Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:57, реферат
XIX столетие – эпоха торжества буржуазных отношений в передовых
странах Европы и Северной Америки. Капитализм вызвал к жизни огромное
множество новых социально-политических и культурных феноменов, в том
числе индустриализацию и урбанизацию, научно-техническую революцию и
демографический взрыв, колониальные империи и демократические институ-
ты.
полистический; государство в то время воздерживалось от вмешательства в
экономическую жизнь и социальные отношения. На этом фоне складывались
социально-политические учения, ориентированные на развитие и укрепление
буржуазных институтов.
Именно английский либерализм стал знаменем восходящего класса соб-
ственников. Требования правопорядка, демократизации, неприкосновенности
собственности и невмешательства государства в социально-экономическую
сферу –все эти принципы либерального учения сделали его весьма выгодным
для буржуазии и части среднего класса, то есть для тех слоёв, которые были
заинтересованы в создании стабильных благоприятных условий для своей хо-
зяйственной деятельности.
Либеральная идеология, как и консерватизм, помимо прочего, стала от-
ветом буржуазного общества на леворадикальные концепции Великой Фран-
цузской революции (якобинизм и пр.). Просветительские концепции обще-
ственного договора и естественных прав многие либералы считали опасным
заблуждением, поскольку эти идеи были «дискредитированы» в ходе револю-
ционно-просветительского эксперимента во Франции.
Либерализм модифицировался на протяжении всего XIX столетия, поэтому
либеральные концепции начала века следует считать классическими, «исходны-
ми». Важнейшую роль в разработке либерализма сыграл английский мыслитель
Иеремия (Джереми) Бентам (1748 –1832). Его труды –квинтэссенция классиче-
ского либерализма. И. Бентам –основатель философского учения, называемого
«утилитаризм».
8 С ц а ь а к н е ц яБ н а а Политические воззрения И.Бентама являлись развитием его представлений
об обществе и индивиде.
Исходный тезис социальной концепции И. Бентама: государство и обще-
ство разделены и противопоставлены. Как правило, чем слабее государство,
тем сильнее общество, и наоборот.
Общество состоит из независимых субъектов. Основа их независимости – обладание собственностью.
Главная цель членов общества –эгоистическое стремление к личному благу,
извлечение индивидуальной выгоды (отсюда название философского учения
И. Бентама –«утилитаризм»). Именно личное счастье, выгода (которые легче
всего измерить суммой личных доходов) являются основой человеческих взаи-
моотношений. Поэтому единственная связь, которая объединяет людей, –«на-
личный платёж», то есть рыночные отношения, в которые вступают люди для
обмена услугами и товарами с целью извлечения обоюдной выгоды.
Таким образом, И. Бентам абсолютизировал индивидуальную свободу,
стремление к реализации частного интереса. Причём, общественное благо, об-
щее счастье рассматривалось им как простая математическая сумма счастья и
благ каждого индивида. Отсюда следовал вывод: тóобщество является наиболее
благоустроенным и счастливым, в котором созданы наиболее благоприятные
условия для максимальной реализации частных эгоистических интересов.
Этот тезис явно не соответствует действительности. Последователи
И. Бентама пытались пересмотреть данное положение и найти в рамках либе-
ральной доктрины способы гармонизации частного и общего интересов. Одна-
ко вернёмся к самому И. Бентаму.
П л т ч с а к н е ц яБ н а а Какова же роль государства в системе представлений классического либе-
рализма?
Государство –это средство достижения личного счастья, умножения благ
всех и каждого члена общества. Это счастье индивид может достичь лишь само-
стоятельно и лишь будучи независимым субъектом социально-экономических
отношений. Поэтому всякое вмешательство государства в социальную жизнь
воспринимается И. Бентамом как зло, ибо в любом случае ограничивает инди-
видуальную свободу и уменьшает, таким образом, возможности достижения
частного и всеобщего блага. Вмешательство государства возможно лишь как
«меньшее зло», то есть как зло ради предотвращения ещё большего зла.
Единственная функция государства, по Бентаму, –охрана личной непри-
косновенности и частной собственности (как основ независимости и свобо-
ды) от внешних и внутренних посягательств. И всё. Государство не должно
вмешиваться в частную жизнь, в хозяйственную деятельность, в социальные
отношения (например,
в отношения между рабочими и работодателями).
