Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:29, реферат
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти,
обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого
социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его
использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни
общества, которую можно считать “окружением” или “окружающей средой”, и
одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
1. Понятие политической системы.
2. Структура политической системы.
3. Типы политических систем.
В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко вычленяются четыре
главные группы элементов политической системы: 1)политическая организация
; 2)политические отношения; 3)политические и правовые нормы; 4)
политическое сознание и политическая культура.
Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования
отражаются в конституции государства, в законодательстве, которые регулируют
принципы формирования и деятельность органов государственной власти, права и
обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных
организаций.
Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его
политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется
в организованных формах - через совместные действия, подчинённые единой цели и
регулирующиеся определёнными правилами, нормами, принятыми в данной общности.
Именно
благодаря организации
моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения. Организация
в следствии того выступает важнейшим средством формирования единой воли.
В тех случаях, когда народ той или ной страны вступает в политические
отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политической организации,
её функции берут на себя другие силы: армия, племенные структуры, религиозные
общества.
Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы
существования политической организации называется институциализацией. В
ходе неё происходит формирование политической организации общества. Отношение
разрыва, антагонизма идеи и организации порождает обратный процесс
деинституциализацию, разрушение политической организации, нарастание разрыва
между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь
политики и институциализации, всё многообразие политической деятельности
осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на
политику. Политическая организация общества - это совокупность конкретных
организаций и учреждений, осуществляющих определённые функции. В результате их
взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.
Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные
организации и движения, средства массовой информации и церковь.
Государство и партии являются собственно политическими организациями, т.е.
они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объёме
или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное
в их деятельности.
Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической
власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы,
молодёжные политические организации).
Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической
власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации).
Процесс их политизации происходит на определённых этапах жизни страны
(выдвижение
депутатов в Государственную
Думу от общественных
Функционирование политических организаций предполагает их систематическую
деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное
участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в
регистрации всех политических организаций и возможности государственных
органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.
Остановимся на характеристике таких неполитических по своей природе
социальных институтов, как средства массовой информации и церковь, занимающих
довольно
специфическое место в
Средства массой информации (СМИ) - это сложный институт, который состоит
из множества органов и элементов, предназначенных для информирования населения
о происходящих в каждой конкретной стране и во всём мире событиях и явлениях.
СМИ - иногда называют “четвёртой властью”, подразумевая под тремя другими -
законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль обусловлена
прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по
производству политической информации, формируют общественное мнение,
оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому
просвещению широких слоёв населения.
В современных условиях на облик СМИ оказывают воздействие разные факторы.
Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую
аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной
ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов
людей. Своеобразие их положения в политической системе общества обусловлено
тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых
общественных организаций, политических партий.
С содержательной точки зрения СМИ весьма специфичны. Они иначе, чем остальные
сферы политического действия, реализуют своё предназначение. Развивая
политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов людей,
они обеспечивают последовательность, завершённость процесса социально-
политического управления, участвуют в выработке и принятии законодательных,
государственно-
В различных политических системах властные структуры всегда тщательно
отбирали информацию. Подача решений органов политической власти
контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает
укреплять легитимность(приверженность к сверженной династии). Поэтому,
информация “сверху”, как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает
необходимость
разнообразить источники и
информации “снизу”, через неформальные каналы, который несёт данные о мнении
масс то тем или иным вопросам.
В СМИ информация “сверху” и “снизу” существует целостно. Нередко политические
потребности выражаются в виде общественного настроения или определённых
психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой
информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.
Власть любыми средствами стремится контролировать средства массовой
информации. Тот, кто контролирует информацию, может не только решающим
образом влиять на коллективное сознание, но способен в определённой мере
направлять поведение масс. В демократических системах СМИ действуют
достаточно автономно, поэтому важная информация широко распространяется в
обществе, зачастую она имеет резко оппозиционный по отношению к действующим
политическим силам характер. Известны факты, когда статьи в газетах приводили
к политическим скандалам и даже кризисам, к бескровным отставкам политических
лидеров.
В тоталитарном обществе СМИ выступают средством контроля за всей общественной
деятельностью, в том числе социальных групп и личности.
Отношения СМИ с государством и правительством, политическими руководителями и
партиями неоднозначны и противоречивы. Они играют существенную роль в
ограничении власти и конкретных политических действий правящих кругов, в
разоблачении нарушений законности, в защите граждан от произвола государства.
Государственные структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с
тем, что СМИ необходима определённая свобода и независимость, иначе они могут
потерять доверие населения. СМИ со своей стороны, как правило, идентифицируют
свой престиж передатчиков информации от правительства к общественности с
престижем власти и авторитета правительства.
В настоящее время СМИ превратились в прибыльную отрасль бизнеса, приобрели
относительную свободу от контроля со стороны государства, крупнейших
корпораций. Однако, и у власти и у бизнеса сохраняются широкие возможности
влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).
Таким образом, средства массовой информации являются важнейшей частью
политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической
жизни общества.
Заметную (а в ряде государств - очень заметную) роль в политической системе
общества играет церковь - особый вид религиозной организации,
объединяющий верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов.
Церковь имеет централизованное управление, верующие и служители культа
подчиняются определённой системе норм религиозной морали.
Религия и политика на протяжении многих веков так или иначе соприкасались
друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора
на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях
далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками
как религии, так и политики.
Религия
неизменно опирается на довольно
большие массы своих
это - форма общественного сознания. В определённые исторические периоды, в
Информация о работе Политическая система общества характеристика и типология