Политическая теория Макса Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, реферат

Описание

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.

Содержание

Введение
Политическая теория М. Вебера: государство, бюрократия, демократия. "Политика как призвание и профессия"
Теория бюрократии М. Вебера
Заключение

Работа состоит из  1 файл

политическая теория М.docx

— 40.42 Кб (Скачать документ)

Харизматические лидеры появляются еще и в регионах развивающегося мира, когда во многих обществах происходит слом традиционных институтов и ценностей и начинается стадия быстрого индустриального развития. Отсутствие стабильных социальных институтов и консерватизм масс в сочетании  с нерасчлененностью политического  и религиозного сознания делают возможным  появление харизматических лидеров  наподобие Хомейни, Перона и др.

Вебер не принимал американскую политическую систему в качестве модели для  Германии, поскольку ряд элементов  этой системы в ту пору не вписывался в его модель демократии.

Как нам  представляется, сегодня американская система организации и функционирования политической власти больше всего соответствует  требованиям плебисцитарной демократии.

В американской политической системе должность  президента обладает харизмой независимо от личности президента. Многие американские политологи отмечают, что народ смотрит на президентскую власть с надеждой на твердое руководство. В личности президента американский народ видит свое символическое единство, обретенное в процессе избрания его на должность. Формально, будучи избранником всего народа, он тем самым как бы примиряет все партийные, социальные, классовые и групповые интересы.

Наиболее  популярными бывают те президенты, которым удается в большей  степени упростить вопросы и  представить государство как  инструмент защиты интересов простого человека. Американцам особенно импонируют такие качества национального политического  лидера, в роли которого выступает  президент, как твердость, компетентность и решительность в проведении политической линии.

Особенно  возрастает роль президента как символа  единства нации в кризисное время, когда нация ждет от него решительных  действий. Отношения между массами  в США и президентом идеально соответствуют отношениям между  плебисцитарным харизматическим лидером  и массами в веберовской теории. Во-первых, порядок избрания президента США соответствует порядку избрания плебицитарно-харизматического лидера, народ возлагает большие надежды на него лично в деле достижения благополучия и процветания. Народ ждет успехов от президента, и власть и возможность дальнейшей деятельности президента зависят от того, насколько эффективно ему удастся справиться с теми или иными острыми проблемами внутренней и внешней политики. Опросы политических социологов подтверждают определенную независимость и важную роль института президента, особенно президента, снискавшего славу харизматического лидера.

Согласно  плебисцитарной теории демократии народ  не только склонен превозносить успехи президента и беспрекословно поддерживать его политику, но этот же народ в случае неудач возлагает на президента всю вину, независимо от того, смог ли он справиться с теми или иными проблемами, стоящими перед нацией, или нет. Американские политологи Т. Д.ай и Л. Зиглер вывели следующую закономерность в отношениях между президентом и народом. Быстрое падение или рост популярности президента за короткий промежуток времени подтверждает ту мысль, что "президент занимает свой пост при широкой поддержке народа, эта поддержка имеет тенденцию со временем ослабевать и может вновь усилиться при драматическом событии или кризисе".

Как уже  отмечалось выше, президентская власть имеет огромное символическое значение. Президент становится воплощением  власти, законности, устойчивости всей американской политической системы.

Два важных обстоятельства за последние десятилетия  значительно усилили роль лидера и облегчили ему прямой доступ к массам, одновременно в значительной степени ограничив влияние партийных  бюрократий.

Первое-это  беспрецедентное усиление роли средств  массовых коммуникаций в политическом процессе, что дает возможность лидеру без посредника (партии) обращаться к массам и с максимальной эффективностью использовать свои "демагогические" качества.

