Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:57, реферат
XIX столетие – эпоха торжества буржуазных отношений в передовых
странах Европы и Северной Америки. Капитализм вызвал к жизни огромное
множество новых социально-политических и культурных феноменов, в том
числе индустриализацию и урбанизацию, научно-техническую революцию и
демографический взрыв, колониальные империи и демократические институ-
ты.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
УЧЕНИЯ XIX ВЕКА
ПРЕДИСЛОВИЕ
XIX столетие – эпоха торжества буржуазных отношений в передовых
странах Европы и Северной Америки. Капитализм вызвал к жизни огромное
множество новых социально-политических и культурных феноменов, в том
числе индустриализацию и урбанизацию, научно-техническую революцию и
демографический взрыв, колониальные империи и демократические институ-
ты. В начале XIX века ещё не обнаружились издержки капитализма свободной
конкуренции, поэтому в общественно-политической мысли доминировали
«буржуазные» течения – консерватизм и либерализм. Когда же к середине сто-
летия стало ясно, что дикий капитализм порождает социальную поляризацию и
кризисы перепроизводства, завоёвывают популярность идеи принципиальной
трансформации существующего социально-экономического и политического
строя. Таким образом, «классический» век поставил перед философами про-
блему осмысления существующего – недавно возникшего – порядка, путей его
обновления и возможных альтернативных вариантов развития.
Все политические учения XIX века условно можно разделить на три группы:
консервативные, либеральные и радикальные. Радикализм (прежде всего, марк-
сизм) предусматривал коренную трансформацию капитализма, а консерватизм
и либерализм (при всех их разногласиях) были едины в неприятии радикальных
воззрений. Оппонируя марксизму и пытаясь объяснить (и оправдать) много-
образную западную политическую реальность, либерализм и консерватизм
эволюционировали в течение XIX века, приобрели новую философско-методо-
логическую базу – позитивизм.
Помимо упомянутых «великих» политических доктрин, с последней трети
XIX века начинается разработка «частных» политических концепций, как то:
«теория толп», «теория элит», «политическая психология» и пр. Практически
каждая их этих концепций претендовала на то, чтобы стать решающим аргу-
ментом в теоретико-идеологическом противостоянии старых доктрин. Однако
в начале XX века принципиальная трансформация социально-экономической и
политической систем привела к значительному обновлению интеллектуального
ландшафта политической мысли в развитых странах. Под воздействием таких
мощных импульсов как мировые войны, реформизм, реальный социализм и
информационно-техническая революция политические идеи «классического»
периода трансформировались сначала в современные, а затем –в «постсовре-
менные». Но это уже другая история.
5
Консерватизм –это конгломерат различных общественно-политических
учений, которые с течением времени эволюционировали и видоизменялись.
Поэтому консерватизм –это не какое-либо конкретное политическое учение,
а «умонастроение», комплекс неких базовых мировоззренческих принципов,
роднивших все консервативные концепции. Впервые эти консервативные
принципы были чётко сформулированы в работе Эдмунда Бёрка, который счи-
тается, поэтому, основателем консерватизма.
Э. Бёрк (1729 –1797) –английский мыслитель и политический деятель.
В 1790 г. он издал памфлет «Размышления о революции во Франции», ставший
с тех пор «библией» классического западного консерватизма.
В «Размышлениях…» Э. Бёрк противопоставлял Британию как идеал обще-
ственно-политического устройства и революционную Францию как нежела-
тельный, пагубный альтернативный вариант политического развития.
Сравнивая Англию и Францию, Э. Бёрк не просто сопоставляет две страны
или два национальных характера –он формулирует основные постулаты кон-
серватизма (присущие, по его мнению, англичанам) в противовес революцион-
ными принципами (которые «исповедают французы»).
Итак, каковы же основные революционно-консервативные контрадикции
(противопоставления) Э. Бёрка?
Во-первых, для революционера, полагает Э. Бёрк, абстракция (обобщение,
продукт спекулятивного размышления) выступает как мотив и план переу-
стройства общества и государства. Революционеры готовы ради умозрительной
идеи, ради мечты разрушить существующую социально-политическую систему
и на её руинах создать новую. Этому революционному принципу политического
действия Э. Бёрк противопоставляет консервативный постулат: практика (а не
абстракция) должна являться источником политических мероприятий. Только
практика, практические потребности страны должны ставить цели перед поли-
тиками. Уважение существующего порядка вещей –долг политиков.
