РЕФЕРАТ
По дисциплине
«Исследование социально-экономических
и политических процессов»
На тему:
«Политическая
власть. Сущность, классификация, развитие»
Москва 2010
Содержание
Введение 3
- Сущность и классификация форм власти 5
- Понятие власти 5
- Виды и формы власти 9
- Характеристика и анализ основных теорий власти и влияния 16
- Основные черты власти, основанной на принуждении
и на вознаграждении
16
- Особенности законной, эталонной и экспертной власти 19
- Сравнительная эффективность различных форм влияния 23
- Исследование образа экономической власти в России 25
- Экономическая власть. Источники экономической власти 25
- Образ экономической власти в сознании современных
менеджеров 28
Заключение 31
Список литературы
33
ВВЕДЕНИЕ
Теория власти во все времена
интересовала философов, правоведов, мыслителей,
исследователей от Древнего Египта, Индии,
Китая, Рима, Греции, других государств
и до наших дней. В их числе Платон, Аристотель,
Лао-Цзы, Конфуций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Н.
Макиавелли, Ш. Монтескье, Д. Дидро, К. Маркс,
Ф. Ницше, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Н. А.
Бердяев, М. Вебер, М. Ганди, Б. Рассел, Дж.
Гэлбрейт, многие другие ученые древности,
средневековья, нового и новейшего времени.
На рубеже XXI века теоретически и организационно
формировалась новая самостоятельная
фундаментальная область науки о власти
– кратология.
Современная теория
власти оперирует более чем пятью
тысячами терминов и понятий, ярко рисующих
многоликий мир власти, – от известных
еще в древности власти отца, семьи, племени, рода, общества,
государства, церкви и до современных
типов, видов и форм власти: государственной,
монархической, республиканской, экономической,
духовной, светской, федеральной, законодательной,
исполнительной, судебной, контрольной,
информационной, региональной, местной,
военной, авторитарной, тоталитарной,
корпоративной и т. д.
Весьма обоснована
связь теории власти с целым комплексом
современных наук – философией власти,
социологией власти, историей власти,
экономикой власти, психологией власти, этикой власти, логикой
власти, анатомией власти, физикой власти
и т. д.
Цель реферата
– провести сравнительный анализ
теорий власти, дать характеристику основных
теорий власти.
Объект исследования
– теории власти, разработанные
учеными-экономис-тами, психологами, социологами,
философами.
Предмет исследования
– образ экономической власти
России в сознании студентов факультета
экономики и менеджмента.
Гипотеза исследования
– из всего многообразия видов
и форм власти теория экономической
власти является одной из самых неразработанных,
слабо представляемой в сознании молодого
поколения менеджеров.
Исходя из гипотезы
и цели исследования, были поставлены
следующие задачи исследования:
- изучить понятие власти в многообразии современной научной литературы;
- провести и подобрать из имеющихся источников приемлемую для исследования классификацию форм и видов власти;
- рассмотреть характеристику основных теорий власти и влияния;
- определить основные черты власти, основанной на принуждении и на вознаграждении;
- выделить особенности экспертной, эталонной и законной власти;
- проанализировать сравнительную эффективность различных форм влияния;
- исследовать понимание образа экономической власти в сознании будущих менеджеров.
Поставленные
задачи решались следующими методами:
теоретический анализ философской,
психологической, политической, управленческой,
социологической научной и учебно-методической
литературы (контент-анализ), социологический
опрос на основе анкетирования (проективный
тест), метод экспертной оценки.
Работа состоит из введения, трех глав,
в каждой из которых по два-три параграфа,
заключения, списка использованной литературы.
1. Сущность и
классификация форм власти
- Понятие власти
Власть это
крупнейший, многогранный, определяющий,
но и сложный, противоречивый социальный феномен, являющийся
миру, человеку во всех своих многочисленных
формах, видах, аспектах, ипостасях, со
всеми своими контрастами, тайнами, драмами,
загадками и последствиями.
Власть (Power) – возможность воздействовать
или способность воздействовать на ситуацию
или поведение других людей.1 Власть – одна из основных
функций социальной организации общества,
авторитетная сила, обладающая реальной
возможностью управлять действиями людей,
согласовывать противоречивые индивидуальные
и групповые интересы, подчинять их единой
воле с помощью убеждения или принуждения.2
С философских
позиций власть есть способность
и возможность субъекта (личности,
партии, класса, государства и т.д.)
