Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 23:11, контрольная работа
Традиционно в политологии в качестве движущих пружин политической жизни рассматривались прагматически понимаемые интересы различных групп и инструменты их достижения: институты государственной власти, партии, группы давления и т. д. Однако на основе такого подхода многие явления политической жизни не получали должного объяснения. Например, оставалось непонятным, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют по-разному.
Введение 3
1. Понятие политической культуры 4
2. Типология политической культуры 8
3. Политическая социализация 15
Заключение 22
Список литературы 23
Содержание
Традиционно в политологии в качестве движущих пружин политической жизни рассматривались прагматически понимаемые интересы различных групп и инструменты их достижения: институты государственной власти, партии, группы давления и т. д. Однако на основе такого подхода многие явления политической жизни не получали должного объяснения. Например, оставалось непонятным, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют по-разному. Или еще: как объяснить на основе социальных интересов возрастающее влияние и даже победу в отдельных странах партий «зеленых», выступающих за ограничение производства, жесткий контроль за его отходами и другие ограничительные меры в интересах экологической безопасности.
Постепенно стало
ясно, что такие причины
Цель данной контрольной работы – рассмотреть политическую культуру в политической системе общества.
Политическая культура часто рассматривается как основа всей политической деятельности или, по крайней мере, как фактор, определяющий характер, особенности и уровень развития политической деятельности. Содержание понятия "политическая культура" включает исторический опыт, память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатлений и предпочтений в сфере внешней и внутренней политики.
История понятия начинается с 1956 г. Именно тогда термин «политическая культура» был введен в науку американским политологом Г. Алмондом. В его понимании, это особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику той или иной политической системы. С одной стороны, политическая культура является частью общей культуры общества. С другой стороны, она связана с определенной политической системой.
Наиболее известное исследование политической культуры было предпринято в классической работе Г. Алмонда и С. Вербы. Они определяли ее как «субъективный поток политики, который наделяет значением политические решения, упорядочивает институты и придает социальный смысл индивидуальным действиям»1. В другом месте, С. Верба в соавторстве с психологом Л. Паем писали еще более прямо: «Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, интернализованную в знании, чувствах и оценках его членов»2. В конечном счете, понятие "политическая культура" оказалось настолько удобным, что в результате многих исследований сложилось масса ее определений.
Определения политической культуры делятся на 4 основные группы.
Во-первых, психологические определения. Политическая культура рассматривается в них как набор ориентации на политические объекты.
Во-вторых, определения обобщенные. В них политическая культура понимается и как установка, и как поведенческие акты.
В-третьих, объективные политические определения. Культура обозначает в них объекты власти, санкционирующие поведение участников, приемлемое для данной системы. Особенности системы здесь важнее, чем состояния индивидов.
В-четвертых, эвристические определения. Политическая культура рассматривается как гипотетический конструкт, созданный в аналитических целях3.
Структурно, политическая культура представляется в виде трех уровней:
1) познавательной
ориентации, включающей знания о
политической системе,
2) эмоциональной ориентации, отражающей чувства по отношению к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности;
3) оценочной
ориентации, выражающей личное отношение
человека к политической
Детальный анализ элементов политической культуры предполагает выделение важнейших культурных тенденций и их операционализацию, что необходимо для эмпирического исследования различных ее типов. Вслед за классиками изучения политической культуры Г. Алмондом и С. Вербой, политическая психология использует следующую базовую схему элементов политической культуры: субъект - установка - действие - объект.
Субъектом политической культуры может быть индивид, группа, партия, регион, население страны в целом и т. д. Среди объектов, на которые направлена установка, принято выделять политическую систему в целом, текущий политический процесс, политический режим, отдельные партии, политических лидеров, политические ценности, наконец, самого субъекта.
Важнейшей характеристикой политической культуры конкретного общества является степень ее гомогенности. Неоднородность допускает существование ряда субкультур и даже контркультур в рамках (или наряду) с господствующей политической культурой. Однородность категорически препятствует этому, служа основой для тоталитаризма.
