Политические учения XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:57, реферат

Описание

XIX столетие – эпоха торжества буржуазных отношений в передовых

странах Европы и Северной Америки. Капитализм вызвал к жизни огромное

множество новых социально-политических и культурных феноменов, в том

числе индустриализацию и урбанизацию, научно-техническую революцию и

демографический взрыв, колониальные империи и демократические институ-

ты.

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  УЧЕНИЯ XIX ВЕКА 

ПРЕДИСЛОВИЕ

XIX столетие – эпоха торжества буржуазных отношений в передовых

странах Европы и Северной Америки. Капитализм вызвал к жизни огромное

множество новых социально-политических и культурных феноменов, в том

числе индустриализацию и урбанизацию, научно-техническую революцию и

демографический взрыв, колониальные империи и демократические институ-

ты. В начале XIX века ещё не обнаружились издержки капитализма свободной

конкуренции, поэтому в общественно-политической мысли доминировали

«буржуазные» течения – консерватизм и либерализм. Когда же к середине сто-

летия стало ясно, что дикий капитализм порождает социальную поляризацию и

кризисы перепроизводства, завоёвывают популярность идеи принципиальной

трансформации существующего социально-экономического и политического

строя. Таким образом, «классический» век поставил перед философами про-

блему осмысления существующего – недавно возникшего – порядка, путей его

обновления и возможных альтернативных вариантов развития.

Все политические учения XIX века условно можно разделить на три группы:

консервативные, либеральные и радикальные. Радикализм (прежде всего, марк-

сизм) предусматривал коренную трансформацию капитализма, а консерватизм

и либерализм (при всех их разногласиях) были едины в неприятии радикальных

воззрений. Оппонируя марксизму и пытаясь объяснить (и оправдать) много-

образную западную политическую реальность, либерализм и консерватизм

эволюционировали в течение XIX века, приобрели новую философско-методо-

логическую базу – позитивизм.

Помимо упомянутых «великих» политических доктрин, с последней трети

XIX века начинается разработка «частных» политических концепций, как то:

«теория толп», «теория элит», «политическая психология» и пр. Практически

каждая их этих концепций претендовала на то, чтобы стать решающим аргу-

ментом в теоретико-идеологическом противостоянии старых доктрин. Однако

в начале XX века принципиальная трансформация социально-экономической и

политической систем привела к значительному обновлению интеллектуального

ландшафта политической мысли в развитых странах. Под воздействием таких

мощных импульсов как мировые войны, реформизм, реальный социализм и

информационно-техническая революция политические идеи «классического»

периода трансформировались сначала в современные, а затем –в «постсовре-

менные». Но это уже другая история.

5

Консерватизм –это конгломерат различных общественно-политических

учений, которые с течением времени эволюционировали и видоизменялись.

Поэтому консерватизм –это не какое-либо конкретное политическое учение,

а «умонастроение», комплекс неких базовых мировоззренческих принципов,

роднивших все консервативные концепции. Впервые эти консервативные

принципы были чётко сформулированы в работе Эдмунда Бёрка, который счи-

тается, поэтому, основателем консерватизма.

Э. Бёрк (1729 –1797) –английский мыслитель и политический деятель.

В 1790 г. он издал памфлет «Размышления о революции во Франции», ставший

с тех пор «библией» классического западного консерватизма.

В «Размышлениях…» Э. Бёрк противопоставлял Британию как идеал обще-

ственно-политического устройства и революционную Францию как нежела-

тельный, пагубный альтернативный вариант политического развития.

Сравнивая Англию и Францию, Э. Бёрк не просто сопоставляет две страны

или два национальных характера –он формулирует основные постулаты кон-

серватизма (присущие, по его мнению, англичанам) в противовес революцион-

ными принципами (которые «исповедают французы»).

Итак, каковы же основные революционно-консервативные контрадикции

(противопоставления) Э. Бёрка?

Во-первых, для революционера, полагает Э. Бёрк, абстракция (обобщение,

продукт спекулятивного размышления) выступает как мотив и план переу-

стройства общества и государства. Революционеры готовы ради умозрительной

идеи, ради мечты разрушить существующую социально-политическую систему

и на её руинах создать новую. Этому революционному принципу политического

действия Э. Бёрк противопоставляет консервативный постулат: практика (а не

абстракция) должна являться источником политических мероприятий. Только

практика, практические потребности страны должны ставить цели перед поли-

тиками. Уважение существующего порядка вещей –долг политиков.

