Политические системы и их особенности в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание

Для претворения всего вышеуказанного в «жизнь», при исследовании интересующего нас вопроса использовались такие приемы познания объекта: анализ литературы, теоретический анализ и синтез, классификация, системность, метод сравнительного правоведения и метод историзма.
Данная работа состоит из 5-ти глав, при подготовке было изучено 18 источников. Первая часть данной курсовой работы посвящена теоретическим позициям, относящимся к объекту нашего исследования, это «Понятие политической системы, характеристика ее структурных элементов», «Функции политической системы», «Характеристика подходов к пониманию политической системы». А вторая часть данной курсовой работы состоит из механизма функционирования политической системы применительно к конкретным государствам, коими являются Соединенные Штаты Америки и Франция.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие политической системы и характеристика ее структуры……5
Функции политической системы………………………………………11
Характеристика теоретических подходов в определении понятия политической системы………………………………………………….14
Построение и особенности политических систем. (На примере Соединенных Штатов Америки)……………………………………….16
Построение и особенности политических систем. (На примере Республики Франция)…………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Политические системы и их особенности в зарубежных странах.docx

— 55.81 Кб (Скачать документ)

Согласно толковым словарям под «функциями» понимается некое  существование, мыслимое нами в действии, или это назначение чего-либо выраженное в действии. Согласно философским  воззрениям под функциями понимается триединое взаимосвязанное определение. Во-первых – это деятельность, роль субъекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит. Во-вторых –  это вид связи между объектами, когда изменение одного из них  влечет изменение другого. И в-третьих  – это определенные направления  деятельности системы, в том числе, поддерживающие ее самосохранение и  организованность.  Но что же касается функций правового института, применительно  к теме данной работы, то это особый уровень социальных функций. Они  направлены на определение общих  существенных задач в политической сфере и пути их решения, интеграцию целей различных институционных элементов для сохранения системы  в целом и др. [7]

Система элементов функционального  аппарата по различным дисциплинам  отчасти разнятся. Например, в политологии, учеными выделяется следующие функции:

 а) определение целей,  задач, путей развития общества, конкретных элементов подсистемы;

б) формирование политического  сознания населения, социальных групп  или манипулирование им;

в) организация деятельности элементов политической системы  на выполнение определенных задач, целей;

г) взаимосвязи и взаимодействия политической системы с экономической  и социальной средой;

д) согласование интересов  партий, иных элементов политической системы с интересами государства. [17, c. 171]

Но что касается юридическо-правовых дисциплин, то в них выделяются следующие  виды функций:

1) политическое целеполагание,  т.е. выработка политических целей,  касающихся изменения власти, политических  институтов, развития демократии;

2) властно-политическая интеграция, т.е. использование политики и  власти для выражения воли  всего народа и подчинение  ей всех основных звеньев в  обществе;

3) функции регулирования  режима социально- политической  деятельности в обществе, т.е.  установление таких способов  поведения и деятельности людей,  групп, организаций, форм их  взаимодействия между собой, с  государством, которые обеспечивали  бы соблюдение общих интересов  и устойчивость общественных  отношений;

4) функции обеспечения  целостного управленческого воздействия  субъекта управления на общество  в целом, его сферы, отрасли  экономики, культуры и т.п.;

5) функция упрочения данного  общественно-политического строя,  содействие его совершенствованию,  углублению процесса демократизации  и др. [17, c.185]

Но данный перечень функций  политической системы не является исчерпывающим, и в различных литературных источниках мы можем отыскать и ряд иных функций.

Вышесказанное означает, что  политическая система имеет значительное число функций, с помощью которых  она выполняет свое предназначение, обеспечивает взаимодействие субъектов  политических отношений.

В целом можно сказать, что политической системе присущи  черты, свойственные пониманию системы  в философском смысле слова. В  их числе интегральность (специфическая  способность объединения ее элементов), относительная самостоятельность, которая не исключает ее связи  с внешней средой и другие.

Таким образом, благодаря  пониманию функций политической системы мы можем более полно  раскрыть ее природу и сущность и  более подробно разобраться в  механизме данного политического  конституционного института.

