Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:16, контрольная работа
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
Введение
Глава 1. Политический режим. Типология политических режимов
§1. Политический режим
§2. Недемократические политические режимы
§3. Демократические политические режимы
Глава 2. Политические режимы советского государства
§1. Ленинско-большевистский политический режим
§2. Сталинско-большевистский политический режим
§3. Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим
§4. Авторитарно-либеральный режим
Глава 3. Политический режим в современной России
§1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России
§2. Осуществление власти в современной России
§3. Будущее нынешнего политического режима
Заключение
Литература
Политический режим
и его эволюция в современной
России
Содержание
Введение
Глава 1. Политический
режим. Типология политических режимов
§1. Политический режим
§2. Недемократические
политические режимы
§3. Демократические
политические режимы
Глава 2. Политические
режимы советского государства
§1. Ленинско-большевистский
политический режим
§2. Сталинско-большевистский
политический режим
§3. Десталинизация.
Номенклатурно-коммунистический режим
§4. Авторитарно-либеральный
режим
Глава 3. Политический
режим в современной России
§1. Соотношение политической
системы и политического режима
в современной России
§2. Осуществление
власти в современной России
§3. Будущее нынешнего
политического режима
Заключение
Литература
Введение
Политический режим
означает совокупность приемов, методов,
форм, способов осуществления политической
государственной власти в обществе,
характеризует степень
Режим - управление,
совокупность средств и методов
осуществления экономической и
политической власти господствующего
класса1.
В современном мире
можно говорить о 140-160 режимах, которые
незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ
Аристотель дает два критерия, по которым
можно провести классификацию:
по тому, в чьих
руках власть;
по тому, как эта
власть используется.
«Правильные» формы
государства: монархия (власть одного
человека), аристократия (власть в руках
немногих «лучших»), полития (власть большинства
из средних в имущественном отношении
людей).
«Неправильные» формы
государства те, при которых стоящие
у власти люди действуют в собственных
интересах, не заботясь о благе общества.
К «неправильным» формам относятся:
тирания (власть в руках тирана),
олигархия (у власти имущее меньшинство)
и демократия (контроль общества над
властью).
Демократия понималась
как форма государства, в котором
власть принадлежит всем или большинству
свободных граждан, подчиняющихся
закону. Такое представление о
демократии сохранялось вплоть до конца
1868 года, а со времен Великой французской
революции понятие демократии стало
применяться не к формам, а к
принципам политического
Функционирующая в
России общественно-политическая система
во многом не отвечает общепринятым критериям
демократии, важнейшие из которых -
репрезентативность власти и ее ответственность
перед обществом, наличие действенного
общественного контроля за властью.
Аналитики характеризуют эту систему
терминами «авторитарная демократия»,
«режимная система», связывая ее возникновение
со слабостью государства и незрелостью
гражданского общества3.
Особенностью современного
развития России является возникновение
режима, для которого интересы государства
и общества не совпадают. Это означает,
что общественная власть на этом этапе
не имеет эффективной политической
структуры. Такой режим политологи
называют гибридным или переходным.
Обладая признаками демократии, он
еще не является демократическим.
Россия получила
в наследство правление коммунистической
партии и ограниченную автономию
в составе Советского государства.
В результате сложилась ситуация,
когда в государственных
Напряжение между
государством и политическим режимом
является также напряжением между
формальными и неформальными
политическими отношениями, между
законом и политикой, между институционализированной
и персонифицированной политической властью.
За формальным фасадом демократической
политики, проводимой на уровне государства,
режим считал себя в основном свободным
от подлинно демократической отчетности
и контроля со стороны общества. Систему,
сложившуюся при Б. Ельцине можно назвать
«режимно-государственной», при которой
в центре режима находился президент с
большим объемом полномочий. Результатом
такой политической практики явилось
ослабление государства, не способного
утвердить принципы конституциональной
независимости политической системы от
существующего режима2.
Глава 1. Политический
режим. Типология политических режимов
§1. Политический режим
Государственная система
обеспечивает не только стабилизацию
и формализацию политических отношений.
Государство одновременно является
и ареной острой борьбы за власть политических
партий и группировок. Государственная
политика отражает определенные идеологические
ориентиры, связана с теми или
иными социальными интересами. Решение
задач государственной политики
может достигаться совершенно разными
методами, на основе тесного взаимодействия
с институтами гражданского общества
или, напротив, вопреки их влиянию. Для
характеристики всех этих аспектов функционирования
государственной системы служит
понятие «политический режим».
