Политические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:24, контрольная работа

Описание

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие "политическая система" получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . .3
1. Понятие политической системы общества. . . . ….……………. …….4
2. Основные структурные элементы политической системы . .. . . . . …5
3. Функции политической системы…………... .……………………... 11
4.Классификация политических режимов……………………………..16
5. Типы политических систем………………………………………….17
6. Политические системы современной России………………………19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . ………. . 23
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….25

Работа состоит из  1 файл

политология РАСПЕЧАТАННО исправлено.docx

— 39.47 Кб (Скачать документ)
 

      3. Функции политической системы.

    Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями.

    4 главные способности:

    1) регулирующая, касающаяся управления  поведением групп и индивидов  (ведение норм, действие администрации  и т. д.);

    2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

    3) дистрибутивная - способность распределять  и перераспределять ресурсы, блага,  услуги, знаки отличия и прочее;

     4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям.

    П.Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

    Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных  ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма.

    Функциональный  подход в анализе политической системы  включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом  в целом" в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации. Разумеется" они взаимосвязаны, более  того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.

    Функции политической системы, обращенные в  большей степени к другим подсистемам  общества:

    Первое. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства  членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия  власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения.

    Политической  системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.

    Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

    Второе. Политическая система - управляющая  система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику  значительно уже, чем в странах  социалистической ориентации.

    Такая особенность объясняется двумя  обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать  важнейшим фактором исторического  прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в  странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как  его социальные организации не были развиты в достаточной степени  и уступили свои роли государственным  структурам.

    Действие  политической системы как управляющей  включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

    Третье. Политическая система выполняет  интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для  сохранения статус-кво общества. Она  объединяет эти социальные группы и  слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность  реализовать как интересы системы  в целом, так и интересы отдельных  групп. Политическая система, пишет  П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых  обществах, которая выполняет функцию  их интеграции и адаптации посредством  применения или угрозы применения более  или менее легитимного принуждения.

    Четвертое. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и  прогресса экономики (правовое закрепление  форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой  политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

    Пятое - защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о  защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие  в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

    Словом, политическая система реализует  функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

    Переход на следующий - внутренний уровень функционального  анализа системы - представляет собою  рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним Р.-Ж.Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразовательных действиях, которые осуществляют институты на "входе" и "выходе" системы:

    а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке политических решений;

    б) нормотворчество (выработка норм и  правил);

      в) применение норм и правил;

      г) контроль за соблюдением норм и правил;

      д) политическая коммуникация.

    Три последние функции - сфера деятельности институтов государственной власти. Функция "д" в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями.

    Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят  деятельности:

    а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли;

    б) по осуществлению политической социализации, т. е. процесса внедрения политической культуры в сознание и поведение  индивидов и масс.

 

    4. Классификация политических режимов.

 

 Классификация  политических режимов представляет  собой большой интерес  и        имеет большое значение для  теории государства и права.

 Политических  режимов  очень  много,   поскольку   на   ту   или   иную

    разновидность политического режима  оказывает  влияние  множество  факторов, можно сказать, что каждое  государство  в  той  или  иной  мере  имеет  свойособенный политический режим, который отличается  от  политических  режимов других государств. «Одна из  достаточно  простых,  широко  распространенных, классификаций  политических  режимов  –  деление  их  на  демократические  и недемократические политические режимы». В свою очередь, и те  и другие подразделяются на различные виды и  разновидности  по  большей  или  меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из   политических режимов следующие четыре:

                - демократический,

                - авторитарный,

                - тоталитарный,

                - либеральный.

        Именно эти четыре политических  режима необходимо выделить  в   отдельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение  для теории государства и права.

    Все  политичекие  режимы, в той  или  иной  мере  зависят  друг  от  друга,  т.к.  в      всегда  возможны трансформации одних режимов в другие.

 

    5. Типы политических систем.

 

    Политическая  система, будучи организованной совокупностью  взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать  в качестве каких-то отдельных элементов  системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы  взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.

    Политические  отношения властвования выступают  в определенном аспекте как господство одних групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным  законом политической жизни. Право  одних властвовать над другими  в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.

      Сказанное не следует понимать  в том смысле, что политические  отношения в любой их модификации  однозначны господству. Да, власть - это подчинение, однако не всякое  подчинение тождественно повиновению  как атрибуту господства. Властеотношение, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия. Вместе с тем властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как господством. А во втором - прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.

    Политическая  система демократического типа характеризуется  такой легитимностью, которая предполагает и отношения господства и отношения  сотрудничества, добровольного признания  авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и  свобод человека.

    Первенство  господства в политических отношениях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источники в социально-экономическом  бытии: асимметричность общественных отношений, социальная дифференциация людей, необходимость выделения  из общества особых групп людей для  выполнения властных функций, связанных  с управлением общими делами, и  возможность использования этих функций для присвоения привилегированных общественных статусов.

    Доминирование отношений господства в политической жизни не является критерием качественного  различия систем. Все дело в том, какой тип господства: легитимный или нелегитимный, основанный на системе  всеобъемлющих прав или на авторитете правителей, на признанных большинством общества ценностях или же ценностях, навязанных ему меньшинством - элитой, партией, власть предержащими. От типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический  опыт советской модели политических отношений продемонстрировал ущербность, неспособность к самореформированию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначально по своей объективной природе данная система утверждалась как форма институализации интересов большинства и взаимопомощи.

Информация о работе Политические системы