Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:24, контрольная работа
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие "политическая система" получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . .3
1. Понятие политической системы общества. . . . ….……………. …….4
2. Основные структурные элементы политической системы . .. . . . . …5
3. Функции политической системы…………... .……………………... 11
4.Классификация политических режимов……………………………..16
5. Типы политических систем………………………………………….17
6. Политические системы современной России………………………19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . ………. . 23
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….25
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . .3
1. Понятие политической системы общества. . . . ….……………. …….4
2. Основные структурные элементы политической системы . .. . . . . …5
3.
Функции политической системы……
4.Классификация политических режимов……………………………..16
5. Типы политических систем………………………………………….17
6. Политические системы современной России………………………19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . ………. . 23
Список
литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . ……….25
Введение
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие
политической системы является одним
из основных в политологии. Его использование
позволяет выделить политическую жизнь
из остальной части жизни
Политическую
систему составляют многие подсистемы,
структуры и процессы, она взаимодействует
с другими подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, культурной,
правовой. Пределы политической системы
определяются границами, в рамках которых
политические решения данной системы
обязательны и реально
Глубокое
обоснование и широкое
1.Понятие
политической системы общества.
Поли́тика (греч. Πολιτική — полис (город — греч.) — мастерство самоуправления общины полиса, а в последующем, — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства1.
В глобальном смысле политика взаимоотношений государств, как политика каждого из государств похожа больше не на управление, а на манипуляции с сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.
В
узком смысле политика — определенная
часть, программа или направление
такой деятельности, совокупность средств
(инструментов) и методов (техник) для
реализации определенных интересов
для достижения определенных (субъектом
политического процесса) целей в
определенной социальной среде. Политикой
также называют процесс принятия
решений, а также поведение в
общественно-государственных
Научное изучение политики ведется в рамках политологии2.
1.Большой
Энциклопедический словарь http://www.vedu.ru/BigEncDic/
2.
Факультет политологии МГУ политическая
наука http://polit.msu.ru/
2.Основные
структурные элементы
Структура политической системы.
Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.
Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.
Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
Идеологическая
подсистема – это совокупность различных
по своему содержанию политических идей,
представлений субъектов
Культурная
подсистема – комплекс типичных для
конкретного общества политических
ориентаций, установок, ценностей и
моделей политического
1.
Политическое сообщество людей,
2.
Совокупность политических
3.
Нормативная подсистема: политические,
правовые и моральные нормы,
традиции, обычаи и другие регуляторы
политического поведения и
4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.
5.
Политическая культура и
Итак,
к числу элементов политической
системы относятся все
Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.
Поскольку
существование и деятельность политических
институтов связаны только с присущими
им функциями, ролями и нормами, то они
приобретают относительную
Ядро
политической системы - государство. Государство
выступает орудием
Государство
- многофункциональный институт. Это
относительно самостоятельная подсистема
публичной власти и управления обществом,
включающая совокупность иерархически
взаимосвязанных и
Являясь институциональным механизмом выражения всеобщих интересов или же интересов господствующих классов, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.
Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Легитимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т. п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом насилии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путем применения вознаграждения и наказания.
Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика этого элемента - в его интегрированности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.
Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.