Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:16, контрольная работа
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
Введение
Глава 1. Политический режим. Типология политических режимов
§1. Политический режим
§2. Недемократические политические режимы
§3. Демократические политические режимы
Глава 2. Политические режимы советского государства
§1. Ленинско-большевистский политический режим
§2. Сталинско-большевистский политический режим
§3. Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим
§4. Авторитарно-либеральный режим
Глава 3. Политический режим в современной России
§1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России
§2. Осуществление власти в современной России
§3. Будущее нынешнего политического режима
Заключение
Литература
Эта власть
была далека от совершенства
еще и потому, что подавляла
инакомыслие (непопулярный
Столь же суженной была
категория граждан в
Только к середине
ХХ в., пройдя путь снятия сословных
имущественных и других ограничений,
становятся реальностью равные для
всех слоев общества гражданские
и политические права, в т. ч. всеобщие
выборы в законодательные органы
власти. Современная демократия отличается
от предшествующих исторических моделей
и другими существенными
Современная демократия
включает в себя совокупность демократических
институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих
устойчивость политической системы14.
демократия, как система
народовластия, является универсальной
основой политического развития
человечества в современную эпоху.
Опыт этого развития позволяет выделить
несколько форм демократии:
Прямая демократия
- форма народовластия, основанная на
принятии политических решений непосредственно
всеми без исключения гражданами
(например, в ходе референдума).
Плебисцитарная демократия
- форма народовластия с сильными
авторитарными тенденциями, в рамках
которой лидер режима использует
одобрение масс как основное средство
легитимации своих политических
решений. Историческим предшественником
прямой и плебисцитарной демократии
являлась т. н. «военная демократия», основанная
на элементах родоплеменного и общинного
строя.
Представительная, или
плюралистическая демократия - форма
народовластия, при которой граждане
участвуют в принятии политических
решений не лично, а через своих
представителей, избранных ими и
ответственных перед ними.
Цензовая демократия
- разновидность представительной демократии,
в рамках которой избирательное
право (как основное право, гарантирующее
участие в политическом процессе),
принадлежит ограниченному
При существенных отличиях
этих форм демократии, современный
этап политического развития характеризуется
их постепенным сближением и интеграцией.
Ключевым элементом любого демократического
строя является система партиципации
- народного волеизъявления. Она может
опираться на различные институты, но,
как правило, обязательно подразумевает
образование основных ветвей власти в
ходе всеобщих, тайных и, преимущественно,
прямых выборов, решение наиболее важных
государственных вопросов в ходе референдумов,
действие региональных органов местного
самоуправления. Важнейшей характеристикой
системы партиципации, выявляющей степень
зрелости демократического строя, является
соблюдение свободы слова, печати, деятельности
общественно-политических организаций.
Система народного
представительства является основой
современной демократической
Основным организационным
принципом построения демократической
государственности остается принцип
разделения властей. Независимость
различных ветвей власти основывается
в современном государстве уже
не столько на идее жестких «сдержек
и противовесов», сколько на функциональной
почве, разграничении властных полномочий
и политических функций. Условием обеспечения
демократичности
Гибкость, эффективность
политической системы в условиях
современной демократии обеспечивается
конкурентной, состязательной основой
политического процесса. Демократия
призвана создать условия для удовлетворения
групповых и индивидуальных интересов.
Борьба за их реализацию и определяет
мотивацию политического поведения. Этот
аспект демократии был положен в основу
т. н. рыночной теории демократии. Основные
положения этой теории впервые сформулировал
Й. Шумпетер в книге «Капитализм, коммунизм,
демократия» (1942 г). Продолжая эту линию,
Э. Доунс, Э. Шатшнайдер, А. Вильдавски и
другие политологи отождествляли политический
процесс с обменом в условиях конкуренции
на рынке. Целью каждого участника в данном
случае является максимизация «прибыли
при минимизации издержек». При этом сам
«торг» ведется по определенным, общепринятым
правилам игры. Недопустимость антагонистической
конфликтности между участниками политической
борьбы, ее победителями и проигравшими,
активными и пассивными участниками обеспечивается
правовой основой политического процесса.
Современное демократическое
государство является правовым. Эта
характеристика подчеркивает ключевые
особенности организации и
1. Верховенство права,
господство закона во всех
сферах общественной жизни.
2. Реальность прав
и свобод граждан. Этот
3. Взаимная ответственность
государства и личности. Этот
принцип отражает договорные
начала в отношениях между
государством как носителем
4. Разделение властей
на законодательную, исполнительную
и судебную. Данный принцип имеет целью
исключить монополизацию власти в руках
одного лица, органа или социального слоя
и обеспечить соответствие всей системы
публичной власти требованиям права и
их последовательного соблюдения.
5. Наличие эффективных
форм контроля и надзора за
осуществлением законов. К ним
относятся суд, прокурорский
Само по себе правовое
государство не самоцель, а исторически
и социально обусловленная
Формирование идеи
социальной государственности неразрывно
связано с развитием
Радикализм либеральной
трактовки государственной
Направленность политики
социального государства может
существенно варьироваться. Наиболее
радикальные ее варианты связаны
с проведением патерналистского
курса, возлагающего на государство
ответственность за регулирование
широкого круга общественных отношений
и даже перераспределение общественных
благ во имя социальной справедливости.
Такое социальное государство может
и не быть правовым. Так, например, фашистское
социальное государство признавало
приоритет интересов народа не наряду,
а вопреки правам личности. Правовое
социальное государство, напротив, основано
на верховенстве прав личности. Ответственность
человека перед государством, обществом
и другими людьми рассматривается
в этом случае именно как продолжение
прав того же человека на социальный мир,
справедливость, личную свободу, которая
может быть реальной лишь в сообществе
свободных людей.
Признаками современного
социального государства
1. Демократическая,
правовая организация
2. Признание социальной
ответственности государства.
3. Закрепление в
правовом статусе личности
4. Проведение государственной
политики, основанной на компромиссе
между принципов социальной
5. Социально ориентированная
структура экономики, что
6. Преобладание в
обществе таких ценностных
7. Закрепление основных
принципов социального
Приоритетными направлениями
действий социального государства
являются поддержка социально
Страницы: 1
2
3
Информация о работе Политический режим и его эволюция в современной России