Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:09, реферат
Цель данной работы состоит в рассмотрении и изучении политических идей Киевской Руси. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
- общая характеристика политических идей;
- рассмотрение воззрений и идей выдающихся исторических личностей Киевской Руси;
- рассмотрение текстов летописей, политико-правовых памятников, произведений древнерусской литературы.
Введение………………………………………………………………………
1. Общая характеристика политических идей Киевской Руси…………....
2. Ярослав Мудрый. «Русская Правда»…………………………………….
3. «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона……
4. Владимир Мономах…………………………………………………………
5. Политико-правовые идеи в «Повести временных лет»…………………
6. «Слово о полку Игореве»…………………………………………………
7. Даниил Заточник………………………………………………………….
Вывод…………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика политических идей Киевской Руси…………....
2. Ярослав Мудрый. «Русская Правда»…………………………………….
3. «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона……
4. Владимир Мономах…………………………………………………………
5. Политико-правовые идеи в «Повести временных лет»…………………
6. «Слово о полку Игореве»…………………………………………………
7. Даниил Заточник…………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Политическая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности политических идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской литературы. Содержание политической и правовой мысли Киевской Руси отличается довольно большим разнообразием. Однако в нем можно выделить целый ряд идей и концепций, повторяющихся из произведения в произведение, составляющих своего рода каркас древнерусского политико-правового сознания.
Актуальность темы.
В настоящее время, все больше проявляется тенденция обращения к истории, пересмотр значимости событий прошлого. В изучении истории на смену традиционным взглядам все активнее проявляются новые точки зрения, вводятся комплексы источников, меняются методы рассмотрения.
Целесообразно обращение к проблемам, которые стояли перед обществом Киевской Руси, для лучшего понятия современных задач развития. Опыт, накопленный веками, может послужить примером и помощью в поисках пути решения актуальных проблем. К примеру, вопрос о единстве славян. Практически во всех написанных в то время произведениях среди многочисленных проблем, выражен призыв к объединению. Политические идее Киевской Руси сыграли роль в формировании украинской общественно-политическая мысли.
Цели и задачи работы.
Цель данной работы состоит в рассмотрении и изучении политических идей Киевской Руси. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
- общая характеристика политических идей;
- рассмотрение воззрений и идей выдающихся исторических личностей Киевской Руси;
- рассмотрение текстов летописей, политико-правовых памятников, произведений древнерусской литературы.
1. Общая характеристика политических идей Киевской Руси
Зарождение древнерусской политической идеологии связано с произведениями, появившимися в первой половине XI в. Жанры этих произведений – это одновременно жанры и литературы, и устного творчества, такие, как: послание, поучение, слово, моление и т.п.,- что явно указывает на практическую направленность.
Среди творцов древнерусской политической идеологии явно преобладают государственные и церковные деятели – князья, митрополиты и т.д. Это влияние политической мысли Киевской Руси на реальную общественно-политическую жизнь была залогом ее самостоятельного развития – фактором, ослаблявшим влияние на нее чужеземной политической и правовой идеологии.
В середине XI в. появляется первое чисто политическое произведение - "Слово о законе и благодати" (митрополит Илларион), стремившегося теоретически обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. Линия, намеченная Илларионом, получила отражение в последующих летописях, послуживших основой для "Повести временных лет" (начало XII в.), созданной, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Если Илларион в "Слове" стремился дать теоретическое обоснование независимости Русского государства и сильной княжеской власти, то Нестор в "Повести" дает их историческое обоснование.
Наметившаяся к XII в. тенденция к феодальной раздробленности вызывала все большее беспокойство передовых политических деятелей. Оно нашло отражение в "Поучении" князя Владимира Мономаха своим сыновьям. Усилиями Владимира временно возродилось начавшееся клониться к упадку величие Киевской Руси, были приостановлены процессы, ведущие к ее раздробленности, несколько сглажены острые социальные противоречия. Эти обстоятельства и нашли отражение в его "Поучении" - завещании сыновьям быть мудрыми князьями, продолжать политику укрепления и единения Русского государства, умиротворения внутренних раздоров в нем.