осуществлять свою волю, оказывать
определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета,
права, насилия и других средств. В рамках
философского подхода наиболее полно
раскрываются и основные методы осуществления
власти: организация, убеждение, воспитание,
контроль и принуждение. Философский подход
включает в себя следующие положения:
- власть – категория общественная, это волевое отношение между людьми;
- истоки власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений;
- политическая власть является особой разновидностью власти, одним из ее наиболее важных элементов;
- сущность политической власти образует господствующая воля того или иного класса или социальной группы;
- ядром политической власти служит власть государственная, определенным образом организованная и закрепленная в правовых и иных социальных нормах.
Цель власти
состоит в том, чтобы посредством
прямого или косвенного воздействия,
объединения или разъединения людей:
а) противодействовать деструкции, кризису,
упадку, нейтрализовывать напряжение,
конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности общественного
целого, его совершенствованию и прогрессу.
Средством власти
выступает весь арсенал тактики
– от администрирования, устрашения
до применения силы для подавления
возможного противостояния субъекта власти
и его объекта – народа. Субъект власти заинтересован
в наращивании и продлении господства,
в то время как объект власти жаждет
увеличения свободы, стремится к независимости,
достоинству и достатку.
В философской,
психологической, социологической
и политологической литературе проводится структурный анализ
категории «власть», выявляющий следующие
аспекты:
- социальный аспект. Власть есть силовое отношение, выражающее реальное доминирование. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле, что в отношении объектов власти создает определенную систему ущемлений;
- психологический аспект. Власть есть отношение лидерства, оно устанавливается в межличностном взаимоотношении и взаимодействии, при котором обосабливаются ведущая и ведомая стороны, субъект и объект власти;
- гносеологический аспект. Власть есть целенаправленный способ проявления и реализации знаний. Основой власти служат знание и воля. В знании проявляется сознательный расчет действий и всех возможных последствий в заданных обстоятельствах. В воле оформляется жесткая подчиненность действий целям, целеустремленность и настойчивость. Знание и воля являются непременными атрибутами власти. Знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью и обоснованностью, а воля обеспечивает необходимую для достижения поставленных целей активность;
- организационный аспект. Власть есть ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, уровня организации, организованности и регламентации жизни по всем параметрам. Порядок сковывает творчество и инициативу людей. Инициатива, не утвержденная властью, ищет собственные обходные пути, не получая на это санкции власти;
- политический аспект. Власть есть способ осуществления влияния, подчинения, принуждения в соответствии с фактическим или предполагаемым балансом сил в обществе, направленным на сохранение существующего положения вещей или его изменение.
Формулируя
критерии власти и раскрывая ее многозначность,
В.Ф.Халипов выделяет четыре специфических
признака власти:
- способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и/или чем-либо;
- оказание решающего воздействия на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств – закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения;
- политическое господство над людьми, их общностями, организациями; над странами и группировками; создание системы государственных органов;
- лица, органы, облеченные соответствующими государственными и административными полномочиями или обладающими разного рода влиянием, полномочиями по обычаю и/или присвоившие их себе.
Человеческому
обществу для нормальной организации
совместной цивилизованной жизни людей
власть необходима. С ней надо уметь
обращаться, ее надо знать, понимать и
совершенствовать. А самой власти
и властителям надлежит быть цивилизованными,
компетентными, демократичными, гуманными,
справедливыми. В идеале власть так должна
упорядочить общественную жизнь, так умело
дирижировать ею и так поставить себя,
чтобы людям действительно она могла бы
показаться излишней, ненужной, такой,
без которой можно было бы легко обойтись.
В современной
западной политической философии анализ
категорий власти ведется по четырем
направлениям. Власть изучается как:
1) характеристика
индивида. Рассмотрение власти в
качестве персонального атрибута
интерпретируется как взаимодействие индивида с окружением, причем
ключевым моментом выступает мотивация
власти. Мотив власти понимается как предрасположенность
к достижению определенного рода целей;
2) межперсональная
конструкция. Понимание власти
как межперсональной конструкции
делает власть атрибутом социальных
отношений и определяет ее как межличностную
ситуацию;
3) ресурс. Власть
как ресурс опирается на понятие
«стоимость». Исследователи, разрабатывающие
это направление, отмечают, что
важно не только обладание
ресурсами, но и их ценность для носителя власти. Они
проводят различие между ценой и силой
власти. Под ценой власти подразумевается
стоимость той части принадлежащих субъекту
ресурсов, которые нужны ему для влияния
на поведение объекта;
4) философская категория. Рассмотрение власти с философской
точки зрения наиболее дифференцированно:
обсуждаются моральность и аморальность
власти, ее ценность и ценности обладания
властью, соотношение между властью и
ответственностью, влияние социальных
норм, границы и допустимые нормы применения
власти, соответствие власти принятым
в обществе социальным нормам, традициям,
нравам.
