлениях души. 

Политическим  идеалом Конфуция был феодально-теократический строй начала Чжоуского периода. Облеченный властью верховного жреца, сын неба

(император)  являлся распорядителем судеб  удельных князей — своих вассалов.

Деление на правящих и управляемых установлено самим небом. Правитель — отец своих подданых. Говоря о пяти социальных отношениях (правитель — подданный, отец — сын, муж — жена, братья, друзья), он отводит женщине роль подчиненную. Почти не касаясь религии, Конфуций признавал необходимость соблюдения национальных верований и обычаев, говоря, что вопросы о потустороннем мире непостижимы для человеческого ума. 

Число учеников Конфуция не было слишком  велико. Сы-ма-Цянь вкладывает в уста Конфуция фразу: тех, кто изучил мои наставления и постиг их, было 77 человек, выдающихся по своим способностям; легенда число это увеличивает до

3000, считая, что 72 ученика были достойнейшими.  Мын-цзы (372-289 гг.) не только был лучшим выразителем конфуцианства, но и истинным создателем его в период до Циньской династии; до Мын-цзы оно не занимало преобладающего положения среди других учений. "Никогда со времени создания мира не было равного Конфуцию", — говорил Мын-цзы. Им было развито учение о доброте человеческой природы. В дополнение конфуцианского принципа жэнь, он говорил о гуманности и о долге, как о волевой и этической формах его проявления. Им было развито учение о правах народа, хотя и Конфуций говорил о "jus divinum" правителя только при условии личных добродетелей. 

При династии Цинь, сменившей Чжоускую династию, конфуцианство, судя по преследованиям конфуцианцев при этой династии, уже играло известную роль.

Ханьскую династию следует считать создательницей конфуцианства (жу-цзяо — религия ученых). Покровительство, которое оказывала эта династия конфуцианству, дало его идеям возможность достигнуть преобладающего влияния. Вот что об этом говорит первое издание Большой Советской энциклопедии: 

"Реставрация  Хань принесла утверждение конфуцианства. Оно внесло повсюду свой стиль ханжества и лицемерного патриархализма, столь мало вязавшегося с действительностью. По мере того, как устойчивость этого общества подрывалась и разлагающаяся империя была все менее способна обеспечить основные интересы господствующего класса, росла и идейная реакция против конфуцианства, выразителем которой в этот период выступает главным образом даосизм"[3]. 

Организация государственных экзаменов способствовала дальнейшему укреплению идей конфуцианства. 

При Сунской  династии совершилось возрождение  конфуцманства под влиянием буддизма. При этой династии была выработана метафизическая система и составлены комментарии к классикам, считающиеся ортодоксальными.

Сочинения представителей новой школы входят в собрание "Син-ли-да-цюань"

(120 авторов). Син-ли — закон природы. Чжу-си (Чжу-цзы — учитель Чжу) принадлежит сборник домашних обрядов при жертвоприношениях в честь предков, свадебных и т.п., принятых и ныне. 

В отношении  религии конфуцианство ограничивается обрядами культа предков и лиц, признанных государством особо отличившимися, а также признанных народом (государи различных династий, изобретатели, создатели земледелия, шелководства, великие ученые, выдающиеся деятели  и патроны городов). В 194 г. до н.э. основатель Ханьской династии проездом через Лу, посетил могилу Конфуция и принес жертвы. Многие императоры также совершали путешествия в Цзоу. Великий император Маньчжурской династии, Кан-си, посетив храм, трижды простерся ниц перед изображением Конфуция. С 1 г. н.э.

Конфуцию  стали давать почетные титулы. В 657 г. был установлен современный титул: совершенный мудрец, первоучитель Кун. Первоначально жертвоприношения осуществлялись только на могиле мудреца, но с 57 года повелено их совершать в правительственных школах, а с VII в. стали сооружать специальные храмы.

Кроме таблиц с именем Конфуция, помещают таковые с именами его ближайших  учеников: Янь-Хуй, Цзэн-Цань, Цзы-Сы, Мын-Цзы и других конфуцианцев и предков Конфуция. Потомки Конфуция единственными в Китае сохраняли титул князей, имели земельные владения и были освобождены от повинностей. 

Преобладающее влияние Конфуция на китайскую культуру, мышление и социальную жизнь, особенно на средние образованные классы и  чиновников, по сравнению с влиянием других мыслителей, объясняется, главным  образом, общедоступностью его этических  положений, основанных на гуманности и свободных от мистики и сверхъестественного. Преимущественное изучение конфуцианских классиков и их знание считались необходимыми для всех. 

Конфуцианство давало кодекс морали, являвшийся в  то же время политическим кодексом. Значительную долю его влияния следует  приписать, по- видимому, тому факту, что  Конфуций являлся хранителем и истолкователем древних идеалов Северного Китая, как он сам об этом говорит. 
 

Место конфуцианства в истории Древнего Китая 

Для религиозной  системы древних китайцев были характерны умеренность и рационализм, минимум  мифологии и метафизики и, главное, примат этики перед мистикой, т.е. вполне сознательное подчинение религиозно-мистического начала требованиям социальной этики  и административной политики, залогом  чего было соединение в руках одних  и тех же должностных лиц, начиная  с правителей, фнукций чиновников и жрецов. Такого рода особенности религиозной системы создавали своего рода вакуум в сфере веры с ее эмоциями и жертвенной самоотдачей. Этот вакуум уже в раннечжоуском Китае был заполнен культом легендарных героев и мудрецов древности, культом хорошо вознаграждаемой добродетели, олицетворением чего была доктрина о Мандате

Неба. Заполнялся вакуум усилиями раннечжоуских чиновников-историографов, в чьи функции входило записывать и воспевать деяния мудрых и добродетельных.