Политическая культура - динамичный и, одновременно достаточно инерционный феномен. Она развивается вместе со своими носителями, индивидами и политическими общностями, Политический опыт при передаче от поколения к поколению подвергается внешним воздействиям, которые либо укрепляют основы сложившейся политической культуры, либо видоизменяют ее. К таким воздействиям относятся ряд моментов5. Во-первых, это динамика отношений в сфере производства и потребления, что ведет к перестройке социальной структуры, потребностей и интересов социальных групп. Во-вторых, обретение нового исторического опыта. Опыт передается следующим поколениям не в чистом, а превращенном виде. Трансформация первичного опыта происходит через закрепляющие его идеологические представления, нормы и ценности, а также за счет личных особенностей тех, кто передает этот опыт. Важнейшим средством консервации устоявшихся элементов политической культуры являются традиции.
Межпоколенческую передачу политической культуры можно представить как процесс закрепления в сознании граждан определенной системы ориентации на соответствующие ценности, нормы и образцы политического поведения, в рамках которой существует более устойчивое ядро, обеспечивающее преемственность политической культуры, и менее устойчивые, изменяющиеся ориентации. Необходимым условием существенных преобразований политической культуры является накопление в обществе мощных изменений, воздействие которых на сознание людей способно преодолеть их сопротивление внедрению новых образцов и норм политического поведения. Политическое сознание является одной из форм реализации политической культуры, наряду с неосознанными реакциями ориентировочного порядка и импульсивными поведенческими актами.
К факторам, формирующим политическую культуру, относятся внешнее окружение страны или общества, а также определенные события их внутренней жизни. Среди прочих факторов выделим традиции и ритуалы, а также действующие политические институты. К последним относятся государство, армия, церковь, деловые круги, университеты, средства массовой информации и т. д.
Ценность понятия «политическая культура» состоит в том, что оно позволяет выявить глубинные причины специфики политического поведения различных социальных общностей и индивидов при близких условиях их существования.
Поведение - это способ существования культуры, без которого она невозможна. Но воплощенная в поведении культура является еще и отношением к аналогичным воплощениям другого индивида или группы. В политике это и есть отношения власти, господства-подчинения, конфликта или согласия, совместных действий и др. Соответственно, при объяснении политического поведения различных субъектов политики необходимо учитывать специфику их политической культуры. Информация о политическом поведении тех или иных участников политики при соответствующей аналитической обработке может быть использована как индикатор их политической культуры для характеристики ее содержания, структуры и т. д.
Известны разные типы политической культуры. Еще Г. Алмонд и С. Верба на основании первых работ выделили три основных и несколько смешанных типов. Первый чистый тип - патриархальный. Такая система единовластно управляется вождями и характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической системе и требует от них сплошного подчинения.
Второй чистый тип - подданический. Он отличается сильной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью их личного участия в политике. Он сформировался в условиях феодального общества с выраженной иерархичностью отношений между разными уровнями политической системы, Нижестоящие подданные согласно традиции должны с почтением относиться к своему сеньору. "Почитательная" модель отношений до сих пор ощущается во многих политических культурах. Отметим, что почтительность к лидеру в данной культуре может сочетаться и с высоким гражданским сознанием и личным участием.
Третий чистый тип - активистский. Он отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах и их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интерес, и позитивное, активное отношение к политике.
В реальности чистые типы практически не встречаются. Их сочетания дают различные смешанные типы: патриархально-подданический, поддан ически-активистский и др. Один из таких смешанных типов, получивший название «гражданской культуры», претендует на роль основного и часто упоминается в их ряду как четвертый основной тип.
В западной политологии
получил широкое распространени
Более конкретную типологию политической культуры, базирующуюся на цивилизационном подходе, предложил американский политолог Г. Алмонд. Он выделил четыре типа политической культуры: 1) англо-саксонскую секулярную гомогенную; 2) континентально-европейскую фрагментарную; 3) смешанную; 4) тоталитарную.
В таблице 1 представлены особенности политической культуры Запада и востока.
Таблица 1. Особенности политической культуры Запада и Востока
Запад |
Восток |
- убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком; |
— уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с каким человеческим достоинством; |
- отношение к политике как к конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан через законы; |
— отношение к политике как к подвижнической, не доступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципах божественного правления, отрицание смертности политических событий и понимание политики как среды утверждения консенсуса, гармонии и мира; |
_ осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности, примат идеалов индивидуальной свободы; |
— отрицание
самодостаточности для осуществ |
— признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и групп; |
— признание главенствующей роли элит и государства, предпочтение патрона-та государства над личностью, признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп, доминирование ценностей корпоративизма; |
— предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии (предпочтение усложненной организации власти: наличие партий, разнообразных групп давления и т.д.); |
— предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных формах политического участия, лишенных индивидуальной ответственности, тяготение к авторитарному типу управления, упрощенным формам организации власти, поиск харизматического лидера; |
— рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдением правил контрактной этики; |
— обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, убежденность и необходимость их контроля; |
— принятие общегосударственных законов и установление кодифицированного руководства над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан; |
— приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальным установлением государства, тенденция к сглаживанию противоречий между нравственными традициями общности и законодательным установлением как мотивации политического поведения; |
достаточно ощутимая идеологизи-рованностъ политических позиций граждан. |
— менее выраженная идеологизирован-ностъ позиции, веротерпимость. |
Рассмотрим более подробно политическую культуру российского общества. Политическая культура отдельной страны формируется под влиянием многочисленных факторов цивилизационного развития общества и государства: природной и социальной среды обитания, доминирующих форм общения власти и граждан, взаимодействия ценностных ориентации, национальных традиций, все то, что составляет культурно-исторический опыт данного национального государственного образования. Культурно-исторический опыт России настолько противоречив, что отнести ее политическую культуру к одному из типов представляется крайне затруднительным, и даже может быть неоправданным, потому что ее культура не соответствует этим «идеальным типам». Тем не менее в поэтической культуре России в прошлом и в настоящем исследовании отличают определенные доминанты.
Одной из таких доминант является подданническая политическая культура, характеризующаяся односторонней зависимостью индивида от власти, потребностью в руководстве, привычкой подчиняться власти и ожидать от власти решения всех своих проблем. Основы подданнической политической культуры были заложены на заре формирования российской государственности под влиянием Византии, в процессе принятия и распространения христианства в виде православия.
Доминирование подданнической политической культуры 6ыло обусловлено концентрацией политического государства в центре власти. Это было связано как с географическими особенностями российского государства, так и особенностями протекания Процессов социальной дифференциации населения.
Подданническая политическая культура сформировала устойчивые образцы политического поведения, которые в различных модификациях прошли через всю историю российского общества и сохраняют свою актуальность в наши дни.
На протяжении российской истории на эти образцы поведения накладывались ценности, установки и образцы поведения патриархальной политической культуры. Этот симбиоз подданнической и патриархальной культур породил в российском обществе авторитарно-патриархальную политическую культуру. Для авторитарно-патриархальной политической культуры характерен подход к обществу как единой, большой семье во главе с «отцом».
На Руси издавна в народе властителя называли «царь-батюшка», его подданные назывались «отроками» (детьми), социально не защищенные люди, нуждающиеся в общественной поддержке, — «сиротами», а отколовшиеся изгои общества — «гулящими людьми» т. е. отщепенцами большой семьи. Традиционный авторитарный правитель в этой культуре как бы находился в системе родства, и эти отношения регламентировались соответствующими ценностными ориентациями и нормами. На внутреннюю, органическую связь подданнической и патриархальной культуры в истории России обратил внимание видный политик И. Е. Забелин. В своем исследовании «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII вв.» он писал: «От родного корня пошла наша внутренняя нравственная жизнь. От этого корня произошли все ее формы, не исключая даже государственную. Вот почему в нашем рабстве, в его существе постоянно скрывалось какое-то родственное благодушие, смягчавшее даже силу крепостных отношений так, что раб и холоп становились у нас детьми, чадами дома...»6
Информация о работе Политическая культура в политической системе общества