Политическая культура и социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:04, реферат

Описание

В нормальном цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль не играли социальные группы,массовые общественные движения, политические партии и т. д., в конечномсчете, ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей, и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса.

Содержание

1. Введение.
2. Политическая социализация и политическая культура.
3. Сущность политической социализации.
4. Сущность политической культуры.
5. Структура политической культуры.
6. Назначение и функции политической культуры.
7. Этапы политической социализации, как вхождения в политическую культуру.
8. Основные типы политической социализации.
9. Типы политических культур. Критерии типологизации политической культуры.
10. Институты политической социализации и их взаимодействие с политической культурой.
11. Взаимодействие политической культуры и социализации и их роль в
политической жизни общества.
12. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 88.75 Кб (Скачать документ)

            Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  университет управления и экономики»


Факультет Информационных систем и технологий

 

Кафедра Прикладной информатики

РЕФЕРАТ 
Дисциплина «Политология»

                     Тема: «»Политическая культура и социализация

 

 

 

                              Выполнил: Зимин Александр Николаевич

Студентка группы  2573-1

Факультета: информационных систем и   технологий

Ф.И.О.    Зимин Александр Николаевич

___________________________ /подпись/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

           Санкт-Петербург

                                                     2012

Содержание

 

 

1. Введение.  

2. Политическая социализация и политическая культура.

3. Сущность политической социализации.  

4. Сущность политической культуры. 

5. Структура политической культуры.

6. Назначение и функции политической культуры.

7. Этапы политической социализации, как вхождения в политическую культуру.

8. Основные типы политической социализации.   

9. Типы политических культур.  Критерии типологизации политической культуры.

10. Институты политической социализации и их взаимодействие с политической культурой.     

11. Взаимодействие политической культуры и социализации и их роль в

политической жизни общества.    

12. Заключение.

13. Список литературы.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     В нормальном цивилизованном обществе политика осуществляется для  людей и через людей. Какую бы значительную  роль   не  играли  социальные  группы,массовые общественные движения, политические партии  и т.  д.,  в конечномсчете, ее  главным субъектом выступает личность,  ибо сами  эти группы, движения, партии и другие  организации  состоят  из  реальных  личностей,  и только через взаимодействие их интересов и воли  определяются  содержание  и направленность политического процесса.

      Становление личности как субъекта  политики  происходит  постепенно  по мере  социального  созревания  человека,   в   процессе   его   политической социализации. Кратко можно сказать,  что  политическая  социализация  –  это прежде всего вступление, врастание личности  в  мир  политики:  формирование политических представлений, ориентаций  и  установок,  приобретение  навыков олитического  участия,  врастание в определенную  политическую  культуру.

     Политическая культура представляет собой относительно самостоятельный вид  в общей системе наряду с культурами материальной и  духовной.  Ее  своеобразие определяется   особенностями    сферы    действия    –    сфера    политики, функционирования    политической    власти;    и    спецификой    элементов, характеризующих  данный  вид  культуры  –   политические   представления   и ценности,  политические  установки  и  поведение,  которые   формируются   в процессе политической социализации.  Политические  представления,  ценности, установки не даются с рождением, а именно приобретаются по  мере  созревания личности.

     В  своей  курсовой  работе  я  рассмотрю  два  понятия  –  политической

социализации и политической культуры. Эти два явления тесно  взаимосвязаны  в обществе, непрерывно влияют  друг  на  друга,  далее  я  попытаюсь  показать механизмы взаимодействия политической культуры и социализации.

 

Политическая  социализация и политическая культура.

Сущность политической социализации.

      Формирование,  воспроизводство  и  развитие   политической   культуры

осуществляется через  усвоение и  поддержание  людьми  ее  норм,  образцов  и стандартов поведения, традиций. Усвоение человеком требований  статусного  и ролевого  поведения,  культурных   ценностей   и   ориентиров,   ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться  в  данной политической  системе  и  выполнять  там  определенные  функции,  называется политической  социализацией.1  Человек,  лишенный   такого   рода   свойств, включаясь в политику, зачастую не способен адаптироваться к ее  требованиям,

защитить себя от жестких политических взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы.

     Проблеме социальной и политической адаптации  человека,  восприятия  им традиций и ценностей уделялось повышенное внимание еще с 20-х гг.  нынешнего столетия (особенно адаптации этнических групп  в  больших  городах).Однако единого подхода к пониманию процесса  политической  социализации  выработано не было. Так, классическая теория политической  социализации,  разработанная чикагскими учеными под руководством Д. Истона,  трактовала  ее  как процесс обучения человека специальным ролям,  которые  ему  необходимо  выполнять  в сфере политики. Большинство поддерживающих эту теорию ученых  (Л.  Коэн,  Р. Липтон, Т. Парсонс), естественно, акцентировали внимание  на  взаимодействии человека с политической системой и ее институтами.

     Другое  авторитетное  направление  в  политической  науке  (М.Хабермас,

К.Луман) рассматривает политическую  социализацию  как аккультурацию (т.е. освоение человеком новых для себя ценностей), выдвигая,  таким  образом,  на первый  план  внутри  личностные,  психологические  механизмы   формированияполитического сознания и поведения человека. Ученые же, работающие  в  руслепсихоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм), главное внимание  уделяют исследованию бессознательных  мотивов  политической  деятельности  (формам  политического протеста, контр культурного поведения),  понимая  политическую  социализациюкак скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.

     Несмотря на различия в подходах, большинство ученых все же  сходятся  в том, что важнейшими функциями политической социализации являются  достижение личностью умения ориентироваться в  политическом  пространстве  и  выполнять там определенные властные функции. В этом смысле  политическая  социализация представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны, она  фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий  и  проч., требуемых политической системой, а с другой —  демонстрирует,  как  личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех  или иных формах политического поведения и влияния на власть. А из этого в свою очередь следует, что влияние общества на политические качества  личности,  а также  контроль  за  ходом политической  социализации  в решающей  степени ограничиваются внутренними убеждениями и верованиями человека.

 

Сущность политической культуры.

 

     Термин «политическая культура»  введен  в  научный  оборот   немецким

философом-просветителем  XVIII  Иоганном  Гердером.   Однако   сам   феномен политической культуры подвергался анализу уже в работах Аристотеля,  Платона и других мыслителей античности.

     Теория  политической  культуры  позволила  преодолеть  ограниченность

институционального  анализа  в  политических  исследованиях,  не  способного объяснить, почему, например, одинаковые по форме  институты  государственной власти в разных странах действуют  совершенно  по-разному.  Сосредоточив  же внимание на разделяемых людьми ценностях,  локальной  мифологии,  содержании символов и  стереотипов,  человеческой  ментальности  и  прочих  аналогичных явлениях, теория политической культуры дала возможность глубже   исследовать мотивацию политического поведения граждан   и  институтов,  выявить  причины множества  конфликтов,  которые  невозможно  было  объяснить,  опираясь   на традиционные для  политики  причины:  борьбу  за  власть,  перераспределение ресурсов и т.д.

     В систему политической  терминологии  понятие  «политическая  культура» введено американскими политологами  Г.Алмондом  и С.Вербой  в начале  60-х годов нашего века. Они подчеркивали ее динамичность,  рассматривали  ее  как интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий  во  внутренние действия)  политической  системы  через  познание,  чувства  и  суждения  ее членов. Побудительным мотивом  интереса  к  изучению  политической  культуры были  события  в   странах   третьего   мира,   прежде   всего   в   Африке, характеризующейся крахом колониальной системы и выходом  к  самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличными от европейских  стран традициями,  культурой,  началом  государственности.  Интерес   к   вопросам политической культуры шел от самой жизни, диктовался  реально  происходящими процессами.

     В нашей стране интерес к проблемам политической культуры  был  разбужен указанием  обществоведам  со  стороны  КПСС  заняться  исследованием данной проблемы в середине 70-х годов, а с середины 80-х  годов  этот  интерес  был продиктован самой жизнью.

     Американские  политологи  Дж.Олмонд  и Дж.Поувелл  определяют  ее  как совокупность  индивидуальных  установок   и  ориентаций  участников   данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе  политических  действий  и придающую им значение. В этом определении главное внимание сосредоточено  на субъективной стороне, игнорируется объективность политической культуры.

     Польский политолог Е.Вятр считает,  что политическая  культура  – это

совокупность установок, ценностей поведенческих актов,  касающихся  взаимных отношений между властью и гражданами.

     В советской политологии утверждалось мнение, что политическая  культура – это разновидность общей  человеческой  культуры,  атрибут  всех  субъектов политических  отношений,  выражающих  диалектическое  единство  культуры   и политики.

     Политическая  культура  –   это   совокупность   политических   знаний,

ценностных    ориентаций,    моделей    поведения,    посредствам    которых

осуществляется взаимодействие субъекта с  государством  и  его  вхождение  в политическую деятельность. При всех  плюсах  и  минусах  этих  определений  общее  в  них  все  же обнаруживается:  это  та  или  иная  степень  цивилизованности  общества   и личности, их способность принять некие  правила  политического  поведения  и действия.

     Политическая культура выступает как  подсистема  в  глобальной  системе

всей культуры общества, и ее нельзя ограничивать  лишь  сферой  субъективных установок и убеждений, а тем более только осознанных.

 

Структура политической культуры.

 

Политическая  культура  -  явление   полиструктурное,   многоуровневое.

Многообразные  связи  политической  культуры  с  различными  социальными   и политическими процессами предопределяют ее сложное строение  и  организацию. Разнообразные  внутренние   структуры   политической   культуры   отображают

технологию   формирования   политического   поведения    субъектов,    этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры  отдельно  взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д.

    Одна из структур раскрывает  различные  способы  ценностной  ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике  в свою индивидуальную картину  мировосприятия),  гражданском  (где,  осознаваявозможности  органов государственной власти  и,  в соответствии  с этим, собственные  возможности   защищать   свои   права   и   интересы,   человек вырабатывает  качественно  новый  уровень  понимания  своего   политического статуса),   а   также   на   собственно   политическом   уровне   ценностных представлений  (где  человек  вырабатывает  отношение к конкретным  формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).

     На каждом из  этих  уровней  у  человека  могут  складываться  довольно

противоречивые представления. Причем  отношение  к  конкретным  политическим событиям   изменяется,   как   правило,    значительно    быстрее,    нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и  ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляется крайне  неравномерно.  Все это придает  формированию  и  развитию  политической   культуры   дополнительную сложность и противоречивость.      А  степень  соответствия  уровней  ценностной ориентации непосредственно  определяет  характер  целостности  и  внутренней неравновесности политической культуры.

     Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и  способов политического поведения в немалой степени зависят  от  их  принадлежности  к социальным (классы,  слои,  страты),  национальным  (этнос,  нация,  народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь,  престарелые),  территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат)  и другим  (религиозные,  референтные  и проч.)  группам.   Выработка   людьми ценностных  ориентации  (и  соответствующих  форм   поведения)   на   основе групповых целей и идеалов превращает политическую  культуру  в  совокупность субкультурных  образований,   характеризующих   наличие   у   их   носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти  и  государству,  правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Информация о работе Политическая культура и социализация