§ 1. Основные направления
западноевропейской политико-юридической
мысли
Общественно-политическая
жизнь Западной Европы первой половины
XIX столетия проходила под знаком
дальнейшего утверждения и
У него оказалось
много противников. Водворение буржуазного,
капиталистического уклада жизни встретили
в штыки дворянско-
Утверждавшийся
в Западной Европе капиталистический
строй обрел свою идеологию в
либерализме. В XIX в. он был очень
влиятельным политическим и интеллектуальным
течением. Его приверженцы имелись
в разных общественных группах. Но социальной
базой ему служили, конечно, в первую
очередь предпринимательские (промышленные
и торговые) круги, часть чиновничества,
лица свободных профессий, университетская
профессура.
Концептуальное
ядро либерализма образуют два основополагающих
тезиса. Первый: личная свобода, свобода
каждого индивида и частная собственность
суть наивысшие социальные ценности. Второй:
реализация данных ценностей обеспечивает
не только раскрытие всех творческих потенций
личности и ее благополучие, но одновременно
ведет к расцвету общества в целом и его
государственной организации. Вокруг
этого концептуального, смыслообразующего
ядра концентрируются другие элементы
либеральной идеологии. Среди них непременно
находятся представления о рациональном
устройстве мира и прогрессе в истории,
об общем благе и праве, конкуренции и
контроле. В числе таких элементов безусловно
присутствуют идеи правового государства,
конституционализма, разделения властей,
представительства, самоуправления и
т.п.
Пик распространения
консерватизма пришелся на первую треть
прошлого столетия. В отличие от социализма
и либерализма консерватизм не имел столь
определенно очерченного и устойчивого
концептуального ядра. Вот почему здесь
не будут рассмотрены политико-юридические
идеи собственно консервативного толка.
Тем не менее надлежит знать тех, кто в
свое время приобрел известность благодаря
их выдвижению и разработке. Во французской
политической литературе это Жозеф де
Местр (1753–1821) и Луи де Бональд (1754–1840),
в немецкой – Людвиг фон Галлер (1768–1854)
и Адам Мюллер (1778–1829).
В описаниях
общего хода развития западноевропейской
политико-юридической мысли XIX в. обычно
приводится также характеристика взглядов
крупного французского социолога Огюста
Конта (1798–1857). Его воззрения непосредственно
на государство и право сколько-
На обществоведение
XIX в. (в том числе на науку о
государстве и праве) определенное
влияние оказали (в первую очередь
в методологическом плане) контовские
идеи о необходимости для
Целостная и
полная картина эволюции западноевропейской
политико-юридической мысли
§ 2. Английский
либерализм
Последняя треть
XVIII в. – время, когда Англия быстро
превращалась по главным показателям
общественного развития в ведущую
капиталистическую державу мира. Многие
факторы содействовали этому обстоятельству
и многие характерные явления сопутствовали
ему. Английская политико-правовая мысль
по-своему описывала, объясняла и оправдывала
происходившие в стране крупные социально-исторические
перемены. Едва ли не центральной сделалась
в обществоведении тема благодетельной
роли частной собственности, ее защиты
и поощрения, тема активизма индивида,
гарантий неприкосновенности сферы частной
жизнедеятельности людей и т.п.
Возобладало убеждение,
что поступками индивида как частного
собственника движут как спонтанные импульсы,
так и преднамеренный трезвый расчет на
извлечение из своих действий максимальной
личной пользы. Расчет мог иметь широкий
диапазон: от стремления удовлетворить
сугубо эгоистический, исключительно
индивидуальный интерес до желания разумно
сочетать собственную позицию с позицией
других индивидов, других членов общества
с тем, чтобы в рамках достижения совместного,
общего блага добиваться удовлетворения
собственных потребностей.
В развитие такого
рода представлений заметный вклад внес
Иеремия Бентам (1748–1832). Он явился родоначальником
теории утилитаризма, вобравшей в себя
ряд социально-философских идей Гоббса,
Локка, Юма, французских материалистов
XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха). Отметим четыре
постулата, лежащих в ее основе. Первый:
получение удовольствия и исключение
страдания составляют смысл человеческой
деятельности. Второй: полезность, возможность
быть средством решения какой-либо задачи
– самый значимый критерий оценки всех
явлений. Третий: нравственность создается
всем тем, что ориентирует на обретение
наибольшего счастья (добра) для наибольшего
количества людей. Четвертый: максимизация
всеобщей пользы путем установления гармонии
индивидуальных и общественных интересов
есть цель развития человечества.