Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:09, реферат
Цель данной работы состоит в рассмотрении и изучении политических идей Киевской Руси. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
- общая характеристика политических идей;
- рассмотрение воззрений и идей выдающихся исторических личностей Киевской Руси;
- рассмотрение текстов летописей, политико-правовых памятников, произведений древнерусской литературы.
Введение………………………………………………………………………
1. Общая характеристика политических идей Киевской Руси…………....
2. Ярослав Мудрый. «Русская Правда»…………………………………….
3. «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона……
4. Владимир Мономах…………………………………………………………
5. Политико-правовые идеи в «Повести временных лет»…………………
6. «Слово о полку Игореве»…………………………………………………
7. Даниил Заточник………………………………………………………….
Вывод…………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………
Свободным делает человека познание истины, которая представляет собой свободу выбора и ответственность за свои действия. Таким образом, истина - это высшая ступень по отношению к закону. Он говорил: «Рабское исполнение внешних предписаний не есть свобода... Истина воспринимается благодаря закону, закон предтечие и слуга благодати и истины.».
Также в первой части имеет место - выяснение происхождения, сущности и употребления власти для достижения во всех сферах социально-политической жизни нравственных начал.
Сущность государства– божественна, так как в своем назначении она реализует божественную линию. Носитель верховной власти – «причастник» и «наследник» небесного Царства. Политические успехи в стране Илларион связывает с наличием образованности и распространенности книжного знания.
Полномочия князя, его основные функции. Власть должна употребляться “праведно”(законно). Этот тезис приводит автора к обсуждению формы правления, способов и методов реализации власти.Князь должен быть «единодержцем» своей земли. Применяемая Илларионом формула «единодержец своей земли» означает в его понимании, представление о единодержавии как о единой и суверенной власти в пределах всей подвластной князю земли.
Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво: “мало казни, много милуй”. Иллариону представляется наиболее приоритетным воздействие на человека милосердием, нежели суровым наказанием, которое противно самой природе человека.
Илларион первым в истории политической мысли создал образ правителя, разработав нравственные критерии, которым он должен соответствовать.
Во второй части произведения восхваляет князей земли русской. А также утверждает Илларион, князь обязан «без блазна же перед Богом данные ему люди управившу».
В третьей части произведения, в которой в виде молитвы сформулированы пожелания на будущие времена, Илларион прежде всего советует правителям избавить страну от войн. Кроме этого, третья часть трактата рассматривает определенные перспективы развития Русской государственности: мощная верховная власть, высоко моральный облик правителя, законность происхождения и деятельности власти, мирный курс внешней политики, подчеркивается значимость русской земли.
Основные политико-правовые взгляды, изложенные Илларионом в «Слово о Законе и Благодати».
Утверждается идея о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивается, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно распространяется на всех без исключения людей, независимо от расы, пола, возраста и социального состояния. Иларион стремился показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.
Источник верховной власти Илларион усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан перед Богом отвечать «за труд паствы люди его», обеспечивать мир и хорошее управление. Князь должен быть мужественным, умным, милосердным и законопослушным.
Владимир Мономах (1053—19 мая 1125) — один из князей Киевской Руси и личность, повлиявшая на формирование мировой политической идеологии. С началом XVI в. персона Владимира Мономаха приобретает особое значение для русского самодержавия. Московские государи начинают смотреть на него как на своего родоначальника. В официальной политической идеологии утверждается концепция, согласно которой Московское государство является наследником Византийской империи . Владимир Мономах рассматривается в рамках данной концепции в качестве лица, через которого московские государи получили от византийских императоров царский венец.
Политическая судьба Владимира Мономаха сложилась так, что престол великого князя Киевского, ему удалось занять лишь в 1113 г. Почти все свои зрелые годы он управлял удельными княжествами, сначала Черниговским (в 1079—1094 гг.), затем Переяславльским (в 1094—1113 гг.). Однако среди удельных князей Киевской Руси Владимир Мономах был самым уважаемым среди народа. В нем видели мудрого государственного деятеля, стремящегося к примирению русских князей, прекращению на Руси губительных междоусобных войн.
Удельные князья превратились к началу XII в., по существу, в самостоятельных государей, что предельно ясно зафиксировал княжеский съезд в Любече в 1097 г. Князья договорились здесь о своем объединении ради интересов Русской земли, но при этом условились о том, что «кождо да держить отчину свою», и для скрепления этого договора целовали крест. Владимир Мономах с самого начала выступил активным сторонником нового политического порядка.
