Политические мыслители России к.XIX-нач.XXвв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:59, реферат

Описание

Начало развития общественно-политической мысли в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. К.Н.Леонтьев ………………………………………………….………………4
1.1. Биография………………………………………………………………….4
1.2. Стиль культурной государственности …………………………...……...5
2. С.Н.Булгаков…………………………………………………………………...6
2.1. Биография………………………………………………………………….6
2.2. От марксизма к идеализму………………………………………………..7
3. Н.А.Бердяев ……………………………………………………………………9
3.1. Биография……………………………………………………………….....9
3.2. «Душа» марксизма ……………………………………………...……….12
4. К.П.Победоносцев ……………………………………………………..…….13
4.1. Биография………………………………………………………………...13
4.2. Церковь и государство ………………………………………………….15
5. И.А.Ильин ……………………………………………………………....……16
5.1. Биография………………………………………………………………...16
5.2. Воспитание духовного характера ……………………………….……...18
Заключение………………………………………………………………….22
Библиографический список………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

рефератик.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

    Федеральное агентство по образованию

    Сибирский Государственный Аэрокосмический  университет

    им. академика М.Ф. Решетнёва 

    Гуманитарный  факультет

    Кафедра философии и социальных наук 
 
 
 

    РЕФЕРАТ

    по  политологии

    на  тему:

    Политические  мыслители России к.XIX-нач.XXвв. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила студентка ОС-91:

    Ахмаметева  А.Д.

    Проверил:

    Сидоров И.Т. 
 
 

Красноярск 2010 
СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………………………...3

  1. К.Н.Леонтьев ………………………………………………….………………4
    1. Биография………………………………………………………………….4
    2. Стиль культурной государственности …………………………...……...5
  2. С.Н.Булгаков…………………………………………………………………...6
    1. Биография………………………………………………………………….6
    2. От марксизма к идеализму………………………………………………..7
  3. Н.А.Бердяев ……………………………………………………………………9
    1. Биография……………………………………………………………….....9
    2. «Душа» марксизма ……………………………………………...……….12
  4. К.П.Победоносцев ……………………………………………………..…….13
    1. Биография………………………………………………………………...13
    2. Церковь и государство ………………………………………………….15
  5. И.А.Ильин ……………………………………………………………....……16
    1. Биография………………………………………………………………...16
    2. Воспитание духовного характера ……………………………….……...18

    Заключение………………………………………………………………….22

    Библиографический список………………………………………………..23 

 

    ВВЕДЕНИЕ

    Цель  реферата: охарактеризовать общие идеи, взгляды мыслителей и каким образом они повлияли на жизнедеятельность России.

    Задачи:

    1. Рассмотреть биографию ученых
    2. Изучить специфику политико-философской мысли
    3. Подвести итог

    Начало  развития общественно-политической мысли  в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.

    Содержание  данного реферата предполагает изучение сути политической мысли философов  к.XIX - нач.XX века. Стоит отметить их весомой вклад в развитие русской политической мысли. Взгляды некоторых из них будут рассмотрены в реферате.

 

    1.К.Н. ЛЕОНТЬЕВ

    1.1. БИОГРАФИЯ

    Константин  Николаевич Леонтьев родился 13/25/ января 1831 г. в с.

    Кудиново  Калужской губернии в семье помещика. Отца  потерял  рано. Решающее влияние на судьбу будущего писателя оказала мать, которую отличала  глубокая религиозность. С детства Леонтьева окружала обстановка скромного, но изящного быта. Вкус к прекрасному, замечательные  тонкость и глубина религиозности матери, твердые монархические убеждения, разделяемые членами семьи, сыграли определяющую роль в формировании убеждений будущего мыслителя.

    Получив домашнее воспитание, Леонтьев продолжил  образование в Кадетском корпусе, потом заканчивает медицинский факультет  Московского университета. Уже в студенческие годы первые сочинения  молодого Леонтьева высоко ценил И.С. Тургенев, который на протяжении всей литературной карьеры  внимательно следил за ним. Желание зарабатывать на жизнь литературным трудом в столице окончилось неудачей, но не сломило волю Леонтьева. Писатель вынужден  искать службу, которая давала бы не только кусок хлеба, но  и свободный досуг.  С 1863 г. он зачислен в Азиатский департамент МИДа, работает в должности консула в различных городах европейских владений Турции. Внезапная  тяжелая болезнь, случившаяся с Леонтьевым в 1871 г., стала переломным  моментом, с которым связаны перемены в жизни писателя, в судьбе его творчества. Оставив служебные обязанности, он пытается постричься в монахи. С болезнью совпали еще два тяжелых события в жизни писателя: смерть любимой матери и душевная болезнь жены. Душевное  смятение,  испытываемое  писателем, ищет выхода  в попытке обрести гармонию, в монашеском служении. В 1891г. он принимает тайный постриг под именем Климента. В этом же году в Троице-Сергиевой  лавре писатель умирает.

