Политические учения XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:57, реферат

Описание

XIX столетие – эпоха торжества буржуазных отношений в передовых

странах Европы и Северной Америки. Капитализм вызвал к жизни огромное

множество новых социально-политических и культурных феноменов, в том

числе индустриализацию и урбанизацию, научно-техническую революцию и

демографический взрыв, колониальные империи и демократические институ-

ты.

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

полистический; государство в то время воздерживалось от вмешательства в

экономическую жизнь и социальные отношения. На этом фоне складывались

социально-политические учения, ориентированные на развитие и укрепление

буржуазных институтов.

Именно английский либерализм стал знаменем восходящего класса соб-

ственников. Требования правопорядка, демократизации, неприкосновенности

собственности и невмешательства государства в социально-экономическую

сферу –все эти принципы либерального учения сделали его весьма выгодным

для буржуазии и части среднего класса, то есть для тех слоёв, которые были

заинтересованы в создании стабильных благоприятных условий для своей хо-

зяйственной деятельности.

Либеральная идеология, как и консерватизм, помимо прочего, стала от-

ветом буржуазного общества на леворадикальные концепции Великой Фран-

цузской революции (якобинизм и пр.). Просветительские концепции обще-

ственного договора и естественных прав многие либералы считали опасным

заблуждением, поскольку эти идеи были «дискредитированы» в ходе револю-

ционно-просветительского эксперимента во Франции.

Либерализм модифицировался на протяжении всего XIX столетия, поэтому

либеральные концепции начала века следует считать классическими, «исходны-

ми». Важнейшую роль в разработке либерализма сыграл английский мыслитель

Иеремия (Джереми) Бентам (1748 –1832). Его труды –квинтэссенция классиче-

ского либерализма. И. Бентам –основатель философского учения, называемого

«утилитаризм».

8 С ц а ь а  к н е ц яБ н а а Политические воззрения И.Бентама являлись развитием его представлений

об обществе и индивиде.

Исходный тезис социальной концепции И. Бентама: государство и обще-

ство разделены и противопоставлены. Как правило, чем слабее государство,

тем сильнее общество, и наоборот.

Общество состоит из независимых субъектов. Основа их независимости – обладание собственностью.

Главная цель членов общества –эгоистическое стремление к личному благу,

извлечение индивидуальной выгоды (отсюда название философского учения

И. Бентама –«утилитаризм»). Именно личное счастье, выгода (которые легче

всего измерить суммой личных доходов) являются основой человеческих взаи-

моотношений. Поэтому единственная связь, которая объединяет людей, –«на-

личный платёж», то есть рыночные отношения, в которые вступают люди для

обмена услугами и товарами с целью извлечения обоюдной выгоды.

Таким образом, И. Бентам абсолютизировал индивидуальную свободу,

стремление к реализации частного интереса. Причём, общественное благо, об-

щее счастье рассматривалось им как простая математическая сумма счастья и

благ каждого индивида. Отсюда следовал вывод: тóобщество является наиболее

благоустроенным и счастливым, в котором созданы наиболее благоприятные

условия для максимальной реализации частных эгоистических интересов.

Этот тезис явно не соответствует действительности. Последователи

И. Бентама пытались пересмотреть данное положение и найти в рамках либе-

ральной доктрины способы гармонизации частного и общего интересов. Одна-

ко вернёмся к самому И. Бентаму.

П л т ч с а  к н е ц яБ н а а Какова же роль государства в системе представлений классического либе-

рализма?

Государство –это средство достижения личного счастья, умножения благ

всех и каждого члена общества. Это счастье индивид может достичь лишь само-

стоятельно и лишь будучи независимым субъектом социально-экономических

отношений. Поэтому всякое вмешательство государства в социальную жизнь

воспринимается И. Бентамом как зло, ибо в любом случае ограничивает инди-

видуальную свободу и уменьшает, таким образом, возможности достижения

частного и всеобщего блага. Вмешательство государства возможно лишь как

«меньшее зло», то есть как зло ради предотвращения ещё большего зла.

Единственная функция государства, по Бентаму, –охрана личной непри-

косновенности и частной собственности (как основ независимости и свобо-

ды) от внешних и внутренних посягательств. И всё. Государство не должно

вмешиваться в частную жизнь, в хозяйственную деятельность, в социальные

отношения (например, в отношения между рабочими и работодателями).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1. Основные направления  западноевропейской политико-юридической мысли 

Общественно-политическая жизнь Западной Европы первой половины XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения  буржуазных порядков в данном регионе  мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, Голландия и др. Наиболее значительные идеологические течения, сформировавшиеся в то время и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому историческому процессу. Французская буржуазная революция конца XVIII в. сообщила мощный импульс развитию капитализма в Европе. 

