Политические и правовые учения в России второй половины 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:18, реферат

Описание

Основными целями данной работы являются:
1. Полностью раскрыть тему реферата;
2. Систематизировать и закрепить теоретические знания и факты истории России 18 века;
3. Сформировать умения по использованию литературы.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
Политические взгляды М. М. Щербатова....................................................
Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого.........................................
Революционно-демократическое учение А.Н. Радищева...........................
Заключение......................................................................................................
Список используемой литературы................................................................

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по ИППУ.docx

— 38.98 Кб (Скачать документ)

Социальные взгляды Щербатова  достаточно противоречивы. Он активно  критиковал петровскую Табель о рангах как закон, ущемлявший привилегии дворян, был недоволен екатерининской «Грамотой  на права вольности и преимущества благородного российского дворянства» (1785) за недостаточную, по его мнению, степень правовой и социальной защиты дворянства. В сословном устройстве общества Щербатов усматривал прочность  общественных устоев, полагая, что «смешение  состояний» приводит к «умствованию равенства, до крайности доведенного», и в конечном итоге к гибели государства. Каждому сословию следует  определить его правовой и социальный статус, а также подобающий ему  круг занятий. Дворянам – правосудие, земледелие и военную службу; купечеству – торговлю и промыслы. Пожалование  купцам дворянского звания он считал недопустимым: «Дед воровал, сын грабил, внук разбойничал, достоин ли он потомственного награждения?» Тем не менее, каждое сословие должно иметь свой голос в решении важных государственных дел, поэтому в Высшем правительстве Офирского государства заседают и дворяне, и купцы, и мещане (о крестьянах упоминания отсутствуют).

М. М. Щербатов вполне осознавал  полную экономическую несостоятельность  и бесперспективность крепостного  права, нарушающего все нравственные нормы. Земледелие он характеризовал как  важнейший род деятельности, и, исходя из этих представлений, он делил всех людей на производителей и потребителей. В России, по его мнению, наступило  оскудение земледелия, которое «совершенно  пало». Характеризуя положение крестьян (производителей), Щербатов писал, что  они «питаются мякинным хлебом, живя скорее как животные, а не как  люди». Между тем именно земля  должна бы стать источником благоденствия  всех, а потому земледелие должно всячески поощряться и «обороняться» правительством. Он многократно обращает внимание на непроизводительность подневольного  труда, противопоставляя ему результаты свободного хозяйствования на собственной  земле. «Если бы дать свободу крестьянам в России, сие оживило бы их промысел, и, не прикрепленный к земле, не находящийся  более в рабстве, каждый из них  потщился достигнуть возможного благоденствия, а из сочетания частных благополучии проистечет и всеобщее блаженное  состояние».

У Щербатова много интересных проектов, преследующих цель поддержки  «падающего земледелия»: повышение  агротехники, создание государственной  коллегии земледелия, рациональное распределение  земель, переселение крестьян из густонаселенных  губерний в малонаселенные, учреждение образцовых опытных хозяйств, садов  и огородов, возрождение коневодства, «разведение разной скотины», широкое  распространение прогрессивного опыта.

По поводу крепостного  права Щербатов полагал, что освобождение крестьян – дело будущего. Пока же эту акцию он считал преждевременной, ибо крестьяне непросвещенны и нравственно не подготовлены к свободной жизни, вследствие чего при внезапном их освобождении они могут «впасть в обленчивость», перестать заниматься земледелием, оставить неплодородные земли и направиться к плодородным с благоприятным климатом, в результате центр империи может оскудеть и запустеть и стране будет грозить разорение.

Средства для ближайших  преобразований в сельском хозяйстве  Щербатов находил в возможности  сокращения расходов на содержание армии. Задолго до А. А. Аракчеева он вносил предложения об устройстве военных  поселений, подробно разработав эту  идею и представив на высочайшее имя  «Мнение о военных поселениях». В организации подобных поселений  он усматривал экономию средств, создание хорошо обученной армии, повышение ее благосостояния (в связи с уменьшением численности) и ослабление бремени рекрутчины и налоговых тягот для населения. Все перемены, о которых писал Щербатов, предполагалось осуществлять исключительно постепенно, эволюционным путем, в основном пользуясь такими рычагами, как введение «хороших законов» и просвещение народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

                 Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого

В середине XVIII в. в России сформировалась идеология Просвещения, характер которой определялся условиями  экономического, социального и политического  развития страны. Просветители обличали язвы современной социальной и политической действительности; критиковали произвол крепостников-помещиков, отмечая при  этом общую бесперспективность крепостного  права с точки зрения возможностей дальнейшего экономического и промышленного  развития России. Они обращали внимание русского общества на необходимость  отмены крепостного права, а также  ограничения власти абсолютного  монарха законом и определенными  формами представительства, способного выражать общественное мнение.

