Политические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:24, контрольная работа

Описание

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие "политическая система" получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . .3
1. Понятие политической системы общества. . . . ….……………. …….4
2. Основные структурные элементы политической системы . .. . . . . …5
3. Функции политической системы…………... .……………………... 11
4.Классификация политических режимов……………………………..16
5. Типы политических систем………………………………………….17
6. Политические системы современной России………………………19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . ………. . 23
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….25

Работа состоит из  1 файл

политология РАСПЕЧАТАННО исправлено.docx

— 39.47 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

    Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . .3

    1. Понятие политической системы  общества. . . . ….……………. …….4

    2. Основные структурные элементы  политической системы . .. . . . . …5

    3. Функции политической системы…………... .……………………... 11

    4.Классификация  политических режимов……………………………..16

    5. Типы политических систем………………………………………….17

    6. Политические системы современной России………………………19

    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . ………. . 23

    Список  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

    Всякое  классовое общество политически  оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в  качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

    Понятие политической системы является одним  из основных в политологии. Его использование  позволяет выделить политическую жизнь  из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

    Политическую  систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует  с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы  определяются границами, в рамках которых  политические решения данной системы  обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы  речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются  пределы действия устава, программы, партийных решений.

    Глубокое  обоснование и широкое распространение  понятие "политическая система" получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. 
 
 

    1.Понятие  политической системы общества. 

    Поли́тика (греч. Πολιτική — полис (город — греч.) — мастерство самоуправления общины полиса, а в последующем, — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства1.

    В глобальном смысле политика взаимоотношений  государств, как политика каждого  из государств похожа больше не на управление, а на манипуляции с сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

    В узком смысле политика — определенная часть, программа или направление  такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для  реализации определенных интересов  для достижения определенных (субъектом  политического процесса) целей в  определенной социальной среде. Политикой  также называют процесс принятия решений, а также поведение в  общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских  обществах политику можно наблюдать  во взаимодействии между определенными  группами людей, как например, —  в корпоративных, академических, религиозных  учреждениях.

    Научное изучение политики ведется в рамках политологии2.

              

    1.Большой Энциклопедический словарь http://www.vedu.ru/BigEncDic/enc_searchresult.aspS

    2. Факультет политологии МГУ политическая наука http://polit.msu.ru/department/polit_rus

2.Основные  структурные элементы политической  системы.

 

 Структура политической системы.

 Политическая  система чрезвычайно сложное  явление. Она состоит из взаимосвязанных  друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре  политической системы.

 Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений  между ними. Центральное место  в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в  эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

 Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь  общества.

 Функциональная  подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления  власти.

Коммуникативная подсистема включает все каналы политического  взаимодействия.

Идеологическая  подсистема – это совокупность различных  по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная  подсистема – комплекс типичных для  конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и  моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и  воспроизводство политической жизни  на основе преемственности.Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

    1. Политическое сообщество людей,  включающее большие социальные  группы - несущие социальные компоненты  системы, правящие элиты, группу  государственных служащих, различные  слои избирательного корпуса,  военных и т. д., словом, всех  тех, кто стоит у власти, стремится  к ней, проявляет только политическую  активность или же отчужден  от политики и власти.

    2. Совокупность политических институтов  и организаций, составляющих структуры  системы: государство, все ступени  правления от высших органов  власти до местных, политические  партии, общественно-политические и  неполитические организации, преследующие  политические цели (объединения  предпринимателей, группы интересов  и другие).

    3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы,  традиции, обычаи и другие регуляторы  политического поведения и деятельности.

    4. Функциональная подсистема: методы  политической деятельности.

    5. Политическая культура и коммуникативная  подсистема (средства информации).

    Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты  социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с  помощью которых реализуется  политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей  со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

    Политические  институты - один из основных элементов  политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место  в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены  свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.

    Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими  им функциями, ролями и нормами, то они  приобретают относительную самостоятельность  в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том  числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над  государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую  силу. Преждевременно говорить, что  такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические  вывески над новыми аппаратами еще  не означают коренного изменения  содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом.

    Ядро  политической системы - государство. Государство  выступает орудием политического  господствa определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".

    Государство - многофункциональный институт. Это  относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

    Являясь институциональным механизмом выражения  всеобщих интересов или же интересов  господствующих классов, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.

    Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Легитимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т. п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом насилии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путем применения вознаграждения и наказания.

    Свойства  политической системы, связанные как  со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика  этого элемента - в его интегрированности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

    Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система  не может ни существовать, ни функционировать  уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.

    Функции политических институтов выявляются и  реализуются в их взаимосвязях. Последние  подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных  органов власти центральному правительству  страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются  взаимодействием институтов как  равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация  власти и управления.

Информация о работе Политические системы