Рассмотрев функции политической системы считается необходимым  коснутся теоретических подходов к  пониманию определения политической системы в ее современном  аспекте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Истории известны различные  подходы к пониманию политической системы. Это и прототип греческого 'полиса' как города-государства, это и Феодальный порядок устройства, и положения, гласящие, что 'государство' в современном понимании этого слова. Но что касается темы данной работы, то считается необходимым рассмотреть такие подходы, которые отражают адекватную действительность настоящего времени. Согласно этой концепции можно выделить такие подходы в определении понятия политической системы как американский и французский. 

Концепция, представленная французской политологией, исходит  из существования в любом государственно-организованном обществе одной политической системы, к тому же всегда связанной с государственной  властью. В понятие политической системы французские политологи, как правило, включают государство, партии, движения и др. [9, c. 145]

Конституционные принципы политической системы содержатся в конституциях многих стран. В этих принципах провозглашается  власть народа. Однако в жизни политической власти в развитых капиталистических  странах ведущую роль играет «средний класс», имеющий достаточно высокий  жизненный уровень и заинтересованный в политической  стабильности.

Что же касается американского  подхода, то он представлен такой  точкой зрения, что политическая система  рассматривается как политическое поведение в рамках различных  человеческих коллективов: партий, движений, профсоюзов, клубов, фирм, городов и  т.д.

На основании этого  воззрения в любом обществе существует множество политических систем, которые  не всегда связаны с властью государства. [14. c. 176]

Далее является необходимым  выявить механизм претворения этой теории в жизнь на примере конкретных зарубежных государств (Америка и  Франция) и выявить их особенностные  отличия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОСТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ. НА ПРИМЕРЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Построение и функционирования политической системы в любом  демократическом государстве строиться  на основании положений Основного  закона страны. Конституция и иные правовые документы устанавливают  ряд императивных положений, которые  влияют на структуру политической системы  в целом и охватывают ее функционирование. Но коснемся подробнее политической системы Соединенных Штатов Америки.

В соответствии с принятой в 1787 году конституцией, большая часть  полномочий в сфере государственного управления передана федеральном правительству  Соединенных Штатов. При этом существенная доля государственных полномочий находится  в ведении каждого отдельного штата.

Согласно конституции, определяющим в стране является принцип разделения властей. В соответствии с ним  федеральное правительство делится  на законодательную, исполнительную и  судебную ветви власти, каждая из которых  действует независимо друг от друга. [12]

Что касается законодательной  власти, то в политической системе США, то ее высшим органом является Конгресс, состоящий из двух палат. Нижняя – Палата представителей, верхняя – Сенат Соединенных Штатов. Исполнительная представлена президентом. Он не только глава государства, но и главнокомандующий ее вооруженными силами. Имеется также пост вице-президента, который является вторым лицом в стране после президента. Раньше президентом и вице-президентом в США становились представители конкурирующих партий, что позволяло примирить амбиции противоборствующих сторон. Сегодня оба высших чиновника в Соединенных Штатах избираются из одной и той же партии. [13]

Что же касается судебной власти, то она является своеобразной системой связанных между собой судебных и административных органов власти, осуществляющих правосудие в Соединенных Штатах Америки и управление судебными органами. Состоит из различных государственных органов на федеральном уровне, на уровне штата и на местном уровне.

Высшим органом  судебной власти в США является Верховный  суд. В его состав входит 9 судей, одного из них выбирают председателем. Обычно Верховный суд США действует  как апелляционный, но в некоторых  случаях (например, при рассмотрении дел, касающихся дипломатов), он осуществляет функции суда первой инстанции. [18]

Неотъемлемой  составляющей политической системы  США является наличие политических партий.

В политической жизни штатов участвуют Республиканская и  Демократическая партии, а также различные менее влиятельные партии. Кроме того, имеют определенные шансы независимые кандидаты. В нынешнем 110 Конгрессе заседают два независимых сенатора, независимых членов палаты представителей нет.

