Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:16, контрольная работа
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
Введение
Глава 1. Политический режим. Типология политических режимов
§1. Политический режим
§2. Недемократические политические режимы
§3. Демократические политические режимы
Глава 2. Политические режимы советского государства
§1. Ленинско-большевистский политический режим
§2. Сталинско-большевистский политический режим
§3. Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим
§4. Авторитарно-либеральный режим
Глава 3. Политический режим в современной России
§1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России
§2. Осуществление власти в современной России
§3. Будущее нынешнего политического режима
Заключение
Литература
Тоталитарные политические
режимы представляют собой специфическую
форму авторитарных диктатур ХХ в. Термин
«тоталитаризм» является производным
от понятия «тотальное государство».
Министр просвещения
Формирование тоталитарных
политических режимов в их классической
форме произошло в сравнительно
небольшой группе стран. Причины
этого явления внешне были схожи
с факторами, предопределившими
появление «авторитарного синдрома»
- реакцией общества с полуразрушенными
традиционными структурами на противоречия
процесса модернизации. Но тоталитаризм
мог родиться только в тех странах,
где процесс модернизации уже
в достаточно сильной степени
отразился на состоянии общества,
где его разрушительные последствия
сформировали новый тип массовой
политической психологии. Массы здесь
негативно реагировали на модернизацию
во всех ее проявлениях. Однако объективно
они все в большей степени
оказывались, охвачены системными преобразованиями.
Менялся уклад жизни, характер общественных
ценностей, мотивация социального
поведения. Реальностью становилась
политическая свобода и социальная
независимость, конкурентный, состязательный
образ жизни. При этом большое
количество людей оказывалось внутренне
не готово к этой насильственной трансформации
привычных социальных отношений, к
ответственности за собственную
судьбу, к необходимости постоянного
личного выбора. Не выстраданная, а
подаренная свобода ассоциировалась
скорее с одиночеством, изоляцией, порождала
растерянность и
Мировоззрение и
мироощущение «авторитарной личности»
основывалось на понятиях власти и
силы. Сила привлекала не идеями, которые
она утверждает, а в качестве фактора
стабильности и спокойствия. Бессилие
вызывало презрение и желание
напасть, чтобы скрыть собственную
неуверенность и слабость. Соответственно
раздваивалось и отношение к
власти. Авторитарная личность оказывалась
способна на крайнее бунтарство, если
сталкивалась со «слабым государством»,
но с удивительной легкостью подчинялась
системе сильной и жесткой, приобщение
к которой давало иллюзию собственного
величия. Такие люди оказывались
склонными к полному нигилизму,
будучи уверенными в том, что жизнь
определяется внешними, сторонними силами.
Но они были способны и на глубокую
веру, преданное служение «высшим»
идеям и идеалам. Так рождался
феномен «невостребованной
Тоталитарные
политические режимы обладали
целым рядом общих
1. Общеобязательная
официальная идеология,
2. Монополия на
власть единой массовой партии,
строящейся по олигархическому
признаку и возглавляемой
3. Система террористического
полицейского контроля, который
осуществляется не только над
«врагами народа», но и над
всем обществом.
4. Партийный контроль
над СМИ.
5. Всеобъемлющий
идейно-политический контроль
6. Централизованная
система регулирования
Позднее Бжезинский
сформулировал и более емкое
определение: «Тоталитаризм - это система,
при которой самые совершенные
инструменты политической власти используются
без ограничений
Фашистское государство
можно определить как этакратию
(от фр. «etat» - государство), политическую
систему, где власть государства имеет
подавляющее значение по сравнению с другими
институтами. Но радикальная трансформация
общественного строя, предпринятая фашистами,
не сводилась лишь к созданию некоего
сверхцентрализованного полицейского
государства. Человек рассматривался
фашистской идеологией не в качестве объекта
государственной воли государства, а как
активный субъект политических отношений.
Отрицалась лишь индивидуальная природа
личности, ее противопоставление обществу,
присущее либеральной традиции. Личность
представлялась как неотъемлемая часть
основного социального субъекта - народа.
