Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:57, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть особенности политических идей и социальной философии зеленых.
Задачи:
-изучить понятие «зеленая политика»;
-выявить особенности политического мышления зеленых;
-рассмотреть особенности политических идей зеленых на сегодняшний день.
Введение 3
1. Зеленая политика 5
2. Зеленое политическое мышление 6
3. Зеленые как политический выбор 11
4. Политические идеи зеленых сегодня 16
5. Европейская партия зеленых 19
Заключение 29
Список литературы 31
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
НА ТЕМУ:
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗЕЛЕНЫХ»
ВЫПОЛНИЛ:
СТУДЕНТ 3 КУРСА
ФАКУЛЬТЕТА ФСК
ФИЛИМОНОВ И.
ПРОВЕРИЛ:
ГРИШИН Р.Х.
АСТРАХАНЬ 2012
Содержание
Зеленая идеология возникла из студенческих бунтов конца 60-х и, неся на себе печать «левых» и «радикалов», зеленое движение долгое время оставалось политически маргинальным. И это несмотря на появление, начиная с 1970-х гг. зеленых парламентских партий, которые стабильно набирали на выборах во многих европейских странах относительно высокие проценты.
Зеленая идеология постепенно переходит из жанра обычного протеста любителей дикой природы в формат высокой международной политики. Сперва практически во всех европейских странах, а затем и на уровне ЕС ужесточается природоохранное законодательство, пересматривается стратегии энергетического развития. Бизнес осознал, что внедрение моды на «organic», может в качестве конкурентной стратегии давать существенные преимущества. Крупные корпорации лоббировали повышение уровня требований к экологической безопасности производств.
Поворотным стал, 1986 год — год Чернобыльской катастрофы (именно Украина шокировала мир взрывом на АЭС). Немецкий социолог Ульрих Бек считает, что Чернобыль стал знаковым событием, предопределившим скорую развязку холодной войны и крушение СССР. Чернобыль стал началом конца геополитического подхода. Ни Берлинская стена, ни базы ВВС по периметру границ стран Варшавского блока не смогли остановить радиоактивное облако. Европа оказалась бессильна перед ужасающей техногенной катастрофой.
Под впечатлением того же экологического кризиса, зеленое движение постепенно расширялось, оформляясь в организации, фонды, партии. Не только такие — как «Гринпис» и «Вахта мира», но и традиционные объединения, вроде вегетарианских обществ, возникшие задолго до экологического кризиса, ручейками вливались в широкий поток «зеленого движения».
Главным приоритетом зеленой идеологии является то, что она преодолевает и национальные и религиозные разногласия, ориентируясь не только на общечеловеческие, но и, так сказать, общежизненные ценности, единые для человека и природы. А принципы ее просты и доступны. Прежде всего, это учет во всех сферах человеческой деятельности, реакции природной среды на вносимые в нее изменения. Деятельность человека не вместо природы, а деятельность вместе с природой, учитывая ее возможности и законы функционирования.
Изначально, большинство зеленых было настроено скептически по отношению к властным институтам, рассматривая их как объект для давления. Но трудности, с которыми сталкивались зеленые активисты, с одной стороны, и далеко идущее разочарование участников движения во всех существующих политических партиях, с другой, навело на мысль о создании собственных политических организаций.
К созданию новых политических группировок примкнули и различные политики, как левого, так и правого толка, которые надеялись выдвинуться и добиться успеха с помощью популярных экологических лозунгов. Так в различных странах стали появляться зеленые или «альтернативные» списки кандидатов и зеленые партии. Одновременно формируется международное объединение политических организаций зеленых.
Цель работы
- рассмотреть особенности
Задачи:
-изучить понятие «зеленая политика»;
-выявить особенности политического мышления зеленых;
-рассмотреть особенности политических идей зеленых на сегодняшний день.
1. Зеленая политика
Зеленая политика - это политическая идеология, придающая большое значение целям экологии и защиты окружающей среды и достижению этих целей путем широкой, низовой, представительной демократии. Зеленая политика поддерживается последователями движения зеленых, активного своими партиями зеленых во многих странах с начала 1980х гг.. Политический термин «зеленый», перевод немецкого «Griin», был введен в использование немецкими зелеными, первой успешной политической партией зеленых, созданной в конце 1970х гг. Время от времени в Европе и в академических кругах для определения политической работы тех, кто поддерживает зеленое движение с помощью политических партий, используется термин «политическая экология». Сторонники зеленой политики разделяют многие положения с экологическим, природоохранным, феминистическим движением, а также с движением за мир. В дополнение к вопросам демократии и экологии, политика зеленых связана с гражданскими свободами, социальной справедливостью и ненасилием. Приверженцы зеленой политики, в основном, считают ее частью продвинутого взгляда на мир, а не просто политическим убеждением.1
Зеленая политика черпает этическую основу из массы источников, от ценностей коренных народов до этики Махатма Ганди, Спинозы и Икскюля. Эти люди повлияли на зеленое мышление путем поддержки долгосрочной предусмотрительности до «седьмого поколения» и личной ответственности каждого человека за его моральный выбор. Информирование о неблагоприятных последствиях действий человека по отношению к природе предшествует современному значению выражения «энвайронментализм». Еще публицисты Древнего Рима и Китая жаловались на загрязнение воздуха, воды и шумовое загрязнение, особый вид.
Теоретические основы энваиронментализма уходят корнями к философам эпохи Просвещения, таким, как Руссо во Франции и, позже, писатель и натуралист Торо в Америке. Структурный энвайронментализм появился в Европе и США в ответ на «Индустриальную революцию» с ее упором на несдерживаемый экономический рост, не заботясь об окружающей среде, базовых правах человека и социальной справедливости.
Зеленые платформы используют терминологию науки об экологии, а также политику энваиронментализма, глубокой экологии, феминизма, пацифизма, анархизма, либертарианского социализма, социальной демократии, экосоциализма и социальной экологии. В 1970х гг., по мере роста влияния этих движений, зеленая политика становится новой философией, синтезируя их цели. Не так важно, что инновации вводились долгие годы: основная идея, остающаяся фундаментом зеленой политической мысли - это этичное отношение к природе.2
Некоторые авторы,
говоря о зеленом политическом движении,
указывают на важное различие между
двумя терминами, формирующими зеленую
идеологию: экологизмом и
Энвайронментализм не является идеологией, поскольку не имеет основных черт, обычно присущих идеологиям: обеспечение аналитического определения общества, назначение конкретной формы общества, удовлетворяющей представлениям о том, как человек может сохранять и воспроизводить взгляды этого общества на природу, обеспечивая при этом программу политических действий. Также энвайронментализм может принадлежать к другим идеологиям, в то время, как экологизм явно отличается от любой другой идеологии.3
Для введения радикальных изменений в общественные привычки и практики людям необходимо установить новую форму общества, которая включает эти изменения. Два основных изменения, которые необходимо внедрить в устойчивое общество - это, во-первых, «потребление материальных товаров частными лицами в развитых индустриальных странах должно быть уменьшено» и, во-вторых, «нужды человечества не лучшим образом удовлетворяются продолжающимся экономическим ростом, как мы сейчас понимаем».
Книга, которая, согласно многим авторам, сформировала основу зеленой политики - это «Границы роста» («The limits of growth»), выражающая убеждение, подкрепленное многочисленными фактами, что у Земли есть лимиты индустриального роста, установленного в качестве центральной идеологии в 70х гг., когда и вышла в свет эта книга. Это и дает нам фундаментальную основу, на которую должна надстраиваться любая картина «зеленого» общества. Книга выражает три основные мысли о лимитах роста:
1. Технические
решения сами по себе не
приводят к устойчивому
2. Быстрые темпы роста, направленные на индустриальные и индустриализирующиеся общества, имеют экспоненциальный характер, что означает, что опасности, сохраняющиеся в течение относительно долгого периода времени, могут внезапно вызывать катастрофические последствия.
3. Взаимодействие проблем, вызываемых экономическим ростом, означает, что с этими проблемами нельзя пытаться справиться по отдельности.
