Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, реферат
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Введение
Политическая теория М. Вебера: государство, бюрократия, демократия. "Политика как призвание и профессия"
Теория бюрократии М. Вебера
Заключение
ГОУ ВПО КГМУ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ
Реферат
Политическая
теория Макса Вебера.
Выполнил:
Студентка II курса, лечебного факультета, 3 группы
Хасаева Н. А.
Проверил:
Преподаватель
Бабкина А.В.
Курск - 2011
Содержание
Введение
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Теория бюрократии Макса Вебера оказала огромное влияние на развитие социологии в ХХ веке. Эта теория положила начало целому разделу социологической науки - социологии организаций. Многие ученые, приступавшие в 40-50-е годы нашего столетия к изучению формальных организаций, опирались на веберовскую модель бюрократии при проведении эмпирических исследований. Если социология организаций рассматривает управленческие структуры во всех сферах общественной жизни, то в политической социологии одним из объектов исследования выступают бюрократические организации, действующие в сфере политики, к числу которых относятся прежде всего аппарат государственного управления и политические партии. Изучая структуру и деятельность таких организаций, политические социологи основное внимание уделяют проблеме власти бюрократии и социальным основам этой власти в различных обществах.
Анализ бюрократии в работах Вебера неизменно рассматривался как одна из теоретических основ современной политической социологии[1]. Вместе с тем в центре внимания западных исследователей долгое время находилась главным образом идеально-типическая модель рациональной бюрократии, которая однако же представляет собой лишь один из элементов более общей теории бюрократии, разработанной немецким социологом. Только в 70-е годы, с началом “веберовского ренессанса” ряд западных авторов начинает придавать большее значение тем аспектам социологии бюрократии Вебера, которые до той поры находились в тени. Речь в данном случае идет прежде всего о понятии патримониальной бюрократии, которое, по выражению М.Элброу, представляет собой “один из ключей к более общей концепции Вебера”[2]. Постепенно в западной социологии получает распространение точка зрения, что веберовская теория бюрократии должна рассматриваться во взаимосвязи всех образующих ее элементов.
Основным источником, в котором представлена теория бюрократии Вебера, служит фундаментальный труд немецкого социолога “Хозяйство и общество”. Для рассмотрения проблемы власти бюрократии важное значение имеет также статья Вебера “Парламент и правительство в преобразованной Германии”. В этой статье и в некоторых других своих работах Вебер описывает систему государственного управления, существовавшую в Германии в начале ХХ века. В исследованиях современных западных ученых нередко подчеркивается, что анализ бюрократии в веберовских политических статьях, как и концепция патримониальной бюрократии, служит важным дополнением идеально-типической модели рациональной бюрократии.
Отечественная
социология, как указывается в
одной из новейших работ, посвященных
Веберу, лишь на рубеже 70-80-х годов
достигла такого уровня развития, что
стала более адекватно
В
последние годы отечественные
социологи неоднократно
Политическая теория М. Вебера: государство, бюрократия, демократия. "Политика как призвание и профессия"
При рассмотрении проблемы бюрократии в веберовской социологии важное значение имеет тот факт, что Вебер выделяет два существенно различных типа бюрократической организации. Одним из этих типов выступает патримониальная бюрократия, которую характеризуют недостаточное развитие рациональных черт и личностный характер отношений власти в управленческих структурах. Патримониальную бюрократию отличает также тенденция к апроприации государственных должностей занимающими их чиновниками. Основу власти патримониальной бюрократии образует, прежде всего, присвоение чиновниками должностей и связанных с ними привилегий и экономических преимуществ. Вместе с тем предельное развитие тенденции к присвоению средств управления чиновниками приводит к распаду бюрократических структур. При этом патримониальная бюрократия трансформируется в господство “сословного" типа, которое уже не является бюрократическим [1].
