Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:29, реферат
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти,
обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого
социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его
использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни
общества, которую можно считать “окружением” или “окружающей средой”, и
одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
1. Понятие политической системы.
2. Структура политической системы.
3. Типы политических систем.
План
1. Понятие политической системы.
2. Структура политической системы.
3. Типы политических систем.
1. Понятие политической системы.
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти,
обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого
социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его
использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни
общества, которую можно считать “окружением” или “окружающей средой”, и
одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она
взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической,
идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы
определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы
обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идёт
о действии закона на определённой территории, в случае муниципалитета - его
акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются
пределы действия устава, программы, партийных решений.
Глубокое
обоснование и широкое
получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической
науки,
приведшей к необходимости
позиций. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно
представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим две из
них, составляющие основу теории политических систем - американских
политологов Д. Истона и Г. Алмонда.
Д. Истон в своих работах изложил основу анализа любой политической системы
какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента,
правительства, местного самоуправления, политической партии, общественной
ассоциации. По Д.Истону Политическая система - это саморегулирующийся и
развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.
У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме
требований (конструктивных и деконструктивных) и поддержки (или протеста).
Требования могут возникать и формулироваться как в окружающий среде, так и
внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов,
военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к
государственной власти её символам. Независимо от места своего происхождения
требования и поддержка становятся частью политической системы и должны
учитываться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определённых
процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей
учитывается в ходе коллективных переговоров.
Выход информации - результат функционирования политической системы -
осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия
так или иначе оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка,
оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют
ожиданиям и требованиям многочисленных слоёв и групп населения. В системе
усилятся стабилизационные процессы. В случая полного или частичного
несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные
последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или
полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся
дестабилизирующие процессы.
Требования занимают важное место в разнообразной информации, поступающей в
систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Истон
разделил их на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях
получения образования, услугах), регулировочные (об обеспечении общественной
безопасности, контроле над рынком и т.п.), коммуникативные (о представлении
политической информации, о демонстрации политической силы и др.).
Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным
воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогда
политическая система не имеет достаточно информации для принятия
стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но
односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-то одного
слоя, а
это также может
быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может
привести к ошибочным решениям.
Выходные действия политической системы, по Истону, обусловлены её главным
предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в
обязательном представлении политических решений, авторитарном распределении
и обеспечении принятия их населением. Политическое решение и является формой
авторитарного распределения ценностей.
В отличие от Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую систему как
множество взаимодействий, поведений, как государственных, так и
негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмечает, что
любая политическая система имеет свою собственную структуру,
многофункциональна; все политические системы осуществляют одни и те же функции
и смешаны в культурном смысле. Важной особенностью является
многофункциональность политической системы. В частности, несмотря на
провозглашённый принцип разделения властей, многие функции, хотя и по-разному в
разных системах, неразделимы. Например, вмешательство парламента в текущую
политику, законотворческая деятельность правительства и президента происходит
во многих странах мира. Смешанность политических систем в культурном смысле
означает, что нет, например, “чистого” президентского или “чистого”
парламентского правления.
Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Д. Истона. Она
учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий,
импульсы поступающие не только извне, от народа, но и поступающие от
правящей элиты. Правительство, к примеру, решает множество вопросов, имеющие
мало общего с интересами и желаниями граждан (Применение насилия в отношении
отдельных социальных групп, начало войны).
Выход информации, по Г. Алмонду, складывается из политической социализации и
мобилизации населения, анализа существующих интересов (высказанных и не
высказанных, укрупнения (обобщения и интеграции интересов)), политических
коммуникаций(связей и взаимосвязей различных политических сил).
Функции выхода информации состоят из установления правил (законодательная
деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства),
формализация правил (придания им юридического оформления), непосредственного
выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению
внутренней и внешней политики). Таким образом, к важнейшим функциям
политической системы относятся изучение ситуации и учёт её особенностей, а
также политическое решение выделенных проблем.
В данной модели основное внимание уделено множественности различных
интересов внутри самой системы, их столкновению и объединению, учёту этих
интересов системой.
Современные интерпретации политических систем отличаются разнообразных
концепций. Существует до двух десятков определений данного понятия, в основе
которых различные критерии. В целом можно утверждать, что политическая
система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой
связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует
взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и
определённый социальный порядок на основе использования государственной
власти.[1]
2. Структура
и функции политической
В структуре политической системы учёными выделяются такие её подсистемы
как: институциональная(организации, учреждения), нормативная
(нормы
правовые и моральные,
(формы
и направления политической
способ и методы осуществления власти), коммуникативная(объединяющие
связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между
политической и экономической подсистемами), идеологическая(взгляды).
Информация о работе Политическая система общества характеристика и типология