        Незадолго до смерти его здесь   разыскал  В.В.  Розанов,  который   любил "открывать" незаслуженно  забытых писателей. Их переписка  длилась почти  год. Это дало  впоследствии возможность Василию  Розанову  изложить  мировоззрение Леонтьева в цикле журнальных статей под названием "Эстетическое отношение  к истории" и опубликовать переписку с ним.

    1.2. СТИЛЬ КУЛЬТУРНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

    Историко-философская  концепция К.Н. Леонтьева очень проста по своей сути.  В среднем, по его мысли, исторический срок развития народов -  тысяча  двести лет.  Срок  этот  и делится на  три периода /см.  выше/:  первоначальной простоты, цветущей сложности и вторичного упростительного смешения.  Деление всей  истории  на  три  периода  очень  условно,  поскольку   уместить   все многообразие событий в него очень сложно,  вернее,  практически  невозможно. С.Н.  Булгаков  отмечал,  что  Константин  Леонтьев   был   недостаточно образован и знал "сравнительно мало с тем, что требовала сила его  ума",  но что  сама  историософская  концепция,  несмотря  на  ее  крайне   упрощенный биологический   характер,    не    была    лишена    последовательности    и проницательности. Если в природе нет места моральному моменту,  значит,  его не должно быть и в диалектике исторического развития.  Моральное  же  начало вносится в историю свыше промыслом Божиим. Писатель делает из  этого  вывод: эгалитарный процесс в природе разрушителен: форма есть деспотизм  внутренней идеи, не дающий материи разбежаться.

    К.Н.  Леонтьев  -  представитель  "охранительной"   линии   в   русской общественной мысли. Ему характерны свойственные ей взгляды на роль  духовной культуры в обществе. Как Ф.М. Достоевский. А.А. Григорьев и  др.  в  50-60-е гг. ХIХ века, а позднее В. Розанов и Д. Мережковский, он  предупреждал,  что сближение искусства с жизню, индивидуального  творчества  -  с  историческим творчеством масс чревато разрушением  культуры  как  целого,  понижением  ее ценностей, критериев оценки и норм. Для Леонтьева в анализе русской истории основным было то, что в  России издревле  первейшей  обязанностью  человека   считались   заботы   о   душе.

    Стремление  к  совершенствованию  своего  внутреннего,  духовного  мира,   в отличие от  европейского  устроения   внешнего,   материального   положения человека - вот главная национально-психологическая особенность России.  По мнению  мыслителя,  в России  сильны   три   вещи:   православие,   родовое самодержавие и сельский поземельный мир /община/. Более  всего  его  смущало среди российских особенностей исторического  развития  стремление  принимать все в готовом виде. Получив во владение византийское наследство,  Россия  не собиралась его менять или приспосабливать осмысленно  к  своим  национальным условиям и обстоятельствам.

    Для сохранения национального своеобразия  России  необходимы  не  только коренные внешнеполитические изменения, но и внутриполитические.  Они  должны привести к появлению "особого  стиля культурной государственности".  К.Н. Леонтьев выступал против национального нигилизма, предупреждая об  опасности денационализации культуры и господства одного всемирного  культурного  стиля как гибельного для человечества, ведь отрыв от национальных  истоков  грозит потерей народной самобытности.

    2.С.Н.  БУЛГАКОВ

    2.1. БИОГРАФИЯ

    Булгаков Сергей Николаевич, о. Сергий (1871-1944) - философ, экономист, публицист, общественный деятель и богослов, оказавший влияние на творчество Булгакова, особенно в романе "Белая гвардия".

