Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:04, контрольная работа
Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. Во втором значении слово "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия.
1. Возникновение понятия и теории элиты.
2. Сущность и основные концепции политического лидерства.
3. Классификация, функции и тенденции развития лидерства.
Одна из "классических" типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) - их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических - наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.
Данная
классификация лидерства
В
современной политологии
Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).
Разнообразие
типов лидеров во многом объясняется
широким кругом решаемых ими задач.
При характеристике основных этапов,
стадий деятельности лидеров можно
выделить их три общих функции: 1)
политический диагноз, предполагающий
анализ и оценку ситуации; 2) определение
направления и программы
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1.
Интеграция общества, объединение
масс. Лидер призван воплощать
в себе и представлять во
взаимоотношениях с другими
2.
Нахождение и принятие
3.
Социальный арбитраж и
4.
Коммуникация власти и масс, упрочение
каналов политической и,
5.
Инициирование обновления, генерирование
оптимизма и социальной
6.
Легитимация строя. Эта
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории - культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических, например во Франции во времена президентства Шарля де Голля.
Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость. "Отцы" такой "единственно верной идеологии" наделяются качествами пророков и ясновидцев.
Благоприятной
субъективной питательной средой культа
личности являются патриархальная и
подданническая политические культуры,
которые исходят из веры в "хорошего
царя" или руководителя, из принятия
жесткой иерархической
В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.
Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица.
В
современных государствах примирение
принципов лидерства и
Институциализация лидерства сегодня проявляется прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов - норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач.
С
этим связана вторая тенденция в
развитии лидерства - его профессионализация.
Еще в 1919 г. М. Вебер в известной
работе "Политика как призвание
и профессия" отмечал растущее
"превращение политики в "предприятие",
которому требуются навыки в борьбе
за власть и знание ее методов, созданных
современной партийной
Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной квалификацией: знаниями, навыками и опытом.
Политический труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет род своих занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления, других учреждениях.
В
ряде стран (Японии, Франции, США) учет
профессионализации политической деятельности
проявляется в отборе будущих
политических лидеров- еще в детском
или подростковом возрасте и их подготовке
в специальных школах и университетах.
Такие меры в сочетании с развитием
политического участия граждан
и укреплением контроля за власть
имущими способствуют повышению
эффективности политического
Политические
лидеры и элиты занимают руководящие
позиции и осуществляют свои функции
в рамках определенных политических
систем, выступающих реальным воплощением,
материализацией механизма
Информация о работе Политические элиты и политическое лидерство