Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:04, реферат
В нормальном цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль не играли социальные группы,массовые общественные движения, политические партии и т. д., в конечномсчете, ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей, и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса.
1. Введение.
2. Политическая социализация и политическая культура.
3. Сущность политической социализации.
4. Сущность политической культуры.
5. Структура политической культуры.
6. Назначение и функции политической культуры.
7. Этапы политической социализации, как вхождения в политическую культуру.
8. Основные типы политической социализации.
9. Типы политических культур. Критерии типологизации политической культуры.
10. Институты политической социализации и их взаимодействие с политической культурой.
11. Взаимодействие политической культуры и социализации и их роль в
политической жизни общества.
12. Заключение.
Одним из факторов, способствующих дифференцированной оценке политического участия, является учет мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация в данном случае может оказаться, с точки зрения общественных интересов, настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и полноценному развитию личности. Мотивация так же складывается в процессе политической социализации, и именно ей я бы хотела уделить внимание в своей работе.
Существует несколько точек зрения на политическую мотивацию. Одна из них заключается в утверждении, «что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности»1. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная не получила всеобщего признания. Более того, высказывалось противоположное мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности. Поэтому бесполезно проверять силу массового политического действия научным обоснованием соответствующей политической программы, политическое действие не является исключительно рациональным и интеллектуальным по содержанию феноменом общественной жизни.
Вполне возможна мотивация иного рода: нельзя исключать бескорыстное служение людям и делу. Пусть людей с такой мотивацией немного, но они все - таки есть. И пример их достоин подражания. Очевидно, более распространенной является сугубо прагматическая мотивация: учитывая возрастающее влияние внутренней и внешней политики на свою жизнь, люди, естественно, хотят контролировать это влияние, оказывая на политику свое воздействие. В литературе отмечался такой мотив: «нередко человек вовлекается в политику, чтобы стать частью группы, испытать чувство «мы» Это избавляет от одиночества, дает ощущение силы и возможность влиять на ход политических процессов».
В данной работе я еще хотел бы затронуть вопрос политических мифов и
стереотипов, которые так же формируются в процессе политической
социализации и являются непосредственными составными частями политической социализации. В политическом действии почти всегда присутствует элемент, являющийся ключевым фактором вовлечения в политику широких народных масс.
Философ Ж.Сорель назвал этот элемент политическим мифом. Мифотворчество, как правило, присутствует в таком политическом действии, в которое вовлечено большое число людей. Основу политического мифа составляет вера в то, что при достижении данных политических целей будет достигнуто идеальное состояние будущей жизни общества. Наличие такой веры объясняет решительное, возвышенное и даже героическое поведение людей. Миф воодушевляет и сплачивает политических лидеров и массы. Активное преобразующее политическое действие предполагает абсолютную убежденность в успехе, которая покоится на мифе. Трудно найти иной, постоянно действующий мотив коллективного поведения людей в политике. Массовые общественно-политические движения достигают своего апогея не потому, что предварительно была научно доказана истинность какой-либо теории и, тем более, идеологии, а потому, что вожди и лидеры сумели выразить в мифотворческом осмыслении действительности надежды и интересы масс.
Многие политические лидеры, через различные институты социализации, внушают массам какой-либо миф и используют его для достижения своих целей. Например, во времена Великой Французской революции активное вовлечение широких масс в политику стало возможным благодаря использованию эгалитарного мифа как идеала общественного развития. Национал-социализм в Германии создал миф о расовом превосходстве арийской нации. Фашизм создал миф о новой Римской империи как идеальном сверхгосударстве. Социализм привлек под свои знамена мифом о возможности построения бесклассового общества. Политические мифы – это кристаллизация коллективной надежды эпохи. Все общественно эффективные конструкции строились по типу мифической конструкции, апеллируя к эмоциям и вере. На уровне группы миф выполняет интегрирующую функцию.
Стереотипы так же формируются и усваиваются человеком в ходе
политической социализации и являются составной частью политической культуры. Стереотипы – это укоренившаяся схема восприятия общественных явлений, предполагающая скрытое или явное проявление их признаков в общественном сознании. Стереотип как понятие не тождественен искаженному или ложному представлению о явлениях общественной жизни. В нем можно выделить поле или область адекватного отражения действительности, но в нем присутствует и пространство упрощений и деформации. Это означает, что стереотип не просто деформирует образ реального, но обобщает мнение группы.
Стереотипы можно рассматривать как выражение инстинкта самосохранения группы.
