Политические партии как элемент политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы - проанализировать специфику партий как элементов политической системы и одновременно гражданского общества, рассмотреть их роль и место в качестве органов и форм осуществления демократии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 3
1. Возникновение, становление и развитие политических партий ……………… 4
2. Функции и типы политических партий ………………………………………… 7
3. Понятие «партийная система» и ее типы ………………………………………. 9
4. Особенности процесса становления многопартийности в
Республике Беларусь ……………………………………………………………. 11
Заключение ………………………………………………………………………………17
Литература ……………………………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

контрольная политология.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

Опыт функционирования однопартийных систем в XX в. показал их неэффективность и антидемократичность. В настоящее время такие системы постепенно сходят с политической арены как дискредитировавшие себя в глазах мирового сообщества.

 

 

  1. Особенности процесса становления многопартийности в Республике Беларусь

 

После Октябрьской  революции 1917 г. началось формирование первой советской многопартийности. Уже на II Всероссийском съезде Советов был избран верховный государственный орган власти - ВЦИК в составе-101 члена, куда вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, 4 социал-демократа (меньшевики-националисты), 3 социалиста, 1 эсер-максималист.

Утвердившись  в результате Октябрьского вооруженного восстания, пройдя изначальный путь своего развития в рамках II съезда Советов, советская многопартийность, обстреливаемая меньшевиками и кадетами, монархистами и правыми эсерами, сделала свои первые шаги.

К началу 1918 г. советская  многопартийность "повзрослела". Избранный на третьем Всероссийском съезде Советов ВЦИК состоял уже из 160 большевиков, 125 левых эсеров, 2 социал – демократов - интернационалистов, 3 монархистов - коммунистов и 2 меньшевиков. Это был самый многопартийный ВЦИК.

Однако советская  многопартийность не выдержала испытания на прочность и завершила свое существование после эсеровского выступления в июле 1918 г. В определенной степени это результат деструктивных действий оппозиции, которая, будучи недовольной легитимацией, т.е. узаконением большевистской власти, повела против большевиков как открытую, так и закулисную борьбу.

И все-таки большую  долю ответственности за то, что новая советская многопартийность зачахла уже в младенческом возрасте, несут большевики, полагавшие, что могут успешно управлять государством и при однопартийной системе.

Надо признать и другое: на долю первой советской  однопартийности история все-таки возложила непосильную ношу. Крайне сложное экономическое положение страны, существующие острые противоречия, проникающие во все сферы общественной жизни, в том числе и в межпартийные отношения, не позволили тогда сложиться многопартийной системе как средству ускорения общественного прогресса. Оказавшись ареной бескомпромиссной борьбы между большевиками и оппозиционными партиями, советская многопартийность в конечном итоге сошла с исторической сцены.

Делая выводы из исторических уроков, преподнесенных многолетней политической монополией КПСС, в государствах СНГ ищут ныне новые формы социально-политической жизни, отвергнутой ранее многопартийности, которая, как убедило время, является развитой и действенной формой политического плюрализма, успех которого во многом определяется тем, насколько правильно общество и его лидеры оценят роль многопартийности, как, какими путями и средствами, а также в каких формах будет осуществлена такая многопартийность.

Вместе с  тем отметим, что складывание  многопартийности в нашей стране в своем нынешнем виде обусловлено целым рядом причин. Во-первых, вызреванием и напором достаточно широкого общественного мнения о необходимости политического плюрализма. Во-вторых, убежденностью в непригодности однопартийной системы. В-третьих, кризисом экономической и политической систем советского общества, в результате чего значительно ослаб партийно-государственный диктат. В-четвертых, развалом Советского Союза, провозглашением суверенитета Республики Беларусь, в результате чего усилились идеологические размежевания и споры о выборе дальнейших путей развития нашего государства. И, в-пятых, это активный процесс преобразования общества, постепенный переход к рыночным отношениям и многообразию форм собственности, качественные преобразования в социальной структуре общества.

Современный период становления многопартийности в  республике имеет свои особенности. Он в большей мере схож с периодом возникновения политических партий в Беларуси конца XIX - начала XX в. Схож идеологическими спорами о выборе путей развития страны. Разница лишь в том, что ранее рассматривались альтернативы: феодализм – капитализм - социализм, а теперь - социализм - капитализм - неопределенный общественный строй.

Среди особенностей становления многопартийной системы в республике можно еще выделить следующие: переходный характер политического режима страны (переход от тоталитарного режима к демократическому), глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к пользе деятельности политических партий и др.