У него оказалось  много противников. Водворение буржуазного, капиталистического уклада жизни встретили  в штыки дворянско-аристократические, феодально-монархические круги, терявшие былые привилегии и желавшие реставрации старого, добуржуазного порядка. Комплекс их идей квалифицируется как консерватизм (в разных его вариантах). Яростно осуждали капиталистические порядки и представители совсем другого, нежели консерваторы, социального лагеря. Последний составляли пролетаризирующиеся массы тружеников, разорявшиеся мелкие собственники и т.д. Капиталистическая система ввергла тогда эти слои в бедственное положение. Спасение виделось им в тотальном отказе от мира цивилизации, основанного на частной собственности, и установлении общности имуществ. Такую антикапиталистическую позицию выражал социализм. Своеобразно выглядела программа еще одного идеологического течения – анархизма. Не все из его сторонников являлись врагами буржуазии и частной собственности. Однако практически единодушно выступали они против государства вообще (любого типа и любой формы), усматривая в нем самую главную причину всех общественных зол Соответственно отвергались ими капиталистическая государственность, буржуазное законодательство и т.д. 

Утверждавшийся  в Западной Европе капиталистический  строй обрел свою идеологию в  либерализме. В XIX в. он был очень  влиятельным политическим и интеллектуальным течением. Его приверженцы имелись  в разных общественных группах. Но социальной базой ему служили, конечно, в первую очередь предпринимательские (промышленные и торговые) круги, часть чиновничества, лица свободных профессий, университетская профессура. 

Концептуальное  ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый: личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Второй: реализация данных ценностей обеспечивает не только раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального, смыслообразующего ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них непременно находятся представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов безусловно присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и т.п. 

Пик распространения  консерватизма пришелся на первую треть  прошлого столетия. В отличие от социализма и либерализма консерватизм не имел столь определенно очерченного и устойчивого концептуального ядра. Вот почему здесь не будут рассмотрены политико-юридические идеи собственно консервативного толка. Тем не менее надлежит знать тех, кто в свое время приобрел известность благодаря их выдвижению и разработке. Во французской политической литературе это Жозеф де Местр (1753–1821) и Луи де Бональд (1754–1840), в немецкой – Людвиг фон Галлер (1768–1854) и Адам Мюллер (1778–1829). 

В описаниях  общего хода развития западноевропейской политико-юридической мысли XIX в. обычно приводится также характеристика взглядов крупного французского социолога Огюста Конта (1798–1857). Его воззрения непосредственно  на государство и право сколько-нибудь значительного интереса не представляют. В работе «Система позитивной политики» (1851–1854) он изложил свой проект желательной социальной организации общества, построенной на принципах позитивизма, создателем коего считал себя О. Конт. Такой организацией должна была стать ассоциация, корпоративная по своему духу и порядку. Духовный авторитет в ней принадлежал бы философам, власть и материальные возможности – капиталистам, пролетариату же вменялась обязанность трудиться. Из политических мыслителей прошлого О. Конт более всего ценил Аристотеля и Т. Гоббса. 

На обществоведение XIX в. (в том числе на науку о  государстве и праве) определенное влияние оказали (в первую очередь  в методологическом плане) контовские идеи о необходимости для исследователя  стремиться к строго положительному, основанному на фактах знанию, выявлять закономерности исторического процесса, изучать социальные институты и структуры. Полезными в научно-познавательном плане являлись контовское понимание общества в качестве организма, органического целого, разграничение законов функционирования и законов развития общества, поиски факторов интеграции и стабильности общества и т.п. 

Целостная и  полная картина эволюции западноевропейской политико-юридической мысли первой половины XIX в. гораздо шире и многокрасочнее той, что самым лапидарным способом изображена на предшествующих страницах. Знакомясь с основными направлениями этой мысли, надо всякий раз рассматривать каждое из них не в изоляции от остальных, поскольку реально они существовали в одном и том же историческом времени и воздействовали (прямо либо косвенно) друг на друга. 
 
 

§ 2. Английский либерализм 

Последняя треть XVIII в. – время, когда Англия быстро превращалась по главным показателям  общественного развития в ведущую  капиталистическую державу мира. Многие факторы содействовали этому обстоятельству и многие характерные явления сопутствовали ему. Английская политико-правовая мысль по-своему описывала, объясняла и оправдывала происходившие в стране крупные социально-исторические перемены. Едва ли не центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной собственности, ее защиты и поощрения, тема активизма индивида, гарантий неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей и т.п. 

Возобладало убеждение, что поступками индивида как частного собственника движут как спонтанные импульсы, так и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы. Расчет мог иметь широкий диапазон: от стремления удовлетворить сугубо эгоистический, исключительно индивидуальный интерес до желания разумно сочетать собственную позицию с позицией других индивидов, других членов общества с тем, чтобы в рамках достижения совместного, общего блага добиваться удовлетворения собственных потребностей. 

В развитие такого рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748–1832). Он явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха). Отметим четыре постулата, лежащих в ее основе. Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества. 

Информация о работе Политические учения XIX века