Характерно, что в "Русскую Правду" (XI-XIII вв.) - памятник права раннего феодального общества, отразивший и закрепивший становление феодальных отношений, социальной дифференциации, феодального землевладения и феодальной зависимости - в период правления Владимира Мономаха вводятся статьи, ограничивающие сроки взимания процентов по денежным долгам, и сокращаются проценты по долгам, уплачиваемым натурой (медом, житом). Запрещается и бить смерда без вины. Значение этих статей не следует переоценивать. Они были лишь откликом на конкретную политическую ситуацию и сыграли временную роль как попытка смягчить нарастающие социальные антагонизмы. "Русская Правда" как кодекс раннего феодального права закрепила эксплуатацию холопов, закупов и других категорий населения, попавших в феодальную зависимость. Но появление этих статей отражало требования угнетенных масс, их стремление если и не к освобождению от эксплуатации, то, по крайней мере, к ее ограничению. Показательно, что эти же мотивы со временем появляются и в летописях Великого Новгорода, превратившегося в боярскую республику.
Вторая половина XII - первая половина XIII вв. (время, предшествовавшее татаро-монгольскому нашествию) характеризуются феодальной раздробленностью Руси и углублением феодальной эксплуатации. В политической литературе усиливаются призывы к единению всех сил русской земли, идеи борьбы против феодальной раздробленности, ослаблявшей Русское государство, и боярского засилья. Громадный след в русской политической идеологии оставило "Слово о полку Игореве", написанное неизвестным автором после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.
Основная патриотическая идея "Слова" - идея единства земли русской, кровной связи всех ее частей, общности интересов перед лицом внешней угрозы.
Логика единства земли русской, пронизывающая "Слово о полку Игореве", должна была привести и привела к исторически в то время оправданной идее единовластия, сильной княжеской власти. Эта идея, рассматриваемая главным образом в плане внутриполитических и социальных отношений, выражена в другом произведении литературы XII-XIII вв. - "Молении Даниила Заточника".
Автор "Моления" находится в заточении и обращается к князю с просьбой защитить его от притеснений и освободить из заточения. Беды Даниила и всех "сирот" - от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами. Все свои надежды на личное освобождение и установление порядка в государстве он связывает с сильной княжеской властью. Установление единовластия князя - основная идея
Характерной чертой законодательства Киевской Руси было представление о преступлении как о деянии, причинившем материальный вред другому человеку. Наказание мыслилось при этом как возмещение данного вреда. Поэтому оно выражалось обычно в уплате самим преступником или его родичами какой-либо денежной суммы, размер которой устанавливался законом. Сумма эта уплачивалась потерпевшему либо его родственникам либо князю или митрополиту.
С усвоением русским обществом христианского мировоззрения к этому представлению о преступлении добавилась мысль о нем как о грехе. И соответственно усложнилось представление о наказании. Последнее стало мыслиться, помимо прочего, и в виде духовной кары.
2. Ярослав Мудрый. «Русская Правда»
При Ярославе Мудром (1019-1054 гг.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества, достигла широкого международного признания.
Великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военачальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной.
История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в науке спорен. Некоторые авторы относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывает древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого.
«Русская правда» - свод законов, самый известный памятник древнерусского княжеского законодательства, которое регламентировало внутригосударственные феодальные отношения Киевской Руси . «Русская правда» - основной источник познания общественного строя, государства и права Древнерусского государства.
Этот свод законов имел огромное значение для дальнейшего развития украинского, русского, белорусского, а отчасти и литовского права. Известно более 100 списков «Русской правды», которые принято делить на три редакции - краткую, расширенную и сокращенную (некоторые исследователи выделяют пять и более редакций). Каждая из редакций отражает определенную степень зрелости феодальных отношений.
Краткая редакция содержит: «Правду Ярослава», или «Самую раннюю правду» (автором ее считается Ярослав Мудрый ; «Правду Ярославичей», или «Устав Ярославичей» (этот текст приписывается сыновьям Ярослава Мудрого), а также две статьи - так называемый «Покон вирный» и «Урок мостникам», о происхождении которых нет точных сведений.