Если движение зеленых полагает, что технологические решения проблемы экономического роста невозможны, тогда им придется бороться за более глубокие изменения в общественном мышлении и практиковать изменения в человеческих ценностях и понятиях нравственности. Глядя на третью мысль, можно сделать вывод, что изменение одного элемента влечет за собой изменение других; ядерная энергия может помочь решить проблемы кислотных дождей, но также усиливает глобальное потепление, а химические удобрения помогают нам вырастить больше пищи, но одновременно загрязняют водотоки.
Страх того, что однажды вся система развалится - это отправная точка для мыслей об устойчивом обществе.
«Зеленая
политическая опция поясняет
связь со всем, из чего развилось
социальное взаимодействие и
новые общественные движения, понимая,
что в интересах сохранения
человеческого вида на Земле
необходимы радикальные
«Как бы то ни было, это понимание многослойно и сложно. В нравственности оно означает преодоление человеческого фактора и осознание ценности других видов живой природы. В законе оно относится к ответственности за защиту и этих форм жизни тоже. В политике для этого необходимо принимать решения для поддержки приоритетности долгосрочных условий для жизни на Земле перед безусловной свободой владения и ее экономическим использованием для получения прибыли. Но, кроме всего прочего, это знание оказало значительное влияние на что-то, предшествующее любой практической политике: на фундаментальные отношения граждан с государством и властью, на природу осознания подчинения законной власти».
Во второй половине 20го века был пройден великий рубеж, когда государство с развитым капитализмом заняло более активную роль в отношении свободной рыночной экономики, в противовес либеральной традиции. «Роль бывших ночных стражников, охраняющих границы, заботящихся о личных договорах и законным способом разделяющих личные интересы, была заменена активным вмешательством в рыночные тренды, преднамеренным и спланированным использованием финансовых и денежных индикаторов как инструмента для отклонения индивидуальных бизнес-решений, а также ростом налоговых вмешательств в перераспределение прибыли, мотивированными не только экономической стабильностью. Большие корпорации набирают власть, далеко превосходящую силу многих частных предпринимателей конкурентного рынка. Пощаженные глубоким дестабилизирующим кризисом, обеспеченные массовым потреблением, страны с наиболее развитой капиталистической экономикой могли разрастись до невероятных размеров и начали бы достигать границ добычи важнейших природных ресурсов, а количество отходов, возвращаемых в окружающую среду, начало бы превышать способность природы перерабатывать загрязнение».5
Люди всего мира начинают осознавать, что должно произойти полное изменение отношения к законности такой высокой концентрации власти, поскольку высококонтролируемый экономический рост быстро подводит к границам устойчивости жизни на Земле. «Первые серьезные надломы, продемонстрированные в качестве фундаментального жестокосердия такой системы - точечные войны на пограничных территориях как борьба супердержав за власть, а также более серьезная угроза глобального (и фатального) ядерного конфликта. Если это не было продуктами политики холодной войны, тогда, без сомнений, в этот период были обстоятельства, приведшие к непреднамеренным поступкам и неверным оценкам. Как бы то ни было, пока отношение к войне и ядерному вооружению, а точнее, разоружению, могут до сих пор быть причиной мировых мониторингов и различных политических ориентации, политика во всех своих аспектах, от экономического до военного, которые систематически приводят к фатальным рискам для условий жизни, требовала все новых ответов. Эти ответы были совершенно новыми, поскольку ставили под вопрос основу текущего жизненного воспроизводства, и потенциально имели новую степень допустимости, поскольку говорили о собственно жизни, жизни каждого».
Причиной изменений в основе политических отношений, которые были объяснены так называемым созданием новых общественных движений, Дворник считает не только направление политических стратегий и решений, но так же и изменение отношений между государством и обществом. «Классические механизмы идущего снизу вверх контроля и влияния (регулярные прямые выборы представительных органов, представительство через партии, лоббирование интересов групп, общественность как пространство информации и пространство для критики и наблюдения за деятельностью государства) оказались недостаточно эффективными. Одна группа граждан осознала, что оппозиционный механизм контроля общественной жизни, контроль сверху (сверху вниз), не находится в достаточно надежных руках, хотя остаются систематичные средства ограничения власти и контроля: демократия и власть закона».
Информация о работе Политические идеи и социальная философия зеленых