Во-вторых, Э. Бёрк доказывает, что революционеру свойственен абстракт-
ный индивидуализированный рационализм. Этому принципу мышления
Э. Бёрк противопоставляет традицию, которая является, по его мнению, квин-
тэссенцией практического опыта многих поколений. Английский мыслитель
разрабатывает т.н. «апологию предрассудков», защищая традиционные нормы,
которые французские революционеры «легкомысленно и самодовольно» трети-
ровали как невежество, предрассудки. Традиция для Э. Бёрка –продукт коллек-
тивного разума, проверенный на практике; тогда как индивидуальный разум не
чужд заблуждениям, причём, порой весьма опасным заблуждениям (что Бёрк
6 и демонстрировал на примере Франции). Традиция, кроме того, –это способ
связи между поколениями, средство накопления позитивного опыта. Традиция
трансформируется в череде поколений, каждое из которых проверяет действен-
ность её норм на практике.
В-третьих, Э. Бёрк указывает, что революционному способу развития
свойственно разрушение преемственности между различными этапами, уни-
чтожение старых форм жизни ради реализации абстрактного идеала. Э. Бёрк
противопоставляет революции эволюцию, которую он называет «медленный
прогресс». Консерватизм, подчёркивает английский мыслитель, не отвергает
изменений как таковых; но с точки зрения консерватизма они возможны лишь
тогда, когда практически необходимы. «Медленный прогресс» предполагает
преемственность –заимствование всего самого лучшего из предшествовавшего
этапа, частичность любых реформ и т.п. Критерием прогрессивности измене-
ний для консерватора является практика, а не степень близости к абстрактному
идеалу (как для революционера). Верность же традициям –это именно тот
якорь, который не позволяет обществу и государству соскользнуть к абстракт-
ным революционным экспериментам.
В-четвёртых, Э. Бёрк полагает, что революционеры ошибочно отождест-
вляют равенство и справедливость, призывая к максимальному равенству как
к естественному положению вещей. Для консерватора, пишет Э. Бёрк, очевид-
но, что общество невозможно без иерархии. Естественный порядок вещей, по
Бёрку, –не абсолютное равенство, а иерархия, где каждый человек занимает
положенное ему место в соответствии с его способностями, энергией, волей,
капиталами и происхождением. Люди не равны от природы: уравнять их –это
значит дать одним (худшим из людей) то, чего они не заслуживают, и отнять у
других (лучших) то, что им принадлежит по праву.
В-пятых, с точки зрения революционера, свобода –это ценность внеистори-
ческая и универсальная, к которой стремятся все люди и народы во все времена,
вне зависимости от уровня развития и культурных традиций. Э. Бёрк полагает
такой подход неверным. Свобода, по его мнению, –не некий абсолютный идеал,
а историческое состояние, подходящие для одних народов в одни времена, и не
подходящее (или даже вредное) для других народов в другие эпохи.
Наконец, в-шестых, Э. Бёрк порицает революционеров за презрение к госу-
дарственной власти как к угрозе для свободы. Для Э. Бёрка государство –га-
рант свободы в рамках правового поля. Государство –носитель традиции,
выразитель коллективного разума народа. Государство должно обладать силой
принуждения, чтобы иметь возможность пресекать устремления отдельных
людей и групп изменить существующий порядок вещей. Консерваторы испы-
тывают уважение к государственным институтам, стабилизирующим общество
и подавляющим «неадаптивные элементы».
* * *
Изложенные постулаты легли в основу консерватизма, который, кстати, ока-
зался чрезвычайно гибким (несмотря на своё название). Конкретное содержа-
7
ние консервативных теорий менялось, конкретно-практические политические
программы консерваторов постоянно переписывались, но консервативный
подход к осмыслению общественно-политических проблем оставался прежним
и основывался на идеях Э. Бёрка. У этих идей обнаружилось одно важное до-
стоинство –их мировоззренческий, а не конкретно-политический характер.
Консерватизм, существенно изменившийся, до сих пор остаётся влиятельным
общественно-политическим течением.
В завершении необходимо предостеречь от смешения (и тем более –отож-
дествления) рафинированного модернизированного (если угодно –«буржуаз-
ного») западного консерватизма со средневековым и (или) азиатским традици-
онализмом.
Конец XVIII века в Британии –начало промышленного переворота, период
упрочения политической власти и социально-экономического влияния бур-
жуазии и обуржуазившейся аристократии. Ранний капитализм («капитализм
свободной конкуренции» или «дикий капитализм») ещё не превратился в моно-