Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:29, реферат
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти,
обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого
социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его
использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни
общества, которую можно считать “окружением” или “окружающей средой”, и
одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
1. Понятие политической системы.
2. Структура политической системы.
3. Типы политических систем.
тех или иных регионах планеты - это форма сознания, наиболее распространенная
в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного
сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идёт о религии, вопрос касается
более или менее значительных людских масс. Политика тоже неизбежно связана с
огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной
жизни неизбежно перекрещиваются.
Можно выделить традиционные каналы переплетения религии и политики:
Во-первых, религия вторгается в социально-политическую жизнь путём влияния на
общественные действия своих приверженцев, использования их религиозных
чувств.
Во-вторых, связи религии и политики обусловлены также целенаправленными
действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей
религиозных организаций. Если на ранних этапах существования религии это был
довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определённую политику,
в этом духе ориентирующих свою паству, то сейчас свою политику осуществляют
не только
разветвлённые церковные
полурелигиозные партии, различные организации, включая детские, молодёжные,
женские, профессиональные и иные объединения, которые берут под контроль
человека, начиная с рождения, и стремясь осуществлять его в детском саду,
школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т.д.
Все крупные церкви имеют и всемерно используют подобные клерикальные системы
воздействия на политические взгляды и политическое видение, на политические
движения. Такое воздействие может иметь различный политический характер, всё
зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви,
религиозных организаций, настроений и интересов верующих, социально-
политической обстановки в данном регионе и в мире в целом.
В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня весьма активно
используют религию в сфере и внутренней и внешней политики, чтобы придать
массовым социально-политическим движениям угодный им характер. Тут
применяются разные средства - и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к
общественным интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями.
В-четвёртых, присутствие религиозного фактора в политике имеет место в тех
случаях, когда в силу конкретных условий сами верующие, участники массовых
социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих интересов и
надежд.
Подобные случаи следует отличать от тех, когда участникам массовых движений
навязываются религиозные идеи и лозунги. Результаты вторжения религиозных
деятелей в социально-политические дела, последствия их могут быть разные: в
интересах масс или против них. Взять к примеру, такой лозунг ислама, как
джихад,
или священная война и
сил, так и реакции.
В современном мире, клерикальные концепции утверждают целенаправленную
политику, выражают взгляды определённых социальных групп, хотя заявляют при
этом о своей позиции защиты всех групп и классов. Примечательна в этом смысле
выдвигаемая Ватиканом идея “Новой Европы”, стоящей над государствами и
сплоченной не столько экономическими или политическими интересами, сколько
общими христианскими принципами. На деле церковь претворяет в жизнь лозунг
защиты интересов существующих социальных порядков и институтов.
Следует отметить, что сегодня в мире идёт поиск более современных, утончённых
форм связи религии и политики, позволяющих осуществлять либерально-
демократическую политику господствующего класса. Эти поиски носят различный
характер. Например, стремление модернизировать христианство, освободив его от
некоторых догматических представлений, учитывающим и современные данные
науки. Можно наблюдать обращение к различным нетрадиционным культам,
мистическим организациям, создание “экологической религии” и т.д.
Кроме политических организаций, в состав политической системы общества входят
политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей,
социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В
зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.
Первая группа - отношения между классами, крупными социальными группами,
нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и
межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в
функционировании соответствующих политических организаций и их
взаимоотношениях.
Вторую группу составляют так называемые вертикальные отношения, которые
складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и
местных
органов руководства и
политические и культурные процессы.
В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые
складываются
между политическими
Существенным элементом политической системы являются политические и правовые
нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ
партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они
составляют её нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга
политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм),
настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования
соответствующих политических систем.
Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им
упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и
недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.
Через политические и правовые нормы получают официальное признание и
закрепление определённые политические устои. В свою очередь при помощи этих
норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных
групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических
решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет
руководствоваться все участники политической жизни.
Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение
инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают
регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит
формирование политического сознания и поведения субъектов в политической
деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам
политической системы.
К числу элементов политической системы общества относятся также политическое
сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде
всего под влиянием конкретной социальной и политической практики,
представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни,
их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю
политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом
важно учитывать политические настроение масс.
Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и
многослойностью политической жизни. Выделим следующие из них: 1)определение
целей и задач общества; 2)выработка программ его жизнедеятельности в
соответствии с интересами правящих слоёв общества; 3)мобилизация ресурсов
общества в соответствии с данными интересами; 4)контроль за
распределение ценностей.(Именно в этой сфере сталкиваются интересы как
социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом,
определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит её кризисом); 5)
интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.
Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической
системы
различными путями снимать, сглаживать
неизбежно возникающие в
противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряжённость.
Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль
над сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и
материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и
достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно,
контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не
имеет с уравнительным определением, предполагает возможность дифференциации в
степени доступности социальных благ для различных категорий граждан и
социальных групп.
3. Типы политических систем.
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на
значительном числе различных критериев (При всей разнородности современных
государств их можно подразделить на два самых общих типа - монархия и
республика[2]).
Информация о работе Политическая система общества характеристика и типология