Активный процесс  преобразования общества, постепенный переход к рыночным отношениям и многообразию форм собственности, качественные преобразования в социальной структуре общества - все это не может не влиять на процессы складывания многопартийности в нашей республике. Нынешнее общество в целом стало достаточно сложным, неоднородным. Налицо различия между отдельными его слоями, несовпадение их социальных и политических интересов. А коль так, то будут появляться новые движения и организации, выражающие и защищающие их интересы непосредственно в сфере политики.

Уже в конце 80-х гг. в республике насчитывались  десятки различного рода "неформальных образований и движений". Затем начался процесс образования более или менее широких массовых движений, прототипов будущих партий.

В конце 1990 г. в  бывшем СССР вступил в силу закон  об объединениях, который официально открыл эпоху многопартийности. А с 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий и движений. В настоящее время в республике насчитывается свыше 20 политических партий и 7 общественно-политических движений.

Таким образом, процесс формирования многопартийности в Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, набирает силу.

Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ). Образована же она была в ноябре 1990 г.

ОДПБ возникла на основе ряда организаций общедемократической ориентации, критически оценивавших деятельность КПСС-КПБ. Крупнейшая из таких организаций в Беларуси была Демократическая платформа КПСС. После XXVIII съезда КПСС она заявила о своем выходе из рядов коммунистической партии и создании отдельной партии. На учредительном съезде, который состоялся 3 - 4 ноября 1990 г., Демократическая партия (Минск), Радикально-демократическая партия (Минск), Демократическая партия (Брест), Либерально-демократическая партия (Витебск) создали Объединенную демократическую партию Беларуси.

В программе  партии основной целью объявлено  построение в Беларуси "демократического общества" с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми, соблюдением плюрализма во всех сферах общественного развития.

По своей  идейной ориентации ОДПБ - партия, стоящая на позициях либерализма. По мнению объединенных демократов, в фундаменте социально-экономического устройства новой Беларуси будет лежать идеология либерализма с ее основополагающими критериями: свободой личности, частной собственностью, традиционными семейными ценностями. Это отражено в Декларации программных целей и принципов ОДПБ - официальном программном документе партии.

В то же время  ОДПБ - партия парламентского типа. Поставленных целей она намерена добиваться ненасильственными, правовыми методами. ОДПБ считает, что Верховный Совет должен работать на профессиональной основе.

Ее экономическая  платформа направлена на создание негосударственного сектора рыночной экономики, частной собственности, их защиту.

Социальной  базой своего роста партия видит  сторонников частной собственности, предпринимателей, научную и техническую интеллигенцию.

Второй по счету, 11 апреля 1991 г., в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БКП). Ее краткая история такова. В ноябре 1989 г. в Минске на учредительной конференции  был создан Крестьянский союз Белоруссии, который на своем первом съезде (февраль 1990 г.) принял решение о создании Крестьянской партии. В феврале 1991 г. БКП провела учредительный съезд. Свою цель партия видит в защите политических прав и экономических интересов крестьянства и фермеров. Главная задача - осуществление земельной реформы, содержанием которой должно стать устранение командно-административной системы в сельском хозяйстве, возвращение крестьянам права собственности на землю. Лидеры партии выступают против сохранения колхозно-совхозного строя в сельском хозяйстве.

БКП объявляет  себя партией "крестьянского типа, стоящей на центристской платформе", "партией саморегулирования". Она не приемлет демократический централизм и директивные методы управления, отвергает монополию любой партии на власть и выступает в политической борьбе как оппозиционная сила.

Своим мировоззрением партия считает философию центризма, признает человека высшей ценностью общества, отрицает национализм и стоит на позициях разумного компромисса.

На момент учредительного съезда в партии состоял 131 человек, сейчас, по данным БКП, - 10 - 12 тыс.

22 мая 1991 г.  зарегистрирована Белорусская социал-демократическая  громада (БСДГ) - третья по счету  новая политическая партия в  республике. Эта партия основывается на традициях белорусской социал-демократии XX в., считает себя частью международного социал-демократического движения, преемницей возникшей в 1903 г. Белорусской социалистической громады.

Создана БСДГ в  основном представителями творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг Белорусского народного фронта. Свое место в общественно-политической жизни республики партия определила как "левоцентристская партия парламентского типа".

