Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:59, реферат
Начало развития общественно-политической мысли в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.
Введение……………………………………………………………………...3
1. К.Н.Леонтьев ………………………………………………….………………4
1.1. Биография………………………………………………………………….4
1.2. Стиль культурной государственности …………………………...……...5
2. С.Н.Булгаков…………………………………………………………………...6
2.1. Биография………………………………………………………………….6
2.2. От марксизма к идеализму………………………………………………..7
3. Н.А.Бердяев ……………………………………………………………………9
3.1. Биография……………………………………………………………….....9
3.2. «Душа» марксизма ……………………………………………...……….12
4. К.П.Победоносцев ……………………………………………………..…….13
4.1. Биография………………………………………………………………...13
4.2. Церковь и государство ………………………………………………….15
5. И.А.Ильин ……………………………………………………………....……16
5.1. Биография………………………………………………………………...16
5.2. Воспитание духовного характера ……………………………….……...18
Заключение………………………………………………………………….22
Библиографический список………………………………………………..23
Приблизительно
с 1900 проблема религиозно-философского
обоснования общечеловеческого
прогресса становится для Булгакова
центральной проблемой
3. Н.А. БЕРДЯЕВ
3.1. БИОГРАФИЯ
Русский философ, публицист. Николай Александрович Бердяев родился 18 марта (по старому стилю - 6 марта) 1874 года в Киеве. Из старинного дворянского рода. В 1884-1894 годах учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 году Николай Бердяев поступил на естественное отделение физико-математического факультета киевского университета Святого Владимира, но в 1895 году перевелся на юридический факультет. В 1898 году (в некоторых источниках указан 1897), после ареста за участие в социал-демократическом движении, был исключен из университета. Первая книга Николая Бердяева ("Субъективизм и индивидуализм в общественной философии") вышла в печати в 1900 году. В 1900-1902 годах Бердяев был сослан в Вологду, затем в Житомир; в этот же период отошел от марксистских взглядов и постепенно стал приверженцем христианского "мистического реализма".
С 1904 года Бердяев жил в Петербурге. В 1904-1905 принимал участие в редактировании религиозно-философских журналов "Новый Путь" и "Вопросы Жизни". В 1908 году поселился в Москве (жил до момента высылки из Советской России), где сблизился с кругом основателей "Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева". В 1911-1912, после пребывания в Италии, начинает складываться оригинальная философия Бердяева. В 1913 году Бердяев был привлечен к суду за критику политики Святейшего Синода по отношению к имяславцам (статья "Гасители духа"). Дело, отложенное из-за начала войны, было прекращено в 1917 году.
В июне 1917 года Николай Бердяев являлся одним из учредителей "Лиги русской культуры" (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве и другими). 9 августа 1917 года на частном Совещании общественных деятелей в Москве Бердяев сделал доклад об экономическом состоянии России, а 10 августа был избран в Постоянное бюро по организации общественных сил. В начале октября работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). Октябрьскую революцию первоначально рассматривал как несущественный эпизод. Являлся одним из основателей Всероссийского союза писателей; союз организовал библиотеку для молодежи, а затем Лавку писателей, где Бердяев работал продавцом. В 1918 году Николай Александрович Бердяев был избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918-1919 организовал "Вольную академию духовной культуры", где читал лекции по философии и богословию; был ее председателем до 1922 года. Являлся лидером небольшевистской общественности. Преподавал этику слова в Государственном институте слова. В конце 1918 - начале 1919 года работал в хранилище частных архивов Главархива. В феврале 1920 года привлекался к принудительным работам. В 1920 году Николай Александрович Бердяев был арестован по делу "Тактического центра"; допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским; был освобожден. Избран профессором Московского университета. Летом 1922 года жил на даче в Барвихе, 16 августа на один день приехал в Москву и был арестован ГПУ. Через неделю его выпустили из тюрьмы на Лубянке, заставив подписать обязательство покинуть Россию, а в сентябре 1922 года Бердяев был выслан в Германию.