    Родился в семье сельского священника. Учился в духовном училище и в  Орловской духовной семинарии (до 1888), затем в Елецкой классической гимназии. В юности увлекается марксизмом, встречался с К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером, Г. Плехановым. В 1894 закончил юридический факультет Московского университета. Выдержав магистерский экзамен, Булгаков стал преподавателем политической экономии в Императорском московском техническом училище. 1901 — в начале года защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра и поступил на службу ординарным профессором Киевского политехнического института по кафедре политической экономии. В ту пору популярность Булгакова в широких кругах русской интеллигенции создалась главным образом его публичными лекциями, соединявшими блестящие художественные качества с идейностью содержания и задушевностью тона. В 1922 отец Сергий был включён в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 г. он отправляется из Крыма в изгнание и после недолгого пребывания в Константинополе пребывает в Прагу (Чехословакия). Здесь в мае 1923 г. занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного Института. В 1925 году переезжает в Париж. В 1939 у отца Сергия был обнаружен рак горла. Перенёс операцию, утратил способность говорить, служить, читать лекции. Начавшаяся Вторая мировая война ограничила ещё более сферу его трудов. Однако до последних дней жизни, в тяжёлых условиях оккупированного Парижа, он не прекращал работать над новыми сочинениями и совершать богослужения. Его творчество обладает редкой цельностью: всем его главным темам он сумел подвести итог и дать отчётливое завершение. Как и в каноне Священного Писания, свою последнюю книгу («Апокалипсис Иоанна») он закончил незадолго до смерти.

    2.2. «ОТ МАРКСИЗМА К ИДЕАЛИЗМУ»

    Булгаков  едва ли не самый яркий и самый  боевой представитель в России критико-идеалистического философского движения. Большинство  сторонников последнего становятся под знамя духовного паломничества к Канту. Коренная реформа, произведённая родоначальником критической философии в теории познания, представляется и Булгакову центральным событием истории европейской духовной культуры. Сознательная «кантология» является, по его убеждению, незаменимой подготовительной школой для критического пересмотра познавательных средств и категорий, составляющих догматическое достояние эмпирической науки. Критическая работа Булгакова над некоторыми традиционными предпосылками и приёмами позитивизма является тем более ценной, что при первых шагах своих на научном поприще он был убеждённым сторонником механического мировоззрения.

    Булгаков  прошёл длинный путь «от марксизма  к идеализму» и с большою искренностью воспроизвёл перед читателями и слушателями все моменты своих философских исканий. В обширной своей диссертации: «Капитализм и земледелие» он задался целью показать на истории аграрной эволюции всеобщую приложимость марксовского закона концентрации производства, но, не насилуя своих убеждений, пришёл к выводам прямо противоположным. Экономическая схема Маркса оказалась не соответствующей исторической действительности, а связанная с нею позитивная теория общественного прогресса — не способной питать неискоренимую веру человека в историческое оправдание добра. После безуспешных попыток использовать в интересах марксизма гносеологические заветы Канта, Булгаков остановился на мысли, что прочное обоснование руководящих начал личной и общественной жизни возможно только путём выработки безусловных мерил в вопросах блага, истины и красоты. Позитивная наука своей теорией прогресса хочет поглотить и метафизику, и религиозную веру, но, оставляя нас относительно будущих судеб человечества в полной неизвестности, даёт нам лишь догматическое богословие атеизма. Миропонимание механическое, всё подчиняя фатальной необходимости, в конечной инстанции оказывается покоящимся на вере. Марксизм, как самая яркая разновидность религии прогресса, воодушевлял своих сторонников верой в близкий и закономерный приход обновлённого общественного строя; он был силён не научными, а утопическими своими элементами и Булгаков пришёл к убеждению, что прогресс является не эмпирическим законом исторического развития, а задачей нравственной, абсолютным религиозным долженствованием. Социальная борьба представляется ему не столкновением лишь враждебных классовых интересов, а осуществлением и развитием нравственной идеи. Бытие не может обосновать долженствования; идеал не может вытекать из действительности. Учение о классовом эгоизме и классовой солидарности запечатлено, по убеждению Булгакова, характером поверхностного гедонизма. С нравственной точки зрения борющиеся из-за житейских благ партии вполне равноценны, поскольку ими руководит не религиозный энтузиазм, не искание безусловного и непреходящего смысла жизни, а обыденное себялюбие. Эвдаймонистический идеал прогресса, в качестве масштаба при оценке исторического развития, приводит, по мнению Булгакова, к противонравственным выводам, к признанию страдающих поколений лишь мостом к грядущему блаженству потомков.

Информация о работе Политические мыслители России к.XIX-нач.XXвв.