Политические мыслители России к.XIX-нач.XXвв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:59, реферат

Описание

Начало развития общественно-политической мысли в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. К.Н.Леонтьев ………………………………………………….………………4
1.1. Биография………………………………………………………………….4
1.2. Стиль культурной государственности …………………………...……...5
2. С.Н.Булгаков…………………………………………………………………...6
2.1. Биография………………………………………………………………….6
2.2. От марксизма к идеализму………………………………………………..7
3. Н.А.Бердяев ……………………………………………………………………9
3.1. Биография……………………………………………………………….....9
3.2. «Душа» марксизма ……………………………………………...……….12
4. К.П.Победоносцев ……………………………………………………..…….13
4.1. Биография………………………………………………………………...13
4.2. Церковь и государство ………………………………………………….15
5. И.А.Ильин ……………………………………………………………....……16
5.1. Биография………………………………………………………………...16
5.2. Воспитание духовного характера ……………………………….……...18
Заключение………………………………………………………………….22
Библиографический список………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

рефератик.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

    Ильин учился первые пять лет в Пятой  Московской гимназии, последние три  года в Первой Московской гимназии. В 1901 году закончил гимназию с золотой медалью, получив классическое образование, в частности, знание латинского, греческого, церковнославянского, французского и немецкого языков.

    В 1906 году закончил юридический факультет  Императорского Московского университета и остался работать там же. Читал лекции также на Высших женских курсах в Москве.

    В 1909 году — приват-доцент кафедры истории права и энциклопедии права.

    В 1910 году Ильин находится в научной  командировке в Германии и Франции, занимаясь изучением новейших течений  европейской философии, включая философию жизни и феноменологию.

    В 1918 году защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и стал профессором  правоведения. Официальные оппоненты — профессор П.И.Новгородцев и профессор князь Е.Н.Трубецкой.

    В годы первой русской революции Ильин  был человеком довольно радикальных  взглядов, но после 1906 года обращается к научной карьере, а политически  мигрирует в сторону правого  крыла кадетской партии.

    В 1922 году за антикоммунистическую деятельность был выслан вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на пароходе из России.

    26 сентября 1922 года прибыл в Штеттин  (Германия, ныне Польша).

    С 1923 по 1934 год работал профессором  в Русском научном институте  в Берлине, содержавшимся на средства Министерства иностранных дел Германии. После 1930 года финансирование РНИ германским правительством практически прекратилось, и Ильин зарабатывал, выступая на антикоммунистических митингах и публикуясь в кругах так называемого «политического протестантизма» (издательство «Эккарт»). С 1920-х годов Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала «Русский колокол».

    В 1934 году был уволен с работы и  преследовался гестапо.

    В 1938 году он покинул Германию, перебравшись в Швейцарию, где закрепился благодаря первоначальной финансовой поддержке Сергея Рахманинова. В пригороде Цюриха Цолликоне Иван Александрович продолжил научную деятельность до конца своих дней. Здесь были написаны книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности» и «Аксиомы религиозного опыта».

    До 1990-хв России об Ильине почти не говорили. С 1989г. в России начинается публикация трудов Ильина; с 1993 по 2008 год выпущено 28 томов собрания сочинений (составитель — Ю.Т.Лисица).

    В октябре 2005 года прах И.А.Ильина и его жены был перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве, рядом с могилой А.И.Деникина и недалеко от могилы И. С. Шмелёва. В том же 2005 году в России был снят фильм «Завещание философа Ильина». Определённое влияние на возрождение идей Ильина и памяти о нём оказывает российский актёр и кинорежиссёр Никита Михалков. Популярность идеи Ильина набирают и среди Русской православной церкви. Цитаты из трудов Ильина использовали в своих речах генпрокурор В. В. Устинов и президент В. В. Путин. В 2007 г. снят документальный фильм о жизни философа "Защита Ильина" За пределами России имя Ильина не пользуется широкой известностью, за исключением круга специалистов по Гегелю; так, в энциклопедии «Британника» статья о нём отсутствует.

    5.2. ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОГО ХАРАКТЕРА

    Выдающийся  вклад Ильин внес в разработку русской национальной идеологии. В  своем докладе “Творческая идея нашего будущего”, сделанном в Белграде и Праге в 1934, он формулирует назревающие проблемы русской национальной жизни. Мы должны сказать всему остальному миру, заявлял он, что Россия жива, что хоронить ее — близоруко и неумно; что мы — не человеческая пыль и грязь, а живые люди с русским сердцем, с русским разумом и русским талантом; что напрасно думают, будто мы все друг с другом “перессорились” и пребываем в непримиримом разномыслии; будто мы узколобые реакционеры, которые только думают сводить свои личные счеты с простолюдином или “инородцем”.

    В России грядет всеобщая национальная судорога, которая, по мнению Ильина, будет стихийно мстительной и жестокой. “Страна вскипит жаждой мести, крови и нового имущественного передела, ибо поистине ни один крестьянин в России ничего не забыл. В этом мнении встанут десятки авантюристов, из коих три четверти будут “работать” на чьи-нибудь иностранные деньги, и ни у одного из них не будет творческой и предметной национальной идеи”. Чтобы преодолеть эту национальную судорогу, русские национально мыслящие люди должны быть готовы генерировать эту идею применительно к новым условиям. Она должна быть государственно-исторической, государственно-национальной, государственно-патриотической. Эта идея должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного лада. Эта идея должна говорить о главном в русских судьбах — и прошлого, и будущего, она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость.

