Политические системы и их особенности в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание

Для претворения всего вышеуказанного в «жизнь», при исследовании интересующего нас вопроса использовались такие приемы познания объекта: анализ литературы, теоретический анализ и синтез, классификация, системность, метод сравнительного правоведения и метод историзма.
Данная работа состоит из 5-ти глав, при подготовке было изучено 18 источников. Первая часть данной курсовой работы посвящена теоретическим позициям, относящимся к объекту нашего исследования, это «Понятие политической системы, характеристика ее структурных элементов», «Функции политической системы», «Характеристика подходов к пониманию политической системы». А вторая часть данной курсовой работы состоит из механизма функционирования политической системы применительно к конкретным государствам, коими являются Соединенные Штаты Америки и Франция.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие политической системы и характеристика ее структуры……5
Функции политической системы………………………………………11
Характеристика теоретических подходов в определении понятия политической системы………………………………………………….14
Построение и особенности политических систем. (На примере Соединенных Штатов Америки)……………………………………….16
Построение и особенности политических систем. (На примере Республики Франция)…………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Политические системы и их особенности в зарубежных странах.docx

— 55.81 Кб (Скачать документ)

Другая причина – это то, что  правительства штатов, в отличие  от федерального правительства, часто  могут использовать прочие полномочия, осуществлять которые им не возбраняется. Чтобы действительно ограничить правомочия правительства штата, ограничения  должны быть четко изложены в конституции  этого штата. [13]

Наконец, во многих штатах, согласно их конституциям, должен быть сбалансированный бюджет. Исключения – такие, например, как заем для финансирования транспортных или иных строительных проектов, –  должны быть оговорены в конституции  штата.

Таким образом, мы рассмотрели и  проанализировали политическую систему  Соединенных Штатов Америки. В последующей  главе, является необходимым, рассмотреть  и проанализировать политическую систему  Франции и провести сравнительный  анализ и выделить особенности этих двух государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОСТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ. НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В рассматриваемом вопросе мы коснемся таких основополагающих элементов политической системы Франции как характеристика ветвей власти, избирательного права, партийной системы и взаимоотношений церкви и государства.

Основополагающим правовым источником, отражающим сущность политической системы, является Конституция Французской Республики 1958 года. Исходя из положений данного источника права, можно построить и проанализировать вышеуказанные элементы составляющие структуру политической системы.

Франция является неделимой, светской, социальной, демократической  Республикой. Она обеспечивает равенство  перед законом всех граждан без  различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания. [1, с. 56]

Как и в любом государстве  с демократическим политическим режимом существует такой институт права как система сдержек  и противовесов. Что является следствием такого построения высших, централизованных органов управление в упорядоченную систему разделения властей. Во Франции система разделения властей представлена законодательной исполнительной и судебной ветвями власти. Рассмотрим их основополагающие позиции.

Высшим законодательным  органом Франции является Парламент. Парламент состоит из двух палат: Национальное собрание (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата). Своеобразие  французского Парламента состоит в  том, что согласно Конституции: "Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных  коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате". Парламент  собирается на сессию один раз в  году: она открывается в первый рабочий день октября и заканчивается  в последний день июня. Сессия должна длиться не более 120 дней. [4]

Достаточный интерес вызывает такая особенность, что во французском  Конституционном праве существует различие между законопроектами  и законодательными предложениями. Законопроекты вносятся Правительством Франции, а законодательные предложения - членами Парламента. Если в результате разногласий между палатами законопроект или законодательное предложение  не было принято после двух чтений в каждой палате или, если правительство  потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в каждой из палат Премьер-министр имеет  право созвать заседание смешанной  паритетной комиссии, уполномоченной предложить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия. Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на одобрение обеих палат. [2]

Ни одна поправка к нему не может быть принята без согласия правительства. Парламент принимает  проекты финансовых законов. Если Национальное собрание не приняло решения по проекту  в первом чтении в течение сорока дней после его внесения, Правительство  передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение  в течение пятнадцатидневного срока.

Что же касается исполнительной власти, то она имеет "двуглавую" структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра.  
Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента. [17]

Однако, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике. С самого начала существования Пятой Республики установился обычай ответственности  Правительства перед Президентом  страны, т.е. был введен монизм исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках  главы государства и Правительства - одно из проявлений конституционно-автоританой  тенденции во французском государственном  механизме, которая всегда был ему  присуща.

Таким образом, особенностью управления французским государством при четком в соответствии принципу разделения власти является некоторый  приоритет исполнительной власти перед  законодательной.

Что же касается судебной системы, то она состоит из трех уровней судов: суд первой инстанции, апелляционный суд и кассационный суд. Существуют специализированные суды, которые вписаны в данную трехуровневую систему (например, обжалование решений специализированных судов производится в обычные апелляционные суды и в кассационный суд). [4]

Таким образом, мы рассмотрели  центральные органы государственного управления Французской Республики и считается необходимым коснуться  партийной системы данного государства.

Конституционное закрепление  правового статуса партий закреплено в ст. 4 Основного закона и дословно содержит следующие положения: «Политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии». На политической арене действует множество политических партий и движений, им свойственна мобильность. Они возникают, приходят в упадок, исчезают, сливаются, блокируются, меняют политические ориентиры и названия.

