Политические партии как элемент политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы - проанализировать специфику партий как элементов политической системы и одновременно гражданского общества, рассмотреть их роль и место в качестве органов и форм осуществления демократии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 3
1. Возникновение, становление и развитие политических партий ……………… 4
2. Функции и типы политических партий ………………………………………… 7
3. Понятие «партийная система» и ее типы ………………………………………. 9
4. Особенности процесса становления многопартийности в
Республике Беларусь ……………………………………………………………. 11
Заключение ………………………………………………………………………………17
Литература ……………………………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

контрольная политология.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, история формирования партий показывает, что они возникли тогда, когда общество достигло соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко начали осознавать свои интересы.

 

 

  1. Функции и типы политических партий

 

Являясь одним  из основных элементов политической системы общества, политические партии выполняют в ней ряд важных функций. Их можно классифицировать как функции, характеризующие связь партии с социальной группой и по отношению к политической системе общества, и ее отдельным институтам:

  1. Функция представительства интересов. Это исходная функция, которая характеризует связь партии с определенными социальными интересами и отражает ее самую существенную черту - связь с определенной социальной группой (классом). При этом следует учитывать социальную базу и социальный состав партии, ее роль в обществе, организационное построение, идеологию, программу, стратегические цели и задачи, практическую деятельность.
  2. Функция социальной интеграции. Ее основная задача и цель - смягчить классовые и иные социальные противоречия, стремясь интегрировать различные социальные группы, классы, слои в орбиту правящего класса и существующей политической системы.
  3. Функция политической социализации или, как ее называют иначе, функция оказания помощи в передаче традиций от одного поколения к другому, воспитательной деятельности. Главное в реализации этой функции - воспитание масс в духе основных идей, лежащих в основе программных документов партии.
  4. Идеологическая функция партий. В данном случае партии выступают как защитники интересов социальной группы. Эта функция выражается в том, что партии выступают инициаторами разработки и непосредственными создателями той или иной социально-политической теории; приспосабливают и уточняют другие общественные концепции; занимаются широкой пропагандой различных политических доктрин; ведут в различных формах идейную борьбу с другими партиями и общественными организациями; участвуют в формировании общественного мнения.
  5. Борьба за власть для реализации своих классовых интересов и целей. Отсюда главная задача партий сводится к тому, как победить на выборах и сформировать новое правительство;
  6. Кадровая функция партии (или функция политического рекрутирования). Под этой функцией понимается подбор и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других институтов политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства. Партии в современных условиях выступают в качестве основных поставщиков кадров для формирования всей политической элиты. Когда между государством и народом уже утвердилось промежуточное звено в виде политических партий, добиться избрания в органы власти иначе как через них практически невозможно. Избиратели зачастую отдают предпочтение не тому или иному кандидату, а определенной политической партии.
  7. Функция разработки и осуществления политического курса. Она осуществляется на основе программных целей и задач партии с учетом их конкретизации в зависимости от сложившихся условий.
  8. Участие партии в образовании политической системы общества. Оказание влияния на выработку принципов и методов ее функционирования, участие в формировании государственных органов, определенная поддержка общественных организаций и т.д.

Группа функций  внутреннего порядка не имеет  существенного значения для политической науки и относится к проблемам внутрипартийной жизни и партийного строительства. Они регламентируют внутреннюю жизнь самих партий. Эти функции изучаются специальной дисциплиной партологией, основоположниками которой считают М. Острогорского, Дж. Брайса, Р. Михельса.

Тип политической партии - это понятие, которое включает в себя наиболее существенные признаки определенной группы политических партий. Единой типологии политических партий современная политическая наука предложить не может, существует множество подходов, которые предлагают различные критерии. Рассмотрим те подходы, которые пользуются наибольшей популярностью:

  1. Традиционный марксистский подход исходит из классового критерия, где выделяются следующие партии: помещичьи, буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские, пролетарские (социал-демократические и коммунистические).
  2. По идеологической направленности партии в современных условиях определяет их место в политическом спектре по линии «левые - центристы - правые».
  3. По характеру их деятельности, содержанию целей и задач: революционные, реформистские, консервативные, реакционные.
  4. По принципам организации:
  • кадровые партии, объединяющие в своих рядах небольшое число влиятельных профессиональных политиков и опирающиеся на финансовую поддержку привилегированных слоев общества; это партии с четко установленными нормами принадлежности, имеющие формально закрепленные принципы членства, предусматривающие участие в работе первичной партийной организации и уплату членских взносов;
  • массовые партии, стремящиеся к вовлечению в свои ряды максимально большего числа членов в целях обеспечения посредством членских взносов финансовой поддержки своей деятельности; это партии, не имеющие четко установленных принципов членства, а принадлежность к партии выражается в уплате членских взносов и поддержке в период избирательных кампаний.

5. По месту в системе государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящими считаются партии, которые победили на выборах и сформировали правительство. Партийная оппозиция - это совокупность отстраненных от власти политических партий, движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть. Оппозиционная деятельность может осуществляться как в рамках парламента, так и вне его. Соответственно различают парламентскую и внепарламентскую оппозиции.