В
Берлине Николай Александрович
Бердяев организовал
3.2. «ДУША МАРКСИЗМА»
Николай
Александрович Бердяев был
Специально вопросу о причинах распространения марксизма в Россини посвятил свои работы Н.А. Бердяев, который считал, что "первоначально марксизм на русской почве был крайней формой русского западничества", рассматривавшего социализм как результат экономической необходимости. В этом смысле возникновение русского марксизма являлось серьезным кризисом русской интеллигенции, прежде всего ее народнического миросозерцания.
Н.А. Бердяев полагал, что "душа" марксизма не в экономическом детерминизме, а в учении о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества. В связи с этим "научный социализм", с одной стороны, стал предметом веры русских марксистов, а с другой, - наложился на мессианские идеи, содержащиеся в православии.
В работе "Истоки и смысл русского коммунизма" Бердяев связывает распространение марксизма в России с менталитетом русского народа, с русской идеей, "с пейзажем русской души". Мессианская идея русского народа, по Бердяеву, готова была принять форму революции. Произошло то, - пишет Бердяев, - чего Маркс и западные марксисты не могли предвидеть, произошло как бы отождествление двух мессианизмом, мессианизма русского народа и мессианизма пролетариата".
Понятие “личность” понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.
4. К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВ
4.1. БИОГРАФИЯ
Родился в Москве (в 1880г.), в семье профессора словесности Императорского Московского университета Петра Васильевича Победоносцева, отец которого был священником; был младшим среди 11 детей его отца (от двух браков). Жизненный путь К.П. Победоносцева от чиновника департамента Сената до всесильного «вице – императора» был не прост. С детских лет он был прилежным учеником в училище правоведения, испытывал особое стремление и благоговение к Церкви. К.П. Победоносцев “поразительно глубоко и напряженно переживал церковную службу, отзывался всем сердцем на многое, остающееся незаметным не только для случайных посетителей храмов, но и для людей церковных. А ведь это было в том возрасте, когда чаще всего люди, выросшие в религиозных семьях, переживают религиозный кризис, на время, а то и на всегда рвут с верой, с церковью... Детские восторги верующего сердца постепенно и плавно и выросли в твердое духовное убеждение мыслителя и деятеля”.
В юности, которая пришлась на время царствования императора Николая I, Победоносцев, как он сам пишет в своих воспоминаниях, увлекался либерализмом. Он был близок к московскому кружку либералов В.П. Зубкова, читал запрещенную тогда в России литературу социалистов – утопистов. Позже Победоносцев вспоминал эти годы как одни из самых лучших. Ему пришлось сотрудничать со старыми чиновниками еще до-николаевского времени: князем А.П. Оболенским, бывшим обер – прокурором Ст. Дм. Нечаевым, князем Вл.Ф. Одоевским. Горячо Победоносцев приветствовал манифест императора Александра II об отмене крепостного права.
Находясь на службе, К.П. Победоносцев много времени посвящал работе в архиве, что позволило ему в скором времени стать один из лучших специалистов в области гражданского права. Его труды по исследованию крепостного права и гражданского судопроизводства, практически сразу же были признаны авторитетными.
Именно как специалист в области гражданского права, он был приглашен в 1859 г. в Московский императорский университет. В отличие от предшественников по кафедре, лекции Победоносцева отличались жизненностью и конкретностью. Вспоминая о времени преподавательской деятельности Константина Петровича, Б.Н. Чичерин пишет: “...Это был прелестный человек. Тихий, скромный, глубоко благочестивый, всей душой преданный Церкви, но еще без фанатизма, с разносторонне образованным и тонким умом, с горячим и любящим сердцем, он на всем существе своем носил печать удивительной задушевности, которая невольно к нему привлекала”.
