Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа
Для претворения всего вышеуказанного в «жизнь», при исследовании интересующего нас вопроса использовались такие приемы познания объекта: анализ литературы, теоретический анализ и синтез, классификация, системность, метод сравнительного правоведения и метод историзма.
Данная работа состоит из 5-ти глав, при подготовке было изучено 18 источников. Первая часть данной курсовой работы посвящена теоретическим позициям, относящимся к объекту нашего исследования, это «Понятие политической системы, характеристика ее структурных элементов», «Функции политической системы», «Характеристика подходов к пониманию политической системы». А вторая часть данной курсовой работы состоит из механизма функционирования политической системы применительно к конкретным государствам, коими являются Соединенные Штаты Америки и Франция.
Введение………………………………………………………………………..3
Понятие политической системы и характеристика ее структуры……5
Функции политической системы………………………………………11
Характеристика теоретических подходов в определении понятия политической системы………………………………………………….14
Построение и особенности политических систем. (На примере Соединенных Штатов Америки)……………………………………….16
Построение и особенности политических систем. (На примере Республики Франция)…………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………….29
Согласно толковым словарям
под «функциями» понимается некое
существование, мыслимое нами в действии,
или это назначение чего-либо выраженное
в действии. Согласно философским
воззрениям под функциями понимается
триединое взаимосвязанное
Система элементов функционального аппарата по различным дисциплинам отчасти разнятся. Например, в политологии, учеными выделяется следующие функции:
а) определение целей,
задач, путей развития
б) формирование политического сознания населения, социальных групп или манипулирование им;
в) организация деятельности элементов политической системы на выполнение определенных задач, целей;
г) взаимосвязи и взаимодействия политической системы с экономической и социальной средой;
д) согласование интересов партий, иных элементов политической системы с интересами государства. [17, c. 171]
Но что касается юридическо-правовых дисциплин, то в них выделяются следующие виды функций:
1) политическое целеполагание,
т.е. выработка политических
2) властно-политическая
3) функции регулирования
режима социально-
4) функции обеспечения
целостного управленческого
5) функция упрочения данного
общественно-политического
Но данный перечень функций политической системы не является исчерпывающим, и в различных литературных источниках мы можем отыскать и ряд иных функций.
Вышесказанное означает, что политическая система имеет значительное число функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает взаимодействие субъектов политических отношений.
В целом можно сказать,
что политической системе присущи
черты, свойственные пониманию системы
в философском смысле слова. В
их числе интегральность (специфическая
способность объединения ее элементов),
относительная
Таким образом, благодаря
пониманию функций политической
системы мы можем более полно
раскрыть ее природу и сущность и
более подробно разобраться в
механизме данного
Рассмотрев функции
Истории известны различные
подходы к пониманию
Концепция, представленная
французской политологией, исходит
из существования в любом
Конституционные принципы политической
системы содержатся в конституциях
многих стран. В этих принципах провозглашается
власть народа. Однако в жизни политической
власти в развитых капиталистических
странах ведущую роль играет «средний
класс», имеющий достаточно высокий
жизненный уровень и
Что же касается американского
подхода, то он представлен такой
точкой зрения, что политическая система
рассматривается как
На основании этого воззрения в любом обществе существует множество политических систем, которые не всегда связаны с властью государства. [14. c. 176]
Далее является необходимым выявить механизм претворения этой теории в жизнь на примере конкретных зарубежных государств (Америка и Франция) и выявить их особенностные отличия.
Построение и функционирования
политической системы в любом
демократическом государстве
В соответствии с принятой в 1787 году конституцией, большая часть полномочий в сфере государственного управления передана федеральном правительству Соединенных Штатов. При этом существенная доля государственных полномочий находится в ведении каждого отдельного штата.
Согласно конституции, определяющим
в стране является принцип разделения
властей. В соответствии с ним
федеральное правительство
Что касается законодательной власти, то в политической системе США, то ее высшим органом является Конгресс, состоящий из двух палат. Нижняя – Палата представителей, верхняя – Сенат Соединенных Штатов. Исполнительная представлена президентом. Он не только глава государства, но и главнокомандующий ее вооруженными силами. Имеется также пост вице-президента, который является вторым лицом в стране после президента. Раньше президентом и вице-президентом в США становились представители конкурирующих партий, что позволяло примирить амбиции противоборствующих сторон. Сегодня оба высших чиновника в Соединенных Штатах избираются из одной и той же партии. [13]
Что же касается судебной власти, то она является своеобразной системой связанных между собой судебных и административных органов власти, осуществляющих правосудие в Соединенных Штатах Америки и управление судебными органами. Состоит из различных государственных органов на федеральном уровне, на уровне штата и на местном уровне.
Высшим органом судебной власти в США является Верховный суд. В его состав входит 9 судей, одного из них выбирают председателем. Обычно Верховный суд США действует как апелляционный, но в некоторых случаях (например, при рассмотрении дел, касающихся дипломатов), он осуществляет функции суда первой инстанции. [18]
Неотъемлемой составляющей политической системы США является наличие политических партий.
В политической жизни штатов участвуют Республ
Третьи партии и независимые
кандидаты были и остаются повторяющейся
характерной чертой американской политической
жизни. Практически все третьи партии
имели тенденцию преуспевать
в период всего одних выборов,
а затем погибать, сходить на нет
или быть поглощенными одной из основных
партий. Однако есть свидетельства
того, что эти партии могут оказывать
серьёзное воздействие на результаты
выборов. Так, например, выдвижение в 1912
году Теодора Рузвельта кандидатом
от третьей партии (Прогрессивная
партия) в период раскола в Республиканской
партии отняло голоса у республиканцев
и тем самым позволило
Начало ХХ века дало шанс социалистической партии стать реальной третьей силой в партийной системе США. То время можно назвать кризисом двухпартийной системы США.
«Кризис двухпартийной системы выразился в том, что кандидат третьей, прогрессивной партии Теодор Рузвельт получил на выборах больше голосов, чем одна из партий двухпартийной системы (республиканская), крайне редкий в американской политической практике случай. Кроме того, крупнейшего успеха добилась в 1912 году социалистическая партия (за нее голосовало около 1 млн. избирателей), включившая в предвыборную программу наиболее широкий спектр демократических требований».
Начиная с 90-ых годов XX века, опросы общественного мнения постоянно показывали высокий уровень поддержки со стороны населения концепции третьей партии. В период подготовки к выборам 2000 года, по данным одного из опросов, 67 % американцев выступали за наличие какой-либо сильной третьей партии, которая выдвигала бы своих кандидатов в президенты и на выборные должности в Конгрессе и штатах с целью соперничества с кандидатами Республиканской и Демократической партий.
Несмотря на различные проявления
потенциальной поддержки
Кроме того, в случае победы на президентских
выборах кандидаты третьих
Разобравшись
и проанализировав такие
Конституция США гарантирует
каждому штату республиканскую
форму государственной власти –
то есть правительство во главе с
избранными всем населением представителями
народа. Как правило, структура правительства
штата соответствует
Помимо этого существует такая
особенность как наличие у
каждого штата своей
Информация о работе Политические системы и их особенности в зарубежных странах