Свою мировоззренческую позицию и, в частности, взгляд на то, каким должен быть русский князь, как должны строиться его отношения с другими князьями. Владимир Мономах изложил в сочинении, вошедшем в историю под названием «Поучения». Текст дошел в составе Лаврентьевской летописи. Выделяются три части: «Поучения», автобиографические заметки, письмо к князю Олегу Святославичу. Несмотря на то, что в Лаврентьевскую летопись все три указанных произведения вставлены под 1096 г., написаны они в разное время
В научных трудах, рассматривающих «Поучения», доминирует мнение, что это произведение предназначалось для русских князей. Однако содержание «Поучения» показывает, что Владимир Мономах обращался к своим детям прежде всего как к «христианским людям». Он обильно цитирует Псалтырь, призывает соблюдать «слово Господне». Его «Поучение» — это в первую очередь нравственная проповедь. Однако формулируя для своих детей христианские нормы поведения, Владимир Мономах подразумевал, что они не простые «христианские люди», а русские князья. Подлинный смысл данного произведения становится ясным только в том случае, если его рассматривать в контексте той социально-политической обстановки, в которой оно писалось. Усиление самостоятельности удельных князей, утверждение принципа «кождо да держить отчину свою» означало, что межкняжеские отношения принимали отныне сугубо договорный характер. Причем соблюдение договоров все больше зависело от доброй воли самих князей для Принуждения кого-либо из них к выполнению договорных условий на практике не оставалось другого средства, кроме нравственной проповеди — взывания к его христианской совести.
В своем "Поучении" Владимир особо подчеркивал необходимость соблюдения договоров, заключение которых на Руси в ту пору скреплялось крестоцелованием.
Заслугой Владимира Мономаха явилось то, что он, пожалуй, раньше всех русских князей и яснее их всех осознал, что в новой социально-политической обстановке, сложившейся на Руси к концу XI в., нравственные качества властвующих приобретают важное политическое значение, что судьба Русского государства, его будущее стало в огромной мере зависеть от того, насколько нравственными окажутся в своем поведении люди, держащие в своих руках власть.
Владимир Мономах нигде не обмолвился о божественном происхождении власти.. Автор "Поучения" исходил из того, что власть — это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом и т.д.
Обращаясь к своим детям-князьям, Владимир Мономах неоднократно призывал их не лениться. По его мнению, князь — это великий труженик. Он просил, в частности, своих детей самолично за всем наблюдать . Советовал им, будучи на войне, не надеяться на воевод, самим наряжать сторожей, самим расставлять ночью стражу и спать среди воинов.
Князь, согласно представлению Владимира Мономаха, также милосердный судья. «Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны».Честь себе князь приобретает не положением своим, а знанием, — такую мысль внушал Владимир Мономах, советуя своим детям учиться. Творя добро, князь не должен лениться ни на что хорошее, и прежде всего к церкви, подчеркивал в своем «Поучении» Владимир Мономах. Он призывал чтить епископов, попов и игуменов, не устраняться от них, а с любовью принимать от них благословенье и по возможности заботиться о них.
Автобиографические заметки Владимира Мономаха, хотя и составляют отдельное произведение, тем не менее находятся в связке с «Поучением» . Обратиться к описанию своей жизни Владимира Мономаха заставило желание подкрепить сказанное в "Поучении" собственным примером. В заключении данного жизнеописания автор прямо заявлял, что не хвалит он себя и не прославляет. Но хвалит и прославляет Бога, который его, грешного, столько лет оберегал от разных смертных опасностей и создал на всякие человеческие дела годным.
5. Политико-правовые идеи в «Повести временных лет»
Одним из наиболее ранних памятников исторической и политической мысли является русская летопись. Создание “Повести временных лет”, явившейся впоследствии основанием всего летописания, приписывается монаху Киево-Печерской Лавры Нестору. По времени «Слово о Законе и Благодати» предваряло «Повесть временных лет», и многие его идейно-политические мотивы получили в ней отражение и дальнейшее развитие.
Перед Нестором стояли две задачи: выяснение происхождения древнерусского государства, обоснование правомерности занятия великокняжеского стола правящей династией.