Основными источниками « Русской правды » были нормы обычного права. В частности «Правда Ярослава» отражает общественные отношения раннефеодального периода, сохраняет, хотя и в очень ограниченном виде, институт кровной мести. Предметом правовой защиты в ней есть преимущественно жизнь, телесная неприкосновенность и честь дружинной знати, а защита феодального землевладения еще не получила надлежащего оформления. В «Правде Ярославичей» уже достаточно ясно отражена феодальная сущность регулируемых ею общественных отношений. Почти все ее нормы направлены на защиту княжеского феодального поместья, земельной собственности князя и т.д. Здесь четко выражено природа феодального права как права привилегии. «Покон вирный», или «Устав вирна», определяет типичный для раннефеодального государства порядок «кормления» княжеского слуги поверенного (собирателя веры), а «Урок мостникам» непосредственно продолжает и завершает статьи краткой редакции о порядке оплаты представителям княжеского аппарата.
« Русская правда » состоит из норм различных отраслей права, прежде всего гражданского, уголовного и процессуального. При этом уголовное и гражданское правонарушения принципиально не различалось: и то, и другое рассматривалось как обида. Наказание предусматривало денежные выплаты: «виру» - в пользу князя и «головщину» - в пользу потерпевшего или его родственников. Телесных наказаний «Русская правда» не предусматривала, за исключением наказания для холопов за избиение свободного человека. Смертная казнь этим актом также не предусматривалась. Размеры денежных выплат, как и в большинстве других феодальных кодексов, зависели от социальной принадлежности потерпевших. Крупнейшие наказания назначались за вред, причиненный представителям господствующей верхушки. Нормы гражданского права касались права собственности, наследования, договоров купли-продажи, ссуды и т.д. Судебный процесс по «Русской правде» преимущественно имел состязательный характер.
«Русская правда» - исключительно светский памятник феодального права. Все ее редакции исходили от княжеской власти, имели официальный государственный характер и не затрагивали церковную юрисдикцию, которая возникла после крещения Руси и определялась отдельными княжескими уставами.
Свою силу «Русская правда» сохраняла в течение нескольких веков и намного пережила Древнерусское государство, в котором она возникла, ее нормы оказали значительное влияние памятники права Украины, России, Белоруссии, Литвы и некоторых других стран.
3. «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона
Во времена великих княжений Владимира Святославича (980—1015) и Ярослава Мудрого (1015—1054) Киевская Русь переживала период своего политического и культурного расцвета. В середине XI в. появляется первое политическое произведение - "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, стремившегося теоретически обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти.
Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделявшим его реформаторские планы . Вполне возможно, что Иларион принимал участие и в составлении Русской Правды.
Метраполит входит по совершенству своих творений ряд крупнейших писателей Киевской Руси. Помимо «Слова о Законе и Благодати» до нас дошли еще два его сочинения — «Молитва» и «Исповедание веры».
Главное творение Илариона — «Слово о Законе и Благодати»— создано им в период между 1037—1050 гг. Иларион назвал свое произведение сложно: «О Законе Моисеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явившихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Господи, благослови Отче». В названии автор обозначил весь блок тем, которые рассмотрел в своей проповеди.
Илариона интересовали вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства
Современная историография выделяет в тексте «Слово о Законе и Благодати» четыре произведения: Слово о Законе и Благодати, Молитву, Толкование символа веры, Запись. Переписчики впоследствии объединили все произведения и озаглавили творение Илариона как «Слово о Законе и Благодати».
Политико-правовые мысли в каждой из частей «Слово о Законе и Благодати».
Часть первая. Взаимодействия Закона и Истины. Для средневековой культуры характерно употребление термина "закон" в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: государя. Под истиной Илларион понимает совокупность и теологических, и юридических правил. Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, с постижением Новозаветного учения и воплощением его требований непосредственно в своем поведении и деятельности. По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только «на приуготование Благодати и Истины». Закон и Истина не противопоставляются друг другу – напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина.