Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:57, реферат
XIX столетие – эпоха торжества буржуазных отношений в передовых
странах Европы и Северной Америки. Капитализм вызвал к жизни огромное
множество новых социально-политических и культурных феноменов, в том
числе индустриализацию и урбанизацию, научно-техническую революцию и
демографический взрыв, колониальные империи и демократические институ-
ты.
Если порядок,
основанный на свободе,– непременное
условие прогресса, то залогом прочности
и стабильности самого порядка является,
по Миллю, хорошо устроенная и правильно
функционирующая государственность. Ее
наилучшей формой, идеальным типом он
считает представительное правление,
при котором «весь народ или по меньшей
мере значительная его часть пользуется
через посредство периодически избираемых
депутатов высшей контролирующей властью...
этой высшей властью народ должен обладать
во всей ее полноте». В силу обладания
такой властью, базирующейся на праве
всех людей участвовать в общем управлении,
народ «должен руководить, когда ему это
захочется, всеми мероприятиями правительства».
В рассуждениях
о представительном правлении Милль
проводит одну из главных своих политических
идей – идею непосредственной причастности
народа к устройству и деятельности
государства, ответственности народа
за состояние государственности. Представительное
правление учреждается по выбору народа,
предрасположенного принять данную государственную
форму. Это во-первых. Во-вторых, «народ
должен иметь желание и способность выполнить
все необходимое для ее поддержки». Наконец,
в-третьих, «этот народ должен иметь желание
и способность выполнять обязанности
и функции, возлагаемые на него этой формой
правления».
Целей у хорошо
устроенной и правильно функционирующей
государственности несколько: защита
интересов личности и собственности,
содействие росту благосостояния людей,
увеличение положительных социальных
качеств в индивиде. «Лучшим правительством
для всякого народа будет то, которое сможет
помочь народу идти вперед».
Есть еще один
существенный отличительный признак
хорошо организованного и правильно
функционирующего государства – качество
государственного механизма, совокупности
соответствующих политических установлении.
Достоинство такого механизма Милль связывает,
в частности, с его устройством на основе
принципа разделения властей. Автор «Представительного
правления» – сторонник четкого разграничения
их компетенции, особенно компетенции
законодательной и исполнительной властей.
Законодательная власть в лице парламента
призвана заниматься, естественно, законотворчеством.
Но не им одним. Ей надлежит осуществлять
наблюдение и контроль над правительством,
отстранять «от должности людей, составляющих
правительство, если они злоупотребляют
своими полномочиями или выполняют их
противоположно ясно выраженному мнению
нации. Кроме того, парламент обладает
еще другой функцией – служить для нации
местом выражения жалоб и различнейших
мнений». Милль отмечает и негативные
тенденции, свойственные деятельности
парламентов, вообще представительных
собраний: в них «всегда сильно стремление
все более и более вмешиваться в частности
управления».
Однако задачи
управления не их задачи. Они должны
решаться администрацией. Так, «центральная
административная власть должна- наблюдать
за исполнением законов и, если законы
не исполняются надлежащим образом-,
должна обращаться к суду для восстановления
силы закона, или к избирателям для устранения
от должности лица, не исполняющего законы
как следует».
Миллевский либерализм
стоит, таким образом, не только на страже
индивидуальной свободы, прав личности,
но и выступает за организацию
самого государственного механизма на
демократических и правовых началах. Отсюда
понятно, что концепция правового государства
является одним из необходимых органических
воплощений либеральной политико-юридической
мысли.
Для нее также характерна и традиционная постановка вопроса о направлениях и границах деятельности аппарата государственной власти, об объеме выполняемых им функций. Сама постановка подобного вопроса была исторически обусловлена.
Ее мотивировало
стремление социальных сил, заинтересованных
в утверждении буржуазного миропорядка,
в сокрушении всевластия абсолютистско-монархических
режимов, которые жестко регламентировали
общественную жизнь, сковывали свободу
индивида, частную инициативу, личный
почин.
Проблема определения
тех сфер человеческой деятельности,
которые должны быть объектами государственного
воздействия и на которые должна непосредственно
распространяться власть государства,
для Милля в числе приоритетных и актуальных.
Анализ ее приводит Милля к ряду важных
выводов. Он убеждается в том, что «правительственные
функции меняются, следуя различным состояниям
общества: они обширнее у отсталого народа,
чем у передового». Другой его вывод не
менее значим как в теоретическом, так
и в методологическом отношениях: «общепризнанные
функции государственной власти простираются
далеко за пределы любых ограничительных
барьеров, и функциям этим вряд ли можно
найти некое единое обоснование и оправдание,
помимо соображений практической целесообразности.
Нельзя также отыскать какое-то единое
правило для ограничения сферы вмешательства
правительства, за исключением простого,
но расплывчатого положения о том, что
вмешательство это следует допускать
при наличии особо веских соображений
практической целесообразности».
Ясно понимая
объективную необходимость
Когда государство
подменяет своей собственной
чрезмерной деятельностью свободную
индивидуальную (и коллективную) деятельность
людей, активные усилия самого народа,
тогда закономерно начинают удовлетворяться
прежде всего интересы государственной
бюрократии, а не управляемых, не народа.
Однако еще большее зло заключается в
том, что в результате такой подмены народ
поражается болезнью социальной пассивности,
его охватывают настроения иждивенчества.
В нем убивается дух свободы, парализуется
сознание личного достоинства, чувство
ответственности за происходящее вокруг.
При подобном обороте дела общество в
гражданско-нравственном плане неизбежно
деградирует. За этим наступает и деградация
государственности. Либерал Милль был
решительно против такой перспективы.
43. Теория естественного
права.
Основной тезис
теории естественного права (Гроций,
Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.)
заключается в том, что наряду с правовыми
нормами, установленными государством,
право включает в себя также естественное
право. Последнее понимается как совокупность
прав, которыми все люди обладают от природы
в силу самого факта своего рождения: право
на жизнь, свободу, равенство, частную
собственность, право быть счастливым
и т.д. Государство не может посягать на
эти естественные и неотъемлемые права
человека.
Возникновение
естественно-правовой теории связано
с развитием революционной
Естественно-правовая
теория весьма наглядно демонстрирует
идейно-ценностный подход к пониманию
такого явления, как право. Однако в период
борьбы буржуазии за власть, становления
и развития основных принципов буржуазной
законности эта теория сыграла определенную
прогрессивную роль. Не случайно в тех
или иных модификациях она сохраняет свое
значение и сегодня.
Согласно теории
возрожденного естественного
В рамках теории
возрожденного естественного
Неотомизм —
по существу, новейшая интерпретация средневекового
учения Фомы Аквинского. Рассматривая
вопрос о природе, сущности права, неотомистская
теория пытается найти основные права
в мировом порядке, согласующемся с религиозными
догматами, вечным законом, высшим божественным
разумом. Божественный закон призван устранять
несовершенство человеческого, положительного
закона, если он расходится с естественным
правом. Сторонники неотомизма подчеркивают
превосходство естественного права над
правом человеческим, позитивным, то есть
установленным государством. При этом
они отмечают, что право частной собственности,
хотя и имеет государственное происхождение,
не противоречит естественному праву.
"Светская"
доктрина естественного права
исходит из этической
Позитивизм —
направление юриспруденции, которое,
фетишизируя словесно-
Юридико-позитивистские
концепции, воспринимающие
Действительно,
текстуальная форма права — необходимый
его атрибут, однако полное отождествление
права как сложнейшего
9. Теории естественного
права
Подобно классическим
учениям XVII—XVIII вв. современные естественно-правовые
теории признают существование наряду
с позитивным правом (законами и обычаями)
идеального порядка отношений между людьми.
Этот высший нормативный порядок и называют
естественным правом. Согласно таким взглядам
законы государства являются действительными
и легитимными лишь в том случае, если
они соответствуют идеальному праву.
Виднейший представитель
современного томизма — французский
философ и общественный деятель
Жак Маритен (1882—1973). Известность
пришла к нему в 30-е гг., когда он
преподавал в США и Канаде и приложил немало
усилий к тому, чтобы укрепить позиции
католицизма на американском континенте.
В 1945—1948 гг. Маритен был послом Франции
в Ватикане, участвовал в подготовке проектов
Всеобщей декларации прав человека. Главные
его сочинения по проблемам социально-политической
теории — "Интегральный гуманизм",
"Права человека и естественный закон",
"Человек и государство".
Концепция Маритена,
как и концепция других последователей
неотомизма, построена на соединении
традиционных для религиозной философии
представлений о божественном происхождении
государства и права с положениями современной
науки, принципами историзма, идеями развития
культуры и социальной обусловленности
политики. Философ стремился выработать
"интегральную" доктрину, открытую
для гуманистических и демократических
воззрений современной эпохи. В своих
трудах Маритен проводил различие между
первопричиной социальных институтов
(усматривая таковую в боге) и реальной
детерминацией происходящих в обществе
событий. "Проистекая всецело от народа,
власть изначально происходит от Бога",
— писал он. Учение Маритена представляло
собой не что иное, как один из вариантов
модернизации социальной теории католицизма
применительно к условиям высокоразвитого
индустриального общества.
Наконец, социальные
права человека (права трудящегося)
охватывают: право на труд, право
объединения в профсоюзы, право
на справедливую заработную плату, право
на социальное обеспечение в случае
безработицы или болезни, по старости
и т.п. Трудящиеся вправе участвовать,
при наличии соответствующих условий,
в управлении предприятием, стать его
совладельцем. Признание социальных прав
личности наряду с правом частной собственности
позволяет, считал Маритен, избежать пороков
как капитализма, так и социализма. Философ
отстаивал идеи "третьего пути" развития
общества.