Во-вторых, Э. Бёрк доказывает, что революционеру свойственен абстракт-

ный индивидуализированный рационализм. Этому принципу мышления

Э. Бёрк противопоставляет традицию, которая является, по его мнению, квин-

тэссенцией практического опыта многих поколений. Английский мыслитель

разрабатывает т.н. «апологию предрассудков», защищая традиционные нормы,

которые французские революционеры «легкомысленно и самодовольно» трети-

ровали как невежество, предрассудки. Традиция для Э. Бёрка –продукт коллек-

тивного разума, проверенный на практике; тогда как индивидуальный разум не

чужд заблуждениям, причём, порой весьма опасным заблуждениям (что Бёрк

6 и демонстрировал на примере Франции). Традиция, кроме того, –это способ

связи между поколениями, средство накопления позитивного опыта. Традиция

трансформируется в череде поколений, каждое из которых проверяет действен-

ность её норм на практике.

В-третьих, Э. Бёрк указывает, что революционному способу развития

свойственно разрушение преемственности между различными этапами, уни-

чтожение старых форм жизни ради реализации абстрактного идеала. Э. Бёрк

противопоставляет революции эволюцию, которую он называет «медленный

прогресс». Консерватизм, подчёркивает английский мыслитель, не отвергает

изменений как таковых; но с точки зрения консерватизма они возможны лишь

тогда, когда практически необходимы. «Медленный прогресс» предполагает

преемственность –заимствование всего самого лучшего из предшествовавшего

этапа, частичность любых реформ и т.п. Критерием прогрессивности измене-

ний для консерватора является практика, а не степень близости к абстрактному

идеалу (как для революционера). Верность же традициям –это именно тот

якорь, который не позволяет обществу и государству соскользнуть к абстракт-

ным революционным экспериментам.

В-четвёртых, Э. Бёрк полагает, что революционеры ошибочно отождест-

вляют равенство и справедливость, призывая к максимальному равенству как

к естественному положению вещей. Для консерватора, пишет Э. Бёрк, очевид-

но, что общество невозможно без иерархии. Естественный порядок вещей, по

Бёрку, –не абсолютное равенство, а иерархия, где каждый человек занимает

положенное ему место в соответствии с его способностями, энергией, волей,

капиталами и происхождением. Люди не равны от природы: уравнять их –это

значит дать одним (худшим из людей) то, чего они не заслуживают, и отнять у

других (лучших) то, что им принадлежит по праву.

В-пятых, с точки зрения революционера, свобода –это ценность внеистори-

ческая и универсальная, к которой стремятся все люди и народы во все времена,

вне зависимости от уровня развития и культурных традиций. Э. Бёрк полагает

такой подход неверным. Свобода, по его мнению, –не некий абсолютный идеал,

а историческое состояние, подходящие для одних народов в одни времена, и не

подходящее (или даже вредное) для других народов в другие эпохи.

Наконец, в-шестых, Э. Бёрк порицает революционеров за презрение к госу-

дарственной власти как к угрозе для свободы. Для Э. Бёрка государство –га-

рант свободы в рамках правового поля. Государство –носитель традиции,

выразитель коллективного разума народа. Государство должно обладать силой

принуждения, чтобы иметь возможность пресекать устремления отдельных

людей и групп изменить существующий порядок вещей. Консерваторы испы-

тывают уважение к государственным институтам, стабилизирующим общество

и подавляющим «неадаптивные элементы».

* * *

Изложенные постулаты легли в основу консерватизма, который, кстати, ока-

зался чрезвычайно гибким (несмотря на своё название). Конкретное содержа-

7

ние консервативных теорий менялось, конкретно-практические политические

программы консерваторов постоянно переписывались, но консервативный

подход к осмыслению общественно-политических проблем оставался прежним

и основывался на идеях Э. Бёрка. У этих идей обнаружилось одно важное до-

стоинство –их мировоззренческий, а не конкретно-политический характер.

Консерватизм, существенно изменившийся, до сих пор остаётся влиятельным

общественно-политическим течением.

В завершении необходимо предостеречь от смешения (и тем более –отож-

дествления) рафинированного модернизированного (если угодно –«буржуаз-

ного») западного консерватизма со средневековым и (или) азиатским традици-

онализмом. 
 

Конец XVIII века в Британии –начало промышленного переворота, период

упрочения политической власти и социально-экономического влияния бур-

жуазии и обуржуазившейся аристократии. Ранний капитализм («капитализм

свободной конкуренции» или «дикий капитализм») ещё не превратился в моно-

Информация о работе Политические учения XIX века