Политический режим
- это система методов, приемов, форм
осуществления политических отношений
в обществе, т.е. способ функционирования
всей политической системы общества,
особая политическая атмосфера, которая
создается в ходе взаимодействия
государственной власти со всеми
другими политическими силами и
институтами гражданского общества.
В узком смысле под политическим
режимом можно иметь в виду
государственный режим, т.е. совокупность
приемов и методов
Политическая режим
не зависит напрямую от формы правления
или способа территориально-
Обычно выделяют
два основных типа политических режимов:
1. Недемократические
политические режимы. Тоталитарный
и авторитарный.
2. Демократический
политический режим.
Основанием для
такой классификации является положение
личности в обществе, характер ее взаимоотношений
с государством, тип отношений
власти с оппозицией, способы разрешения
политических конфликтов14.
§2. Недемократические
политические режимы
Авторитаризм монархических
и деспотических режимов носил
традиционный характер и был неразрывно
связан с представлением о сакральном,
высшем происхождении власти, неотчуждаемом
суверенитете монарха. Власть монарха
опиралась на военную силу (служилое
сословие или армию), институты государственной
бюрократии, церковь (духовенство). Но
она не носила насильственный характер.
Легитимность таких режимов, т.е. их
законность, обоснованность притязаний
на власть, всецело определялась господствующей
религиозно-мировоззренческой
Традиционные авторитарные
системы оставляли, по сути, единственный
повод для возникновения
Авторитарные политические
режимы современного типа возникают
в переходный период в обществе,
охваченном процессом модернизации.
Предпосылки для их образования
связаны со специфической ситуацией,
когда традиционные институты общества,
сословные социальные связи, корпоративное
сознание уже разрушены, но институты
гражданского общества только начинают
складываться, индивидуальный, рационализированный
тип человеческого поведения
еще не стал преобладающим. «Авторитарный
синдром» проявляется, прежде всего, в
тех странах, которые либо только
вступили на путь «догоняющего развития»,
либо уже испытали его разрушительное
влияние и всеми силами пытаются
ограничить распространение новаций,
сохранить собственный путь развития
с минимальной долей восприятия
«западного опыта». В этом случае традиционный
тип политической культуры еще оказывает
определяющее влияние на поведение
масс. Отсутствует не только модель
активного гражданского поведения,
но и само стремление «простого человека»
участвовать в политическом процессе.
В массовом сознании основную роль
по-прежнему играют коллективные формы
- идеалы патернализма, религиозные
представления, этические ценности.
Публичная политика вызывает раздражение
и психологическое отторжение. Важно,
что модернизация, разрушая традиционную
структуру общества, создает многочисленные
очаги социальной, этнической, религиозной
конфликтности, но достаточно медленно
формирует институциональные
Отличительной чертой
современного авторитаризма является
стремление государственной элиты
найти моральную опору в
Система вождизма, свойственная
авторитарным диктатурам, предполагает
монополию на власть определенной элитарной
группы, отсутствие у нее юридической
и политической ответственности, полный
или частичный запрет на деятельность
оппозиции, построение высокоцентрализованной
вертикали власти, главными опорами
которой выступают бюрократия, армия
и, зачастую, церковь. Элита носит
закрытый характер, главным способом
ее обновления является кооптация. Политическая
жизнь, таким образом, практически
лишена состязательности и гласности.
Вместе с тем, для авторитарных режимов
не свойственны создание широкомасштабной
репрессионной, террористической системы,
плотный контроль за идеологическим пространством,
монополизация средств массовой информации.
Народные массы в минимальной степени
вовлечены в политический процесс, что
обуславливает неразвитость партийной
системы. Правящий режим, как правило,
не стремится инспирировать создание
проправительственной политической партии.
Если же она существует, то имеет скорее
корпоративный, клановый характер и не
рассчитана на массовое членство, не служит
средством духовной мобилизации народа.
В зависимости от
политических целей авторитарных диктатур
и особенностей правящей элиты можно
выделить несколько разновидностей
подобных режимов. По структуре правящего
блока авторитарные диктатуры делятся
на военные, бюрократические и
Информация о работе Политический режим и его эволюция в современной России