Понимание власти
как философской категории объединяет
в себе все теории власти. Таким
образом, получается системное описание
теорий, рассматривающих феномен
власти (рис. 1).
Власть как
причинная
конструкция |
|
Власть как
обладание
информацией |
|
ВЛАСТЬ КАК
ФИЛОСОФСКАЯ
КАТЕГОРИЯ |
|
Власть как
характеристика
индивида |
|
Власть как
межперсональная
конструкция |
Рис. 1. Системное
описание теорий власти, рассматриваемых
в западной политической философии
На данный момент
в мире существует более 150 различных
понятий власти.
- Виды и формы власти.
Изучение проблемы
классификации видов и форм власти
невозможно без применения определенных
критериев и системного метода описания.
Власть пронизывает все общество,
все формы взаимоотношений, она может
проявляться как в явной, так и в неявной
форме, иметь опосредованные и непосредственные
формы.
Один из самых
полных списков различных форм и
признаков власти представлен в
книге «Философия власти» (Гаджиев К.С., Ильин В.В.,
Панарин А.С., Рябов А.В., 1993). Изложение
этой главы будет основываться на формах
власти, рассмотренных и описанных в названной
работе.
Как указывают
авторы книги, система власти глубоко
эшелонирована, слагается из сети политических, военных, экономических,
дипломатических, бюрократических, правовых
институтов, придающих организованность
общественным связям и определяющим пространство
власти. Власть может принимать как жестко
централизованные формы, так и такие, при
которых сферы приложения ее действий
четко обозначены. Основаниями для типологии
авторы считают интенсивность властных
потоков, степень влияния властных структур
на элементы социума. Опираясь на конкретные
признаки власти, можно выделить следующие
ее формы:
- по признаку лимитированности: «безграничная – ограниченная». Безграничная власть вбирает в себя многочисленные модификации политико-государственного абсолютизма. Характерные предпосылки абсолютизма – слияние законодательной и исполнительной структур, организующих и контролирующих организаций, узурпация власти одним лицом или группой лиц, безнаказанное ущемление прав и свобод.
- по признаку наследуемости: «династическая – выборная». Наследуемая власть связывает судьбы страны и народа со щедростью природы, наделяющей или нет детей правителей необходимыми данными для управления государством.
- по признаку элитности: «персонифицируемая-неперсонифици-руемая». В первой части дихотомии формы власти, определяемые личными качествами правителей. Сюда относится аристократия, олигархия, мериократия, технократия, плутократия. Второй полюс – типы власти, которые строятся на принципах отвлечения от персональных достоинств самих властителей, когда носители власти не идентифицируются, не фокусируются, размываются.
- по признаку парциальности: «лицензируемая – нелицензируемая». Первый полюс характеризует системы власти, вводящие ограничения на допуск граждан к властным структурам по различным признакам.
- по признаку корпоративности: «кастовая – некастовая». В данное измерение входит понятие о наличии неких сплоченных замкнутых политических группировок, преследующих в общественной жизни своекорыстные цели. Главное для корпоративизма – наделение функциональными признаками не индивидов, которые лишаются самоценности, а социальных групп.
- по признаку моральности: «агиократия – порнократия». Авторы отмечают, что вечные связи и вековые святыни как базис власти – идеал, и в лучшем случае – дело отдаленного будущего. Противостоящая агиократии порнократия как цельное, состоявшееся явление, также в истории не дана.
- по признаку правозаконности: «правовая – неправовая». Правовая власть руководствуется законами, неправовая – авторитарными, волевыми решениями. Правовая власть подразумевает связанность власти правом – принцип законной власти и власти законов. Неправовая власть идет на упразднение законов.
- по признаку конструктивного согласия: «консенсуальная – неконсенсуальная». Консенсуальная власть предполагает управление обществом на базе согласия всех заинтересованных лиц, т.е. общего мнения.