Согласно
Веберу, лишь в странах Запада в
результате рационализации процесса управления
складывается иной характер отношений
между патримониальным монархом
и чиновниками. Бюрократический
аппарат западного
Разработанная
в “Хозяйстве и обществе” теоретическая
модель рациональной бюрократии образует
второй тип бюрократической
Однако
бюрократия в современном обществе
представляет собой не просто безличный
инструмент управления, но также и
особую социальную группу со своими собственными
взглядами и ценностными
В условиях
легального господства сохраняется
тенденция к бесконтрольному
правлению бюрократии. С точки
зрения Вебера, специальная подготовка
чиновников и их монополия на владение
некоторыми видами информации позволяют
бюрократическому аппарату под видом
административной беспристрастности
фактически определять направление
государственной политики. Глава
бюрократического аппарата, если только
он не обладает достаточной компетентностью
в вопросах управления и не имеет
независимых источников информации,
оказывается беспомощным перед
лицом специализированного
Понятие
“господство чиновников” Вебер
использовал для обозначения
такого политического режима, в котором
функция определения политики оказывается
узурпированной бюрократией. “Господство
чиновников” представляет собой
тенденцию, которая присутствует в
любой бюрократической
Проблема ограничения власти бюрократии являлась для Вебера одной из центральных. Немецкий социолог рассматривал различные институциональные механизмы, которые могли бы послужить противовесом бюрократическому управлению. Наибольшие возможности для установления контроля за деятельностью административного аппарата предоставляла, по его мнению, система представительного правления. Вместе с тем основной функцией парламентской системы является, с точки зрения Вебера, отбор политиков, обладающих качествами подлинного лидера.
Веберовская концепция плебисцитарной демократии, выдвигающая на передний план харизматического лидера, отразила внутренне противоречивый характер политической теории немецкого социолога. Хотя эта концепция оказала заметное влияние на последующее развитие политической социологии, она оценивалась крайне неоднозначно. Как показал исторический опыт Веймарской Германии, со стороны харизматического лидера может исходить столь же серьезная опасность для демократических институтов и ценностей, как и со стороны бюрократии. Однако для Вебера основная угроза демократии и индивидуальной свободе заключалась в прогрессирующей бюрократизации общественной жизни [4].
Теория бюрократии М. Вебера
Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры.
Значительной
заслугой Вебера является формулирование
критериев оптимального функционирования
бюрократии. Перечислим эти десять
заповедей современной
1. Должностные
лица лично свободны и
2. Они организованы и иерархию офисов
3. Каждый офис имеет сферу компетенции в правовом смысле
4. В
каждом офисе существует
5. Кандидаты
назначаются (на основе
6. Чиновники вознаграждаются фиксированной зарплатой
7. Офис рассматривается как главное занятие должностного лица
8. Офис
предполагает карьеру.
9. Чиновник
работает отделенным от
10. Он подчинен строгой дисциплине и контролю за поведением [2].
Государство
- политическая организация общества,
объединяющая все население страны,
представляющая и выражающая его
интересы и волю, основной орган
власти, управляющий обществом и
обеспечивающий его целостность, организованность
и определенный порядок в нем.
В своем функционировании Г. предстает
как форма организации
В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнем с них). Во-первых, это авторитет “вечно вчерашнего": авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - “традиционное" господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (Gnadengabe) (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политического - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу “легальности", в силу веры в обязательность легального установления (Satzung) и деловой “компетентности”, обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляют современный “государственный служащий” и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении. Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды-страха перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посюстороннее вознаграждение - и вместе с тем самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернемся. Но если пытаться выяснить, на чем основана “легитимность" такой покорности, тогда, конечно, столкнешься с указанными тремя ее “чистыми” типами. А эти представления о легитимности и их внутреннее обоснование имеют большое значение для структуры господства. Правда, чистые типы редко встречаются в действительности. Но сегодня мы не можем позволить себе детальный анализ крайне запутанных изменений, переходов и комбинаций этих чистых типов: это относится к проблемам “общего учения о государстве" [5].