Во Франции из многочисленных партий и ассоциаций заметную роль в политической жизни играют несколько  наиболее значительных. Это - Французская  социалистическая партия (входит в  Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов); Французская Коммунистическая партия (500 тыс. членов); Объединение в поддержку  Республики (буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала Шарля де Голля - насчитывает около 900 тыс. членов); Республиканская партия, образованная в 1966 г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и крупной буржуазии; Центр социальных демократов - правоцентристская  буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс. членов); Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой  ультраправую организацию. Имеются  также и мелкие партии, включающие партии Корсики и заморских департаментов. Во Франции партии ограничения финансируются  частными лицами. Государством Финансируются  те партии, которые выставили кандидатов по меньшей мере в 75 избирательных  округах. В статье 2. Конституции  закреплено, что Франция является неделимой, светской, демократический  и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии. [11]

Следующим элементом политической системы Франции являются взаимоотношения  церкви и государства. Несмотря на сильные  католические традиции Франции, официальная  религия отсутствует. Граждане обладают свободой вероисповедания. Это означает, что любая религиозная конфессия  имеет равное право на существование. И все же утверждение, что государство  обеспечивает свободу совести еще  не означает, что оно не может  иметь каких-либо отношений с  церквями, действующими на его территории. Это касается как территорий внутри Франции на континенте, так и на территориях заморских владений. В ряде областей с преимущественным проживанием католиков, имелись  непосредственные отношения со Святым престолом (Эльзас, Лотарингия), а Гвиана так и не признала принципа отделения  церкви от государства. Уголовный кодекс там содержит норму, в соответствие с которой подлежат ответственности  священнослужители, совершившие обряд  бракосочетания до заключения гражданского брака. [4]

Следующим понятием, раскрывающим сущность политической системы Франции  является "демократическая республика". Этот термин впервые был включен  в текст Конституции Франции 1848 г. и означал введение всеобщего  избирательного права, (но по смыслу только для мужчин). Этот принцип развит и в статье 3 ныне действующей  Конституции, где указывается, что: "всеобщее избирательное право  может быть прямым и косвенным, а  также равным и тайным". [2]

Следующий термин, раскрывающий сущность политической системы - "социальная республика". Одновременно статья 55 Конституции формулируют и следующее  положение: "Международные договоры или соглашения, должным образом  ратифицированные или одобренные имеют  силу, превышающую силу законов, с  момента опубликования, при условии  применения каждого соглашения или  договора другой стороной". Этой статьей  Конституция Франции придает  принципиальное значение принципу применения норм международного права - договоры имеют незаконодательную силу. Когда  перед Европой встал вопрос об интеграции в Евросоюз, выяснилось, что наиболее приспособленной к  ней оказалась Конституция Франции. Этому подтверждение - ряд добровольных передач компетенции на условиях взаимности в ведении Европейских  сообществ. [4]

Таким образом, из всего вышесказанного можно подвести ряд выводов.

- Для Франции характерна  многопартийность. Как и в других  странах, имеется активное и  пассивное избирательное право. 

- Главным законодательным  органом считается парламент,  состоящий из двух палат: Национального  собрания и Сената. Центральная  исполнительная власть представлена  Президентом и Правительством. Местные  органы власти строятся в соответствии  с административно-территориальным  делением.

- Для судебной системы характерны принципы коллегиальности, профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий.

- Четко соблюдается принцип разделения властей, хотя доминирование исполнительной власти в силу ряда исторических особенностей не вызывает сомнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы привести ряд выводов, полученных при изучении такого многогранного и динамически  изменяющегося и модифицирующегося  конституционного института как  политическая система.

Само доскональное понимание сущности рассматриваемого вопроса позволяет наиболее полно раскрыть социально-политическую и государственно-правовую природу общества, существующие в нем политические и правовые отношения, организационные структуры, очевидно, эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества, участвующих в политической жизни страны, и обеспечивает само существование общества, как единого, скоординированного организма, управляемого политической властью.

Всю тему данной работы мы провели  сквозь призму конкретных государств – США и Франция. Выбор на именно эти государства, богатые своей  историей, пал  в связи с тем, что в современном конституционном законодательстве определение понятия политической системы, как таковое, отсутствует. Однако, современная политология выработала два подхода в определении понятия политической системы. Это американский и французский подход. Эти два государства являются, якобы, законодателями мод в интересующей нас теме.

Изучив механизм функционирования политической системы и охарактеризовав  основные ее элементы на примере конкретных государств, считается необходимым  сделать вывод о том, что политические институты и нормы, регулирующие отношения между этими институтами, являются компонентами этой политической системы. Институты – это структурная характеристика политической системы, а нормы отношений – функциональная. Правовой статус политических (и отчасти политических) институтов и правовые нормы, регулирующие отношения между ними, обычно в той или иной степени входят в предмет конституционного права.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что вся стройная политическая система, состоящая из конкретных элементов, представляет собой сложную, многогранную систему отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ганин О.В., Захаров В.В. Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия. – Тамбов.: ТГТУ, 2006
  2. Государственный строй современной Франции // [электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.istoriya.org/laws/62-france-now/240-stroj.html. - Дата доступа: 5.05.2012
  3. Государственное устройство и политическая система США // [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://ru-world.net/soedinyonnye-shtaty-ameriki-gosudarstvennoe-ustrojstvo-i-politicheskaya-sistema/. Дата доступа: 7.05.2012
  4. Государственное устройство и политическая система Франции // [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.sqom.ru/ze/gofranc.html. - Дата доступа: 12.05.2012
  1. Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учебник. – М.: Высшая школа, 2005

Информация о работе Политические системы и их особенности в зарубежных странах