Политические идеи Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:09, реферат

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении и изучении политических идей Киевской Руси. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
- общая характеристика политических идей;
- рассмотрение воззрений и идей выдающихся исторических личностей Киевской Руси;
- рассмотрение текстов летописей, политико-правовых памятников, произведений древнерусской литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Общая характеристика политических идей Киевской Руси…………....
2. Ярослав Мудрый. «Русская Правда»…………………………………….
3. «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона……
4. Владимир Мономах…………………………………………………………
5. Политико-правовые идеи в «Повести временных лет»…………………
6. «Слово о полку Игореве»…………………………………………………
7. Даниил Заточник………………………………………………………….
Вывод…………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

реф палитол.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

Однако автор понимает, что время полного единодержавия миновало, поэтому он ограничивается призывами к подчинению Киевскому князю, как представителю.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Даниил Заточник

 

Произведение Даниила Заточника направленны на укрепление великокняжеской власти. Власть- способная преодолеть междуусобицы и при неоходимости оборонитьс трану. Заточник принадлежал к привилегированным кругам, но его личная судьба сложилась неудачно, и ему пришлось испытать на себе немилость правителя Перемена сословного состояния позволила ему глубже понять современную социально-политическую действительность, сплетая личную судьбу с судьбой своей земли. Центральной политической идеей произведения, его стержнем служит образ великого князя. Он явно идеализирован. Князь милостив (рука его всегда «простерта на подаяние убогим»). Управление князя крепко и справедливо. Князь выступает как верховный глава всем своим людям; если его власть организована плохо и в державе отсутствуют порядок и управление, а напротив– в этом случае и сильное государство может погибнуть, поэтому важно не только верховенство князя, но и хорошо организованное управление.

Даниил Заточник размышляет о необходимости князю иметь при себе «думцев» и опираться на их Совет. Советники должны быть умны и справедливы и всегда действовать по закону, а князю необходимо уметь их выбирать. Положения со всей очевидностью показывают, что форма власти у Даниила Заточника близка идеалу Мономаха: великий князь решает дела с мудрыми советниками. Князь должен иметь хорошее войско, так как его «богатство во множестве храбрых и мудрых людей». Не златом и серебром должен он похваляться, «но множеством войска». Даниил Заточник говорит и о необходимости «царской грозы», но эта гроза не реализация самовластья, а напротив, признак надежности верховной власти для подданных, поскольку именно их «царская гроза» ограждает «яко оградом твердым». Она обращена не против подданных, а в их защиту. действенна не только против внешних врагов, но и лиц, творящих беззаконие внутри страны, и с ее помощью должна восстанавливаться нарушенная справедливость. Такая постановка вопроса естественно подразумевает и наказание для всех творящих «неправду». Боярское самоуправство осуждается автором. Оно беззаконно, несправедливо, порождает в державе неурядицу. Боярин и князь противопоставляются друг другу с явным предпочтением последнего. Боярское засилье ведет к прямому ущербу верховной власти. Эти слова явно свидетельствуют об осуждении Даниилом политики феодальной раздробленности и желании видеть свою державу сильной, единой, управляемой мудрым и смелым князем, опирающимся на Совет «думцев» и представляющим своей властью опору и защиту всем подданным. Причем его интересует только охрана и защита своей земли, а не завоевательные походы, которые часто кончаются гибельно. Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти предполагала ограничение полномочий местных феодалов, что соответствовало главной задаче того времени – объединению всех русских земель под властью великого князя.

14

 



Вывод

 

В результате работы  были достигнуты цели. Рассмотрены и подробно изучены политических идей Киевской Руси. В ходе достижения поставленной цели были решены задачи: общая характеристиика политических идей; рассмотрение воззрений и идей выдающихся исторических личностей  Киевской Руси; политико-правовых памятников

Содержание политической идей Киевской Руси отличается довольно большим разнообразием. Однако в нем можно выделить целый ряд идей и концепций, повторяющихся из произведения в произведение.

Целесообразно отметить, что в ходе работы были определены следующие традиционные идеи в произведениях, дошедших до нас:

- формирование образа идеального лидера, великого князя ;

- власть должна употребляться законно;

- идея единства Киевской Руси; 

- независимость от внешнего вмешательства; внимание необходимости просвещения.

К началу XIII в. Киевская Русь как единый государственный организм прекратила свое существование. Однако политическая мысль, выработанная в рамках данного государства, не исчезла. Она продолжила свою жизнь в последующих эпохах русской истории. Политические и правовые идеи Киевской Руси влились в политико-правовую идеологию Московского государства, вступив в симбиоз с новыми идеями, став в определенных случаях даже их корневой основой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.                  Дугин А.Г. Философия Политики. – М., Арктогея, 2004 – 616 с.

2.                  Илларион. Слово о Законе и Благодати. – М., 1994 – 231 с.

3.                  История политических и правовых учений: Учебник для вузов./ Под общей ред. О.В Мартышина. – М.: Издательство НОРМА, 2006.-912 с.

4.                  Памятники литературы Древней Руси. XII век. (См.: Слово о князьях. Слово о полку Игореве. Моление Даниила Заточника). – М., 1980 – 116 с.

5.                  Белов А. Особенности развития политической мысли России // Кентавр, 1994.

14

 



Информация о работе Политические идеи Киевской Руси