Второе-ослабление роли больших партий вследствие их попыток выразить интересы народа в  целом, эклектичности идеологических установок ведущих партий, пытающихся таким путем привлечь максимальное количество избирателей. Это приводит к падению значения партийных  программ и к дестабилизации избирательной  базы различных партий. В результате сокращается количество людей, постоянно  идентифицирующих себя с той или  иной партией. В США особенно учащаются  ситуации, когда избиратели осуществляют выбор не между различными партиями или их программами, а скорее между  кандидатами, имеющими определенные характеристики лидерства. При этом каждый из кандидатов может пользоваться харизматическими и демагогическими способностями. Как отмечал Вебер в статье "Политика как профессия", появление  таких плебисцитарных лидеров6 или, как он называет, "диктаторов на поле боя выборов", - определенный шаг в сторону "плебисцитарной демократии"[1].

Плебисцитарная  теория демократии, предложенная Вебером, была призвана противодействовать политической фрагментации общества, корпоративным, особенно бюрократическим, тенденциям, защитить единство интересов нации. Очевидно, что не только в политической теории, но и в политической практике возникает проблема пределов роста  политического могущества харизматического лидера. Необходимо также учитывать, что недовольство масс и их стихийные  выступления против установившихся порядков или институтов могут быть использованы харизматическим лидером  для решительного разрыва с существующими  институтами и ценностями, для  установления авторитарных или тоталитарных режимов и для сужения прав и свобод народных масс [2].

Заключение.

Политика  есть мощное медленное бурение твердых  пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Мысль, в общем, то, правильная и весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному.

 Но  тот, кто на это способен, должен  быть вождем, мало того, он еще  должен быть — в самом простом  смысле слова – героем. И даже  те, кто не суть ни то, ни  другое, должны вооружиться той  твердостью духа, которую не сломит  и крушение всех надежд; уже  теперь они должны вооружиться  ею, ибо иначе они не сумеют  осуществить даже то, что возможно  ныне. Лишь тот, кто уверен, что  он не дрогнет, если, с его  точки зрения, мир окажется слишком глуп или слишком подл для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать «и все - таки!»,— лишь тот имеет «профессиональное призвание» к политике…

 В  конце хотелось бы добавить, что  в настоящее время, в частности  в нашем государстве, большинство  стереотипов политического благородства  претерпели значительные изменения  по сравнению с теми каузативами, преобладавшими во времена Макса Вебера. Точнее говоря, понятия остались прежними, а вот методы и способы проведения, а также средства, необходимые для осуществления политики в некоторой степени изменились. Преобладающее меньшинство политиков, опирающихся на обстоятельства жизни, диктующих свои условия, вынуждено рассматривать саму политику не более чем профессию или как работу, за которую они регулярно получают реальную прибыль. И учитывая относительную нестабильность политической жизни в стране (по крайней мере она хорошо представлена в иллюзорном виде со стороны заинтересованных лиц), каждый старается получить наибольшую выгоду в период предоставляемой возможности, также как, к примеру, рабочий, работающий за станком, более заинтересован в увеличении темпа роста своего материального благосостояния посредством получения зарплаты, нежели, скажем, в темпах роста производства (это уже входит в обязанности работодателя).

 Остальное  же незначительное большинство  может и хотело бы жить «для» политики, но либо они не имеют достаточного влияния на политическом Олимпе и у них отсутствует значительное количество средств для приобретения этого влияния; либо они являются заложниками вышеуказанных средств и вынуждены лишь озвучивать политические идеи в интересах своего кредитора. И это пройдёт…

 Ещё  одной интересной особенностью  современости является то, что при неблагоприятном развитии событий из «театра» политики уходят лишь «куклы», «кукловоды» остаются ( в основном «за кулисами»). При ослаблении в результате неблагоприятно развивающихся событий и волнениях народных масс может произойти утрата контроля своих позиций «политического театра».

 

Список  литературы

1. Макс  Вебер и Россия, Ю.Н. Давыдов  // Социологические исследования, номер  3, 1992, с.115 - 128

2. М. Вебер (пер. А.Ф. Филлипова), О буржуазной демократии в России, // СоцИс, номер 3, 1992, с.130 - 134

3. М. Вебер, Избранные произведения, // М, Прогресс, 1990

4. История  социологии (учебное пособие) // Минск,  Высшая школа, 1997

5.В.П.  Култыгин, Ранняя немецкая классическая социология // М. 1991.

Информация о работе Политическая теория Макса Вебера