6. По условиям деятельности - это легальные, полулегальные и нелегальные партии.

Можно делить партии на авторитарные и демократические, религиозные и светские, национальные и региональные и т. д.

Как видим, множество  критериев классификации политических партий отражает всю сложность их взаимоотношений. Но каждый из этих подходов отражает лишь одну сторону при характеристике партий, что не дает полного представления об их сущности.

Поэтому целесообразно  будет при анализе конкретной политической партии давать ее характеристику по всем вышеназванным признакам. В этом случае можно будет определить во всей полноте социальную сущность политической партии, цели ее существования и роль в обществе.

 

 

  1. Понятие «партийная система» и ее типы

 

В процессе своей деятельности политические партии вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Этим понятием охватывается совокупность существующих в стране партий и принципы взаимоотношений между ними.

Характер и особенности  партийной системы той или  иной страны обусловлены множеством факторов - расстановкой социально-классовых сил, степенью политической зрелости общества, уровнем политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуаций и др. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего избирательное право.

В соответствии с этим формируются  различные типы партийных систем. Наибольшее распространение в научной литературе получило деление партийных систем на многопартийные, двухпартийные и однопартийные в соответствии с количеством партий, реально участвующих в борьбе за власть.

Как показывает опыт политического  развития, оптимальной формой и условием демократического развития общества выступают многопартийные (двухпартийные) системы. Их отличительной особенностью является отсутствие монополии на власть со стороны одной партии и существование реальной политической оппозиции.

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодическому обновлению политической элиты общества.

Историческая практика демонстрирует  несколько разновидностей многопартийной системы, или партийных укладов. Партийный уклад - это исторически сложившаяся устойчивая модель взаимоотношений партий по поводу участия во власти.

Классическая многопартийная система (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) характеризуется конкуренцией нескольких политических партий, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть. Поэтому данную разновидность многопартийности часто определяют как уклад многопартийной раздробленности. В этих условиях партии вынуждены идти на компромиссы, искать союзников и партнеров с целью создания коалиционого парламентского большинства и формирования правительства на межпартийной основе.

Можно выделить в качестве особой разновидности блоковую или поляризованную многопартийность. Здесь на политической арене действует несколько политических партий, объединившихся в политические блоки. Притягивая к себе различные партии, блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Партии строят свою предвыборную стратегию и тактику с учетом принадлежности к одному из блоков. Исход выборов определяется соответственно не столько силой каждой отдельной партии, сколько согласованностью действий внутри блока. Так, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемый Социалистической партией, и блок правых партий во главе с Объединением в поддержку Республики (ОПР).

Многопартийная  система с доминирующей партией (уклад доминации) характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Правящая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря слабости и распыленности своих противников, противоречия в рядах которых не позволяют им образовать прочный оппозиционный союз. К примеру, в Швеции в качестве доминирующей партии выступает Социал-демократическая рабочая партия; в Японии долгое время у власти находилась Либерально-демократическая партия. Уклад доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет в себе опасность косности, застоя для правящей партии.

Двухпартийная система предполагает наличие в страниц двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному завоеванию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

Классическая  модель двухпартийной системы сложилась в США, где друг другу противостоят Демократическая и Республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы.

Наряду с  классической, «совершенной» двухпартийной  системой выделяют и модифицированный вариант - «несовершенную» двухпартийность, или систему «двух партий с половиной». Здесь также конкурируют между собой две крупные партии, но ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Эта третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий.

Двухпартийная система характерна для стран  с устойчивой политической системой, с центристской ориентацией ведущих партий. Формированию двухпартийное™ во многом способствует мажоритарная избирательная система. Бипартизм обеспечивает стабильность власти и, как указывает французский политолог Р.-Ж. Шварценберг, упрощает процесс артикуляции и агрегирования интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стремится к обобщению, «сокращению» требований различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что она отстраняет от участия в принятии решений мелкие, не слишком авторитетные партии, выражающие интересы меньшинства.

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Хотя при авторитарном режиме возможно легальное существование, наряду с господствующей и других политических партий, последние лишены реальной самостоятельности, имеют довольно ограниченное поле деятельности и признают руководящую роль правящей партии. Такая система сложилась после Второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы - Болгарии, ГДР, Польше, Чехословакии, где так называемые союзнические партии играли второстепенную роль в политической жизни.

Свои специфические  особенности присущи однопартийным системам некоторых развивающихся стран с авторитарными режимами. Роль правящей партии здесь сводится к организации массовой поддержки политики руководства государства. Партия, будучи представлена в государственных органах, действует зачастую как бы на «вторых ролях», не участвуя непосредственно в управлении.

При тоталитарном режиме действует только одна политическая партия, другие распущены или запрещены. В результате сращивания партийных и государственных структур правящая партия становится над государством и осуществляет в нем доминирующую роль. Монополизация властных функций одной партией неизбежно ведет к субъективизму и волюнтаризму в политике, к преобладанию командных методов управления и отчуждению народных масс от политики.

Информация о работе Политические партии как элемент политической системы