Нестор предпринял попытку доказать историческую необходимость единства и суверенности государственной власти, а также определить роль и значение Руси среди других стран и народов, со многими из которых были общие праславянские корни. З Нестор затронул и политико-правовые темы: образ великого князя, форма организаций власти, вершение правосудия. Принцип наказательной политики Нестор определял как соответствие наказания преступлению: «пусть будет такое наказание, каким окажется преступление».
Происхождение государства имеет объяснение, основанное на неписаном договоре в виде акта призвания трех норманских князей Рюрика, Синеуса, Трувора, которое исходило от ильменских племен. Они были призваны для объединения местных племен. Подобное “объяснение” разрешало сразу несколько политических проблем: утверждалась законность происхождения верховной власти и братства князей, основанного на родоначале правящей династии, в результате чего они должны объединиться.
В идее призвания содержалась необходимость показать единство русского государства, законность деятельности великого князя и недопустимость сопротивления со стороны вассалов-князей. Так же, как и Иларион, автор «Повести» привержен советному началу в организации верховной власти. Князь всегда решал все вопросы не единолично, а созывал дружину на совет и совещался с ней, был верен слову, не нарушал клятвы, соблюдал законы и обычаи. Владимир традиционно прославлен за крещение Руси, причем факту крещения предпослан рассказ о том, как разумно, осмотрительно и дальновидно Владимир выбирал религию для своего народа и как много благ получил от этого русский народ, ибо он был осенен Благодатью и познал Истину, содержащуюся в заповедях Иисуса Христа.
Автор «Повести временных лет» уделяет внимание необходимости просвещения, подробно описывая приглашение в качестве учителей Мефодия и Кирилла для того, чтобы обучить русский народ. Нестор дает обобщенное осуждение всякого правителя или его приближенных, которые стремятся в своей политике не к миру, а к войне: «зол совет тех, кто толкает на кровопролитие». Анализ и изложение исторического материала, основанного на конкретных фактах, придает повествованию злободневность и вводит его в круг насущных социально-политических проблем, а современная действительность получает в летописи острые политические оценки.
Одним из древнейших русских произведений, является «Слово о полку Игореве». Современные исследователи полагают, что автор был черниговцем по своему происхождению, а по социальному положению дружинником княжеского дома Ольговичей и даже скорее всего — самого князя Святослава Черниговского. Родился он предположительно в Путивле (ок 1139-1140). Автор «Слово о полку Игореве» занял независимую патриотическую позицию, которая выражала интересы всего народа. В своем произведении он практически рассмотрел все основные политические идеи эпохи.
Причиной и поводом создания «Слово о полку Игореве» послужила гибель дружины Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году в легендарной битве на реке Каяле. Сравнивая успешные антиполовецкие походы XI-XII вв с поражением 1185г., автор «Слово о полку Игореве» призывает князей прекратить раздоры и совместно выступить «за обиду сего времени»: «Возстенал, братцы, Киев от печали, а Чернигов от напасти; разлилась тоска по всей русской земли; тяжкая печаль постигла русских людей Князья между собой враждовали, а нечестивые рыскали по русской земле и брали дань… ». Прежние князья воспринимаются как образец для подражания современным. Автор не раз подчеркивает, что княжеские усобицы несут гибель простым людям Русская земля становится добычей «поганых», лежит в разорении и запустении, и на ней лишь каркают вороны, деля трупы убитых.
Историческим идеалом автора «Слово о полку Игореве» является наиболее хронологически близкое время княжения Владимира Мономаха, а сам князь Владимир рассматривается как образ традиционного идеального правителя. Прежние князья воспринимались как образец для подражания современным. Автор не раз подчеркивает, что княжеские междоусобицы несут гибель простым людям.
В соответствии с традициями автор «Слово о полку Игореве» законной считает только такую власть, которая приобретается не военными успехами, а законным путем.
Также традиционно он утверждает обязанность правителей заботиться о подданных, что прежде сего означает обеспечение безопасности пахарю, возделывателю земли, мирной жизни.
Центральная идея - объединение Русской земли под властью великого князя, и война в связи с этим признается только необходимой мерой для отражения нападения.
Современный Черниговский князь Святослав также представлен: обладает сильным войском, которого боятся все; известен во многих других странах. В этом собирательном типе показано, какие большие силы могут быть сосредоточены в руках Великого князя. У Великого князя большое и могучее войско, но сила эта необходима ему только для того, чтобы отражать врагов. Но автор «Слова о полку Игореве» призывает лишь к оборонительным действиям.