Функция стереотипа
в политической сфере проясняется из
действующего в ней принципа разделения
на «мы – они», «свои – чужие». Стереотипы
формируют чувство идентичности
личности в рамках своей
группы. В пространстве индивидуального
политического действия
стереотипы выполняют иддентификационно-
Распространенное представление о содержании мифов и стереотипов
опирается на их отождествление с фальшью. Общее желание здравого смысла требует демаскирования мифов и преодоления стереотипов. Но даже научное разоблачение ложности мифа или стереотипа не влечет за собой его краха и исчезновения. Особенно сильную подпитку мифы и стереотипы черпают из идеи биологического и географического детерминизма. На ней покоятся политические культуры фашизма и расизма. А появившееся в начале XX века геополитическое течение в политике объясняет все процессы международного взаимодействия с позиции фатального превосходства географического фактора (необходимости завоевания жизненного пространства данной культурой), что и определяет содержание политической культуры международных отношений.
Заключение.
Познание реальной политической жизни любого общества невозможно без углубленного изучения политической культуры народа и механизмов приобщения индивидов к этой культуре, то есть политической социализации. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности конкретной политической системы, господствующей в обществе, политический режим, политическое сознание и поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов.
Политическая культура и социализация прямо или косвенно влияет на
поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, правящих групп и отдельных политических лидеров, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни. В силу этого знание политической культуры и механизмов политической социализации открывает достаточно широкие перспективы для прогнозирования в социологии политики.
Исключительно важен учет политической культуры общества в процессе разработки политического курса, принятия и реализации конкретных политико- управленческих решений. От уровня и состояния политической культуры зависит воспримет или не воспримет население разрабатываемый политический курс; согласится ли оно с ним добровольно, по внутреннему убеждению или под принуждением; будет ли оно относится к нему как к нечто такому, что выражает его чаяния, либо проявит полное безразличие и даже враждебность, оказывая пассивное или активное сопротивление. Учет степени зрелости и характера политической культуры позволяет в какой-то мере предвидеть
реакцию населения на принимаемое политико-управленческое решение, а, следовательно, предусмотреть организационные, политические и
разъяснительные меры, обеспечивающие подготовку решения и его эффективную реализацию.
В конечном счете, смысл изучения политических культур и типов
политической социализации заключается в выявлении социально-политических механизмов укрепления стабильности политической системы, а так же ее потенциально слабых, деструктивных элементов, выявлении соответствия или расхождения преобладающей в обществе политической культуры и текущей политической практики. Не случайно социологи политики говорят о ценности знания политической социализации и культуры с точки зрения их способности предсказывать политическое поведение людей, стабильность политических режимов напрямую связываться с политическими ориентациями населения.
Все выше изложенные доводы, говорят о том, изучение политической
культуры общества и политической социализации – одна из важнейших задач социологии политики. Социология политики должна помогать в формировании наиболее приемлемой для данного общества политики, в предупреждении и избежании политических конфликтов. Эта наука должна прогнозировать развитие политической культуры, говорить о наиболее приемлемых ее вариантах и о некоторых возможных ее изменениях через политическую социализацию.
Список литературы.
1. Ведение в политологию.
Издательство Казанского
2. Качанов Ю.Л. Политическая
типология: структурирование
действительности М. «Ad Marginem» 1995г.
3. Мальцев В.А. Основы политологии. М. 1997г.
4. Политология М. «Литература и политика» 1995г.
5. Пугачев В.П. Соловьев А.Н. Введение в политологию. М. «Аспект пресс»
1996г.
6. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. М. «Центр» 1997г.
7. Социологический
«Инфра. М-Норма» 1998г.
8. Шестопал Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных
западных концепций
9. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. М. «Центр» 1997г. С.76
10. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.:«Инфра. М-Норма» 1998г.
11. Пугачев В.П. Соловьев А.Н. Введение в политологию. М. «Аспект пресс»
1996г. С.251
12. Political psychology: Contemporary problems and issues: Vol 19. San
Francisco, 1986. Цитируется по: Пугачев В.П. Соловьев А.Н. Введение в
политологию. М. «Аспект пресс» 1996г.
13. См.: Мальцев В.А. Основы политологии. М. 1997г. С. 360-361
14. Политология М. «Литература и политика» 1995г. с.20
15. Цитируется по: Ведение в политологию. Издательство Казанского
Университета. 1992г. С.108
16. Шестопал Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных
концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. С.12
17. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. М. «Центр» 1997г. С.78