Целью деятельности БСДГ выдвинуто создание социально - экономической системы, которая бы обеспечила "достойную человека, богатую, полную смысла жизнь" на основе принципов свободы, равенства, солидарности, демократии, приоритета прав. И в программном заявлении, и в Уставе БСДГ подчеркивается, что для достижения своих целей она действует демократическими, цивилизованными методами, отрицая принуждение и насилие как средство достижения поставленных целей, выступает за совершенствование общества путем реформ. В БСДГ около 1600 членов. Партия имеет свою фракцию в Верховном Совете.

В июне 1991 г. Министерство юстиции республики зарегистрировало Национально-демократическую партию Беларуси (НДПБ). В программных документах партии отмечается, что НДПБ образована для возрождения исторической памяти, языка и культуры белорусского народа. НДПБ считает, что членом партии может быть лишь тот, кто владеет белорусским языком и осознает себя белорусом.

Представим  и самую многочисленную в Беларуси политическую силу - Партию коммунистов Беларуси (ПКБ). Она насчитывает свыше 26 тыс. членов. Это преемница компартии Белоруссии. Официально зарегистрирована в мае 1992 г., но действовать начала ранее.

25 февраля 1993 г. Верховный Совет Республики  Беларусь отменил ранее принятое им решение о временном приостановлении деятельности КПБ. Таким образом, исторически сложилось так, что в республике на политической арене появились две коммунистические партии, стоящие на единой по сути дела платформе: ПКБ и КПБ. Поэтому состоявшийся 24 апреля 1993 г. внеочередной XXXII съезд КПБ принял .решение о присоединении КПБ к Партии коммунистов Беларуси, а II (Объединительный) съезд ПКБ (май 1993 г.) утвердил это решение. Основной целью своей деятельности ПКБ считает объединение и политическое) развитие работников наемного труда для достижения полного освобождения от эксплуатации во всех ее видах и построение бесклассового общества социальной справедливости.

В экономической  политике ПКБ отстаивает социалистический способ производства, выступает за создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений в интересах повышения благосостояния и уровня культуры трудящихся. Учитывая то, что в экономике республики сейчас функционирует два сектора - государственный и негосударственный, который включает в себя общественный (социалистический), капиталистический и мелкотоварный уклады, ПКБ выступает за приоритетное развитие социалистического уклада. Аграрная политика ПКБ основывается на том, что земля и ее недра должны быть общенародным достоянием, их нельзя продавать и покупать.

В социальной политике партия выступает за безусловную реализацию права на труд, за обеспечение общедоступности, бесплатности среднего и высшего образования, бесплатное предоставление жилья в собственность трудящихся, развитие бесплатной медицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения.

В области национальной политики ПКБ стоит за подлинное равноправие представителей всех национальностей, проживающих в Беларуси, за признание на территории республики в качестве государственных белорусского и русского языков.

Летом 1994 г. на политической карте республики появилась партия Всебелорусского Единства и Согласия! (ВЕС), довольно специфичная для Беларуси. Эта политическая сила согласно ее программным документам "руководствуется принципами консервативного демократизма, учета интересов страны и регионов, самоорганизации".

Под консервативным демократизмом как политическим принципом партия понимает:

признание определяющего  значения для современного состояния  и будущего Беларуси всей ее истории;

отказ от инициирования  или поддержки каких бы то ни было социальных групп или сил, преследующих насильственное или революционное изменение существующего общественно-политического строя;

использование в устройстве государственной власти, организации общественной жизни таких достижений цивилизации, как юридическое равноправие граждан, народовластие, плюрализм форм собственности, правовое государство, гражданское общество.

Кроме названных  сегодня действуют следующие  политические партии: Беларуская хрысцiянска - дэмакратычная злучнасць, Партия народного согласия (ПНС), Объединенная аграрно-демократическая партия Беларуси (ОАДПБ), Славянский Собор "Белая Русь", Белорусский научно-производственный конгресс (БНПК), Партия "зеленых" Беларуси (ПЗБ), Республиканская партия труда и справедливости (РПТС), Партия Белорусского народного фронта (ПБНФ), Партия "Польское демократическое объединение" (ПДО), Партия любителей пива (ПЛП), Либерально-демократическая партия (ЛДП), Белорусская партия труда (БПТ), Белорусская гуманитарная партия (БГП), Белорусская экономическая партия (БЭП), Белорусская партия женщин "Надежда", Белорусская партия "Зеленый мир". В процессе создания находятся новые партии.

Информация о работе Политические партии как элемент политической системы