Третьи партии и независимые  кандидаты были и остаются повторяющейся  характерной чертой американской политической жизни. Практически все третьи партии имели тенденцию преуспевать  в период всего одних выборов, а затем погибать, сходить на нет  или быть поглощенными одной из основных партий. Однако есть свидетельства  того, что эти партии могут оказывать  серьёзное воздействие на результаты выборов. Так, например, выдвижение в 1912 году Теодора Рузвельта кандидатом от третьей партии (Прогрессивная  партия) в период раскола в Республиканской  партии отняло голоса у республиканцев и тем самым позволило демократу  Вудро Вильсону быть избранным, хотя он и не набрал большинства голосов  избирателей. Затем Прогрессивная  партия вошла в состав Республиканской.

Начало ХХ века дало шанс социалистической партии стать реальной третьей силой  в партийной системе США. То время  можно назвать кризисом двухпартийной  системы США.

«Кризис двухпартийной системы  выразился в том, что кандидат третьей, прогрессивной партии Теодор Рузвельт получил на выборах больше голосов, чем одна из партий двухпартийной  системы (республиканская), крайне редкий в американской политической практике случай. Кроме того, крупнейшего  успеха добилась в 1912 году социалистическая партия (за нее голосовало около 1 млн. избирателей), включившая в предвыборную программу наиболее широкий спектр демократических требований».

Начиная с 90-ых годов XX века, опросы общественного  мнения постоянно показывали высокий  уровень поддержки со стороны  населения концепции третьей  партии. В период подготовки к выборам 2000 года, по данным одного из опросов, 67 % американцев выступали за наличие какой-либо сильной третьей партии, которая выдвигала бы своих кандидатов в президенты и на выборные должности в Конгрессе и штатах с целью соперничества с кандидатами Республиканской и Демократической партий.

Несмотря на различные проявления потенциальной поддержки третьей  партии, есть серьёзные препятствия  на пути избрания президентом кандидата  от третьей партии. Помимо уже отмеченных самым значительным препятствием является опасение избирателей по поводу того, что они напрасно потеряют свои голоса. Как показывает практика, избиратели прибегают к стратегическому  голосованию, меняя свое первоначальное решение и отдавая свои голоса тем, кому бы им хотелось отдать их, когда  понимают, что у кандидата от третьей  партии нет шансов на победу. Существует и такое явление, как голосование  за кандидатов третьих партий в качестве протеста.

Кроме того, в случае победы на президентских  выборах кандидаты третьих партий и независимые кандидаты столкнулись  бы потом с обескураживающей их проблемой. Ею, конечно, является проблема управления – кадрового обеспечения администрации, а затем работы с Конгрессом, где  господствующее положение занимают республиканцы и демократы, у  которых были бы лишь ограниченные стимулы сотрудничать с президентом, представляющим не основную партию. [18]

Разобравшись  и проанализировав такие неотъемлемые элементы политической системы как  высшие государтсвенные органы, функционирование и исторические известия о политической партийной системе, системы сдержек  и противовесов, необходимо коснуться  такого элемента как структура правительств на уровне штатов и как эта структура  влияет или подчиняется федеральному правительству.

Конституция США гарантирует  каждому штату республиканскую  форму государственной власти –  то есть правительство во главе с  избранными всем населением представителями  народа. Как правило, структура правительства  штата соответствует федеральному правительству: в каждом штате есть выборный глава исполнительной ветви  власти (губернатор), независимая судебная власть и избранная населением законодательная  ветвь власти. [13]

Помимо этого существует такая  особенность как наличие у  каждого штата своей конституции, но в отличие от Конституции США, в которой используются достаточно общие формулировки, конституции штатов могут быть очень подробными и конкретными. Например, в конституциях многих штатов содержится подробное описание правил выпуска облигаций или определение юрисдикции различных судов штата. Почему же в конституциях штатов так много подробностей? Одна из причин заключается в том, что в эти конституции легче вносить поправки и изменения, чем в Конституцию США. Во многих штатах для этого достаточно одобрения большинством голосов на всеобщих выборах в штате.

Информация о работе Политические системы и их особенности в зарубежных странах