Реализацию этих идей они  связывали с распространением просвещения, полагая, что просвещенный монарх (в  частности, Екатерина II) и просвещенное общественное мнение способны направить  страну по пути социальных и политических реформ, столь необходимых России.

Наиболее полное выражение  взгляды Просветительства как направления  политической мысли получили в произведениях  С. Е. Десницкого.

С. Е. Десницкий (1740—1789) происходил из мещан украинского г. Нежина. Он закончил духовную семинарию Троице-Сергиевой  лавры, затем Петербургскую академию и в числе других учеников был  направлен для продолжения образования  в Англию в Глазговский университет. Здесь он защитил диссертацию по римскому праву, получив ученую степень доктора права. Возвратившись в Россию, Десницкий становится профессором юридического факультета Московского университета, где впервые на русском языке читает лекции по праву. В этот период своей деятельности он написал ряд статей и докладов, в которых изложил радикальные предложения по проблемам политико-юридических преобразований в государстве.

Кругозор Десницкого был  достаточно широким, а образование  разносторонним. В Англии он изучал произведения многих западноевропейских мыслителей, политических писателей  и философов. Теоретические положения  своей доктрины он час аргументировал ссылками на труды Дж.Локка, Т.Гоббса, Ш. Монтескье, А. Смита и др.

В размышлениях о причинах происхождения государства Десницкий  не придерживался договорной теории. Он высказав предположение о прохождении человечеством исторически последовательных «состояний», хронологически сменяющих друг друга. Первым из них была охота (ловля зверей и собирательство дикорастущих плодов); вторым— скотоводство и пастушество; третьим— «хлебопашественное состояние» и последним, четвертым, — «коммерческое». В первых двух главенствует коллективное владение вещами, обусловленное несовершенством трудового процесса и отсутствием условий хранения продуктов. В «хлебопашественном состоянии» появляются жилища, каждый начинает обрабатывать землю, у людей возникает желание получить все это «во всегдашнее право собственности». Таким образом, у Десницкого право частной собственности, как и у Джона Локка, складывается в результате трудовых затрат. Причины неравенства Десницкий, как и Дж.Локк, усматривал в различных физических качествах человека, его трудолюбии и умении накапливать. Государство, по мнению Десницкого, возникает только в коммерческом состоянии. Ранние «первовозникающие государства», соответствовавшие «хлебопашественному состоянию», государствами в собственном смысле не были, поскольку они не имели ни права, ни средств для его реализации. Однако Десницкий высказал предположение, что власть в обществе с самого начала его образования сосредоточилась в руках тех, кто обладал богатством.

Цель государства мыслитель  усматривал в достижении наибольшего  количества благ наибольшим числом людей.

Лучшей формой организации  власти Десницкий считал конституционную  монархию.

Законодательная власть, по его проекту, осуществляется монархом совместно с однопалатным органом— Сенатом, состоящим из 600—800 депутатов. Сенату дозволено «…с приказанием и по усмотрению монархов российских делать указы вновь, старые поправлять или уничтожать и сверх того, пошлины в государстве налагать», войну продолжать и заключение трактатов с соседними державами наблюдать». Но «конечное повеление принадлежит только монарху. Сам представительный орган никаких узаконений без изволения и приказания монархов России не предпринимать, не делать» не должен. Сенату также вручается еще и высшая судебная власть.

В сенат могут быть избраны  депутаты от всех сословий: помещиков, купцов, ремесленников, духовенства и интеллигенции («училищных») по избирательному праву с умеренным цензом. Депутаты избираются на пять лет и могут быть в дальнейшем переизбраны, но не более чем на три срока. Сенаторы из своего состава избирают ежегодно президента, который и представляет монарху все дела, требующие решения. Все сенаторы равноправны независимо от их сословной принадлежности.

Для заседаний Сената и  «жилья» сенаторов Десницкий  рекомендует «построить в Москве и Санкт-Петербурге особливы здания».

В предложениях по учреждению судебной власти Десницкий разработал ряд положений конституционного характера. Он считал необходимым полное отделение судопроизводства от администрации, введение равного для всех сословий суда присяжных, установление гласности  и непрерывности процесса, предоставления обвиняемому права на защиту.