Человек не призывался к отрешению от
частных интересов, но должен был стремиться
к сочетанию их с преобладающими общенародными
интересами. Основой общественного развития
объявлялась «воля народа» (как реального,
солидарного организма). Государство же
представлялось в качестве основного
института, аккумулирующего энергию, дух
и чаяния народа. «Для нас все в государстве,
ничто человеческое и ли духовное не существует
и тем более не имеет ценности вне государства,
- писал лидер итальянских фашистов Б.
Муссолини, - Государство, как синтез и
единство всех ценностей, истолковывает
и развивает всю народную жизнь, усиливает
ее ритм».
Тотальное фашистское
государство базировалось на системе
вождизма. Опорой для личной власти
вождя, как и в авторитарных диктатурах,
были традиционные институты - армия, бюрократия,
церковь. Но к ним добавляется
фашистская партия, как единственно
законная массовая политическая организация.
Участие в ней не приобретало
широкого характера. Фашистская партия
не создавала разветвленной
Итак, фашистский политический
режим опирался на смешанную государственную
элиту, включавшую как представителей
традиционных властных институтов, так
и выходцев из маргинальной массы, рекрутируемых
фашистской партией. Большинство населения
оказывалось под контролем
Тоталитарная государственно-
Государство, как
система, объединяющая все частные
и групповые интересы, должно было
уступить первенство новому субъекту,
сосредотачивающему волю народа (расы,
трудового класса) к целенаправленному
преобразованию человека и общества.
Таким субъектом властных отношений
становилась тоталитарная партия (отсюда
одно из названий подобных режимов - партократия).
Положение нацисткой партии в Рейхе или
коммунистической в СССР принципиально
отличалось от роли аналогичных партий
в фашистских государственных системах.
НСДАП и ВКП (б) (позднее - КПСС) приобрели
полную монополию политической власти,
подчиняя другие вертикальные институты
(армию, бюрократию) или вытесняя их (церковь).
Вся система государственного управления
значительно унифицировалась. Сокращалось
действие принципа коллегиальности, усиливалась
вертикальная субординация. Внутренняя
структура партии становилась основой
для дублирующей системы территориально-политического
устройства (гау в Германии, партийные
комитеты в СССР).
Совершенно особую
форму приобретала система
Партийно-государственная
структура нацистского и
Историческая природа
тоталитарных обществ очевидна - они
стали ответом на общий кризис
индустриальной цивилизации, столкнувшейся
с ограниченностью классической
либеральной концепции, с негативными
последствиями социальных принципов
неограниченного
Нацистский и коммунистический
режимы не ликвидировали отчуждение
человека, а заменяли его отчуждением
добровольным, призывали к священной
жертве во имя великой цели. Тот
и другой путь являлись тупиковыми.
По мере дальнейшего развития модернизационных
процессов общество начинало отвергать
как патерналистскую опеку государства,
так и тотальную идеологическую мобилизацию.
Складывались предпосылки для постепенной
трансформации тоталитарных режимов в
авторитарные, в рамках которых действие
тоталитарных институтов «смягчалось»,
формализовывалось. Закономерным итогом
такой эволюции становилась и окончательная
смена политического режима, переход к
государственному строительству на либерально-демократической
основе12.
§3. Демократические
политические режимы
В переводе с греческого
«демократия» означает «власть народа»
(demos - народ, cratos - власть). Более развернутое
определение демократии было дано американским
президентом А. Линкольном - правление
народа, избранное народом и для народа.
Первое представление
о демократии как форме правления
возникло в античной Греции.
Аристотель определял
демократию как «правление всех». Но
при рассмотрении истории становления
демократии обнаруживается, что понятие
«все» и «народ» далеко не совпадают.
Из всех существующих
в прошлом примеров наиболее демократичной
была «первобытная демократия», где
решения принимали все взрослые
члены рода или племени.
В период разложения
первобытного общества возникает военная
демократия, где народ, иными словами,
кто имел право участвовать в
управлении, в т. ч. осуществлять правосудие,
ограничивался только вооруженными
мужчинами. В древних Афинах, подаривших
миру опыт первой прямой политической
демократии, под народом понимались
только взрослые свободные мужчины.
Информация о работе Политический режим и его эволюция в современной России