    Главное — воспитание в русском народе национального духовного характера. Из-за его недостатка в интеллигенции и массах Россия рухнула от революции. “Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, то есть его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой”.

    Процесс этот, по мнению Ильина, уже начался  “незримо и бесформенно” в России и более или менее открыто  за рубежом: “отбор несоблазненных душ, противопоставивших мировой смуте и заразе — Родину, честь и совесть; и непреклонную волю; идею духовного характера и жертвенного поступка”. Начиная с меньшинства, возглавляемого единоличным вождем, русский народ в ближайшие 50 лет должен одолеть и перешагнуть все преграды совокупным, соборным усилием духа.

    В работах Ильина (и прежде всего  в сборнике статей 1948 — 1954 “Наши  задачи”) выкристаллизовывается идея русского духовного патриотизма, который  “есть любовь”.

    Русский народ, считал Ильин, нуждается в покаянии и очищении, и те, кто уже очистился, “должны помочь неочистившимся восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности. Без этого Россию не возродить и величия ее не воссоздать. Без этого Русское государство, после неминуемого падения большевизма, расползется в хлябь и в грязь”.

    Ильин, конечно, отдает себе отчет в том, насколько трудна эта задача, весь процесс покаяния и очищения, но через этот процесс необходимо пройти. Все трудности этого покаянного очищения должны быть продуманы и  преодолены: у религиозных людей  — в порядке церковном (по исповеданиям), у нерелигиозных людей — в порядке светской литературы, достаточно искренней и глубокой, и затем в порядке личного совестного делания.

    Покаянное очищение — только первый этап на пути к решению более длительной и  трудной задачи: воспитание нового русского человека.

    Русские люди, писал Ильин, должны обновить в себе дух, утвердить свою русскость  на новых, национально-исторически  древних, но по содержанию и по творческому  заряду обновленных основах. Это  значит, что русские люди должны:

  1. научиться веровать по-новому, созерцать сердцем — цельно, искренно, творчески;
  2. научиться не разделять веру и знание, вносить веру не в состав и не в метод, а в процесс научного исследования и крепить нашу веру силою научного знания;
  3. научиться новой нравственности, религиозно-крепкой, христиански-совестной, не боящейся ума и не стыдящейся своей мнимой “глупости”, не ищущей “славы”, но сильной истинным гражданским мужеством и волевой организацией;
  4. воспитать в себе новое правосознание — религиозно и духовно укорененное, лояльное, справедливое, братское, верное чести и Родине;
  5. воспитать в себе новое чувство собственности — заряженное волею к качеству, облагороженное христианским чувством, осмысленное художественным инстинктом, социальное по духу и патриотическое по любви;
  6. воспитать в себе новый хозяйственный акт — в коем воля к труду и обилию будет сочетаться с добротою и щедростью, в коем зависть преобразится в соревнование, а личное обогащение станет источником всенародного богатства.

    Взгляды Ильина во многом перекликались с программой национального возрождения на основах Народной Монархии, которую обосновал И. Л. Солоневич.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Рассмотрение  истории возникновения и развития политической мысли в России представляет собой в настоящее время благодатное  поле деятельности для политологов и философов, культурологов, социологов и историков,  поскольку существует ярко выраженная потребность обогатить теорию и практику реформаторской деятельности, осуществляемой ныне в нашем обществе, ретроспективным анализом истоков и протекания процесса развития нашей государственности.

    Сегодня в России ренессанс классической и неоклассической политологической мысли. Он может перерасти в новый, постсоветский этап ее развития. Политология  легализована, преподается в университетах и академиях, других вузах страны. Наступают времена, когда положительный результат современного развития станет реальностью.

    Безусловно, актуальным ныне становится известное  изречение о том, что все происходящее сейчас может быть критически и масштабно  осмыслено значительно позже, когда перед изучающими современную историю исследователями возникнет полная картина происшедшего, будут видны реальные результаты, которые можно будет критически оценить.

    Для современных же исследователей, как, впрочем, и для всех интересующихся отечественной политической историей, уже сейчас доступен тот оригинальный по своей сути пласт, который составляет политическая мысль прошлого и настоящего России, который ранее незаслуженно мало изучался. Исторический опыт, который может быть получен в результате анализа истории становления и развития общественно-политической мысли в России, призван оказать неоценимые услуги тем, кто заинтересованно относится к судьбе государства, политической практике его укрепления и модернизации в настоящем и будущем.

 

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Блохина Н.Н., Калягин А.Н. Нравственность врача в представлении И.А. Ильина (к 120-летию со дня рождения). // Сибирский медицинский журнал. - Иркутск, 2004. – Т. 43. №2. – С. 95-99.
  2. Фирсов С.Л. Человек во времени: штрихи к портрету Константина Петровича Победоносцева. // К.П.Победоносцев: pro et contra. /С.Л. Фирсов - СПб, издательство РХГИ, 1996, стр. 6 - 27.
  3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
  4. Бердяев Н.А. Мутные лики // Философские науки. - 1990. - №7.
  5. Авцинова Г.И. Мыслители России о феномене радикализма // Социально-политический журнал, 1997,  № 1.
  6. Аникин А.В. Путь изысканий. - М., 1991.
  7. Арендт Х. Традиция и современность (к истории политических идей) // Советское государство и право, 1991,  № 2.

Информация о работе Политические мыслители России к.XIX-нач.XXвв.