- по признаку сменяемости: «ротируемая – фоссилизируемая». Ограничению произвола в характере власти способствует ротация, сменяемость – формальный временной предел на осуществление властных функций. Основным положением, определяющим эту форму власти, становится защищенность человека – человек и его свобода есть то, на что власть не имеет права посягать. Для обеспечения защиты встает вопрос о ротации персонального состава властных структур, к которым относятся регламент выборности, сменяемости, подотчетности, подконтрольности и т.д. властных органов.
- по признаку концентрируемости: «интегральная (центр) – интеркурсивная (дифференцируемая)». Как отмечают авторы работы «Философия власти», в настоящее время в политике выделяют три типа централизованной власти: царство – династический абсолютизм; деспотию – личностный или групповой авторитаризм; этатизм – авторитарный государственно-бюрокра-тический абсолютизм. Отличительная особенность централизованной власти – жесткий контроль над всей социальной сферой: контроль и регламентация общественных отношений.
- по признаку насильственности: «легитимная – нелигитимная». Легитимная – законная власть, имеющая конституционные полномочия, власть, полученная в результате использования принятых в обществе законов, норм и процедур. Нелигитимная власть – власть, добытая в результате нападения, захвата, незаконного применения силы, агрессии;
- по признаку коллективности: «единоличная – коллегиальная». Единоличная – царство, монархия, империя, террористические режимы типа хунт, диктатур, тираний. Единоличная власть опирается на обычаи, традиции, законодательство (конституционная монархия), либо на откровенное попрание законодательства.
- по признаку обладания имуществом: «плутократическая – неплутократическая». Классическим вариантом власти плутократии являются власть легальных толстосумов и теневиков, оказывающих воздействие на представителей официальной власти через систему лоббизма и отстаивания взглядов и интересов отдельных групп.
- по признаку планомерной регулируемости жизни: «ордократическая – неордократическая». Ордократия в политическом смысле ведет к казарменной заорганизованности, вытравливанию из любого рода деятельности свободного выбора и инициативы. Сюда же относится и отказ от плюрализма, отказ от разнообразия методов и форм политической жизни, что в итоге приводит к репрессиям по отношению к политическим оппонентам и любым инакомыслящим.
- по признаку народовластия: «демократическая – недемократическая». Демократия понимается как воплощенное народовластие. Но это определение является очень формальным, так как с содержательной точки зрения возможность воплощения народовластия в первую очередь зависит от гарантий в виде правовых норм и традиций общества.
- по признаку политического господства военных: «милитакратическая – немилитакратическая». Прямые формы милитакратической власти достаточно редки. Привлечение вооруженных сил к правлению государством требует исключительных обстоятельств, к которым относятся случаи социального сверхцентрализма, определяющиеся логикой управления в военное время, в чрезвычайных условиях (катастрофы, кризисы, угроза национальной безопасности и т.д.), в периоды захвата власти, при которых вводится администрирующая, командно-директивная система правления.
- по признаку единодержавности: «тираническая – нетираническая». Тирания – самочинное, единоличное всевластие. Тирания существует, как правило, на замкнутых, обособленных социальных организациях типа полиса, города-государства, автономии, где технически несложно введение прямого подавления свободы, воли, инициативы для достижения любых поставленных целей любыми возможными средствами.
- по признаку самодержавности: «деспотическая – недеспотическая». Самодержавие – неограниченное владение, пользование и распоряжение властью, опирающееся на самовластие.
- по признаку «темноты массы»: «охлократическая – неохлократическая». Охлократия – властвование толпы, черни, сброда в формах анархии, бунта, погрома и т.д. Существуют количественные и качественные признаки охлократии – массовость, стихийность, интенсивность, катастрофичность. В общественном смысле охлократия – грозная, неуправляемая форма.
- по признаку активного участия государства в общественной жизни: «этакратическая – неэтакратическая». Государство как форма организации само по себе ничего порочного не содержит. Государственное регулирование в виде централизованного, но не бюрократического вмешательства в деятельность общества необходимо.
- по признаку «засилья чиновничества»: «бюрократическая – небюрократическая». Без аппарата – чиновников и бюрократов, сосредоточивающих в своих руках обслуживание и распоряжение механизмами власти, существовать власть нельзя.
- по признаку распространения властного контроля на все сферы общественной жизни: «тоталитарная – нетоталитарная». Тоталитаризм употребляется для обозначения такого политического режима, в котором государственная власть, сосредоточиваясь в руках узкой группы лиц, на основе свертывания демократии, ликвидации конституционных гарантий, посредством насилия, полицейско-приказных методов воздействия на население и духовного порабощения людей полностью поглощает все формы и сферы самопроявления и самореализации человека.