Результатом деятельности чиновников-грамотеев было создание основы для первых в Китае канонических книг — книги исторических преданий (Шуцзин) и книги народных песен и священных гимнов (Шицзин). Эти книги заложи фундамент древнекитайской мысли, определили характер менталитета китайцев, что не замедлило сыграть свою роль. Когда на рубеже VI-V вв. до н.э. перед страной стала задача объединения, а поиски решения этой задачи оказались в центре идейных споров, сложившаяся уже в чжоуском Китае система социальных, этических и духовных ценностей определила характер и направление поисков, которые шли в русле этики и социальной политики, трезвого рационализма, позже также и бесцеремонного прагматизма. 

Первой  и наиболее важной для Китая системой взглядов и решения острых проблем  оказалось конфуцианство, со временем во многом определившее параметры китайской  цивилизации. Конфуций был выходцем из слоя ши, и его учение в немалой мере отражало социальные позиции и интересы этого слоя, хотя далеко не только его. Выдвинув в качестве социального идеала эталон благородного цзюнь-цзы, т.е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга, гуманности, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и глубоко почитающего мудрость старших, Конфуций призвал современников следовать этому идеальному образцу. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье ("пусть отец будет отцом, а сын — сыном"), Конфуций выдвинул тезис о том, что государство — это та же семья, хотя и большая, и тем самым распространил свои принципы на административную практику и государственную политику, в его время весьма далекие от подобных идеалов. Конфуцию принадлежит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи он и готовил в своей школе из своих учеников кандидатов на должности чиновников — тех самых мудрых и справедливых конфуцианских чиновников, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное правление и добиться гармонии. 

Казалось  бы, конфуцианская доктрина не имела  шансов на успех. Никто из правителей не принял ее всерьез, а те из учеников философа, кто добился успеха и  оказался на службе, не сумел следовать  заветам учителя. Известно, что однажды  разгневанный этим Конфуций был вынужден даже публично отречься от своего ученика  Цю, ставшего министром, но не имевшего возможности вести себя так, как его учили. Но конфуцианцы не пали духом. Взяв на себя после смерти учителя фунции воспитателей, просветителей, редакторов древних текстов, включая и заповеди Конфуция, они вслед за ним и такими видными его последователями, как Мэн-цзы, который выдвинул тезис о праве народа выступать против недобросовестного правителя, с течением времени все же добились того, что стали признанными выразителями древних традиций китайской культуры с ее культом этической нормы и строгим соблюдением принципов социально-семейного старшинства, верностью идеалами готовностью защищать их до последнего. 

Заключение 

Список  литературы 
 

1. Энциклопедический  словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии. В 12 томах: т.6:

Клейракъ-Лукьяновъ / Отв. ред. В.М.Карев, М.Н.Хитров. — М.: Большая

Российская  энциклопедия, 1997.

2. Большая  Советская энциклопедия: т.32. — М.: 1936.

3. Всеобщая  история государства и права:  Учебник / Под ред. проф.

К.И.Батыра. — М.: Юристъ, 1998.

Васильев  Л.С. История Востока: В 2 т. — М.: Высш.шк., 1998.

-----------------------

[1] Энциклопедический  словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии. В 12 томах: т.

6. —  М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

[2] Здесь  и далее все даты — до н.э.

[3] БСЭ:  т. 32. — М.: 1936, стр.533. 

Политико-правовой идеал Конфуция 

Фундаментальную роль во всей истории этической и  политической  мысли Китая сыграло  учение Конфуция (551--479 гг. до н. а.). Бго взгляды изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.'  

Опираясь  на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию  государства. Государство  трактуется им как большая семья. Власть имератора (“сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных -- семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: “темные люди”, “простолюдины”, “низкие”, “младшие” должны подчиняться “ благородным мужам”, “лучшим”, “высшим”, “старшим”.  Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.  

Правда, его политический идеал состоял  в правлении аристократов  добродетели  и знания, а не родовой знати  и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления  отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом.  Но в целом для Конфуция и его  последователей, несмотря на отдельные  критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и  компромиссное, нежели критическое  отношение к существовавшим порядкам. Вместе с тем присущее конфуцианству  требование соблюдения в государственном  управлении принципов добродетели  выгодно отличает это учение  как от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, так и от теоретических  концепций, оправдывавших деспотическое  насилие против подданных и отвергавших  моральные сдержки в политике.  

Будучи  сторонником ненасильственных методов  правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить  свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв  прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет  господство норм нравственности в поведении подданных.  Отвергая насилие, Конфуций говорил: “Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер”.  

Основная  добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию,  в преданности  правителю, в послушании и почтительности ко всем “старшим”. Политическая этика  Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами  и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных  факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов  поляризации богатства и бедности среди населения. “Когда богатства  распределяются равномерно,-- отмечал он, -- то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир (в отношениях между верхами и низами), не будет опасности свержения (правителя)”. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.  

Информация о работе Политическая доктрина Конфуция