Низшая судебная инстанция  определена в проекте Десницкого в виде всесословного судебного  органа при местной административной власти. Таким образом, здесь он проявил  определенную непоследовательность, не доведя до конца осуществление принципа независимости суда.

Исполнительная власть у  него осуществляется монархом, обладающим правом отлагательного вето, и высшими  органами управления — коллегиями, имеющими двойное подчинение: монарху и Сенату.

У Десницкого есть еще и  наказательная власть, которая вручена воеводам в губерниях и провинциях. Они назначаются непосредственно монархом, но в своей деятельности подотчетны губернскому суду, который принимает жалобы на действия воевод и публично их рассматривает.

В дополнение к наказательной власти Десницкий присовокупляет еще и гражданскую власть, которой он наделяет выборные органы местного самоуправления.

Компетенция всех пяти властей  должна быть строго определена законом, с тем «чтоб одна власть не входила  из своего предела в другую», так  как от исполнения ими своих функций  «зависят все почти чиноположения и все главные правления в государствах».

К крепостному праву Десницкий  относился отрицательно, усматривая в нем основное препятствие для  развития промышленности и земледелия. Не предлагая полной его отмены, он тем не менее считал необходимым провести определенные ограничения, осуществив целый ряд мероприятий, главным из которых являлось предоставление крестьянам права собственности на обрабатываемую землю и орудия труда.

При этом, по его мнению, необходимо принять законы, запрещающие продажу крестьян без земли.

В правовой сфере Десницкий  также разработал ряд институтов. Он предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное.

В области судопроизводства Десницкий настаивал на введении демократических принципов: равенства  всех перед законом, равного наказания  за совершение одинаковых преступлений, соразмерности тяжести наказания  характеру и составу преступления и т. д. При этом он считал необходимым  пересмотреть существующую классификацию  преступлений по видам, поставив на первое место преступления против личности и частной собственности. «Самыми  первыми и святейшими законами»  должны быть те, «которыми защищаются наше здравие и жизнь. Вторыми  — те, которые берегут нашу собственность и владение». Применение смертной казни он считал допустимым только в двух случаях: умышленное убийство и измена родине, но возражал против «мучительских» способов ее исполнения, а также применения позорящих наказаний.

Десницкий требовал строжайшего  соблюдения законности в практике государственной  жизни.

В вопросах внешней политики он придерживался мирной ориентации, полагая, что все державы обязаны  развивать между собой дружественные  торговые отношения, которые будут  препятствовать войнам. Рассматривая итоги наиболее крупных исторических войн, он характеризовал их результаты как отрицательные. Однако необходимость  армии как средства «зaщищeния от неприятельских нападений» Десницкий признавал и считал священным долгом каждого подданного защиту своего отечества. Одновременно он предупреждал о том, что содержание большой армии дорого и опасно. «В государствах, в которых одна военная сила и военное чиноположение, свободные науки и художества не процветают».

Обращаясь к вопросу об армии, Десницкий рассматривает  и проблемы, связанные с ее формированием, содержанием, уровнем боеспособности.

Десницкий выступал за равное отношение ко всем народа населяющим Россию. «Российская монархия, —  писал он, самоеда приглашает быть участником законодательной власти».

Политико-правовая теория Десницкого оказала большое влияние на развитие просветительских идей в России, распространению  которых способствовала и просветительская деятельность Десницкого. Так, он перевел  труд английского юриста Блэкстона «Истолкование английских законов Блэкстона», участвовал в составлении «Словаря Академии Российской», в котором дал толкование юридических терминов, используемых в русских Судебниках и Соборном Уложении 1649 г. и других историко-юридических документах.

В целом просветительская доктрина Десницкого была направлена не на утверждение «просвещенного абсолютизма», а на создание конституционного варианта монархического правления в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Революционно-демократическое учение А.Н. Радищева

Наряду с лояльными  в целом официальной власти политико-правовыми  учениями М.М. Щербатова и С.Е. Десницкого, в екатерининское время формируется  и находит свое выражение в  сочинениях А.Н. Радищева революционно-демократическая  традиция отечественной политической и правовой мысли.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802), выдающийся революционно-демократический  русский мыслитель, в оде "Вольность" (1783) и литературном произведении "Путешествие  из Петербурга в Москву" (1790) выразил  широкий круг идей русского Просвещения, правдиво, с глубоким сочувствием  изобразил жизнь простого народа, резко обличил самодержавие и  крепостничество. Тираж книги "Путешествие  из Петербурга в Москву" был конфискован  царским правительством, и до 1905 г. книга в России была запрещена, распространялась только в списках.

Информация о работе Политические и правовые учения в России второй половины 18 века