Будущий известный адвокат А.Ф. Кони, слушавший лекции К.П. Победоносцева, оставил в своих воспоминаниях отзыв об этих лекциях: “... В противоположность Никольскому, прекрасный курс гражданского судопроизводства, ясный, сжатый, четкий, поучительный... Курс совпал с изданием Судебных уставов, и это отражалось на содержании лекций. С живым сочувствием рисовал он перед нами особенности нового состязательного процесса, разъяснял “новшества” кассации... Мы выносили из лекций Победоносцева понимание задач и приемов истинного правосудия”.
Победоносцеву неоднократно предлагали высокие посты, но он стремился к тихой и уединенной жизни ученого. Так в 1863 году он отказался от предложения занять пост начальника департамента религиозного обучения при Святейшем Синоде, а в 1865 году он отклонил предложение о возведении в сан митрополита Литовского. Подобное предложение столь высокого сана в иерархии Церкви свидетельствует об авторитете, которым пользовался Победоносцев в церковных кругах.
4.2. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО
После переезда в Петербург у Победоносцева начинается разочарование в реформах и отсюда происходит поправение его взглядов. Спустя два года после своего переезда он с горечью писал Е.Ф. Тютчевой в Москву: “Петербург не люблю я по-прежнему - душно в здешнем воздухе, очень душно: до того, кажется, все измельчало здесь - и дела, и люди, и манеры, и формы общежития». Так сложилась судьба К.П. Победоносцева, что вся его последующая жизнь будет связана с Петербургом и здесь сформируется его политическая философия, верность которой он будет доказывать всю оставшуюся жизнь.
Наиболее полно свои взгляды Победоносцев на проблему церковно-государственных отношений были изложены им в «Московском сборнике», изданном в 1896 г. Не будет преувеличением назвать этот сборник «кристаллом», сконцентрировавшем в себе взгляды Победоносцева, своеобразным Символом веры и Апологией. Поэтому он сразу же привлек к себе внимание исследователей и читающей публики, как в России, так и за ее пределами. Не случайно, все исследователи взглядов К.П.Победоносцева обращаются именно к этому сборнику, а в других источниках (прежде всего в письмах) пытаются проследить процесс становления и развития этих взглядов.
Церковь и государство по своему происхождению имеют почти одинаковую природу. Но именно «почти» играет здесь значительную и важную роль. И Церковь, и государство – это союзы, общества людей. Но Церковь – это союз богоучрежденный, а государство – это гражданский союз. При этом важно различать Церковь как мистическое тело Христа, «как собрание христиан, органически связанных единством верования в союз богоучрежденный» и церковь как социальный институт. Победоносцев высказывается именно за первое понимание этого термина.
Целью жизни человека, с точки зрения К.П. Победоносцева, является достижение единства духовной жизни, в котором, этом единстве, он, человек, полагает свои идеалы. Именно в этом идеале сокрыта иррациональная вера в свое спасение в Боге при помощи государства. Собственно задача государства, как союза гражданского, это создание условий для жизни духовной. Таким образом, происходит распространение понятия Церкви: Церковь как мистическое тело Христово, в котором совершается спасение через акт иррациональной веры, и церкви как социального института, как «… общества, соединенного в гражданский союз» для этого спасения. Жизнь – это и есть деятельная вера, проявление веры. «Вера без дел мертва» -- пишет апостол Иаков, «… когда вы скажете ему (т.е. человеку, - прим. автора), что жизнь сама по себе, а вера сама по себе, и это понятие станете возводить в теорию жизни, - душа не примет такого понятия…».
Таким образом, делает вывод автор, само понимание разделения Церкви и государства уже лживо. Оно раздваивает единство духовной жизни человека, вносит в него некий компромисс, некую сделку, уничтожает веру в государство.
5. И.А.ИЛЬИН
5.1. БИОГРАФИЯ
Иван Ильин родился 28 марта 1883 года по старому стилю. Крещён 22 апреля в церкви Рождества Богородицы за Смоленскими воротами.
Информация о работе Политические мыслители России к.XIX-нач.XXвв.