Политический риск и прикладные модели его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:52, статья

Описание

Одним из важнейших условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое экономическое пространство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется крайне высокой степенью нестабильности. Для зарубежных политиков и бизнесменов Россия представляется довольно интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером.

Работа состоит из  1 файл

статья по риску 5.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

Напечатано:

Проблемы  анализа риска, том 8 2011№6 стр.46-55

 

Политический  риск и прикладные модели его оценки 

Оглавление 

 

Введение

     Одним из важнейших условий укрепления позиций России на международной  арене и ее интеграции в мировое  экономическое пространство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время  характеризуется крайне высокой степенью нестабильности. Для зарубежных политиков и бизнесменов Россия представляется довольно интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером. Более того, политический фактор несет в себе потенциальную угрозу экономической стабилизации: долгосрочные инвестиции в российскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического подъема становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой. [1]

     Вопрос  оценки политического риска вызывает интерес у исследователей, и появляются новые взгляды на процесс принятия инвестиционных решений в условиях риска. Предлагается множество альтернативных методов оценки политического риска, среди которых трудно выделить приемлемые и объективные методы решения этого вопроса. При этом все инвестиционные проекты не идентичны и каждый из них требует индивидуального подхода на всех стадиях его реализации. В условиях современного мирового кризиса существует реальная возможность развития событий по непредвиденным вариантам, а исход события зависит от того, какой именно вариант реализуется.

     На  сегодняшний день на практике не существует универсального метода принятия инвестиционного  решения в условиях риска: все  расчеты по оценке вероятности риска  и степени его влияния на конечный результат носят прогнозный и вероятностный характер. Существующие методики и способы решения этой проблемы вынуждены претерпевать изменения, в зависимости от постоянно меняющихся экономических, политических и социальных условий в стране. Следовательно, совершенствование методов принятия управленческих решений по инвестированию средств в условиях риска, вызывает наибольший интерес среди отечественных исследователей теории принятия инвестиционных решений.

1.Политический риск: разъяснение понятия

     Классическое определение политического риска относится к роли и действиям национальных правительств «возможность нежелательных последствий политической деятельности....». «Компании сталкиваются с тремя основными категориями политического риска следующим образом: принудительного изъятия капиталовложений, нежелательное регулирования и вмешательства в операции» [2]. Политический риск, как правило, надо рассматривать с точек зрения правительственных вмешательств в деловые операции или политических актов, ограничений, накладываемых на фирмы правительством, или комбинация этих двух [3]. Политические риски связаны с действиями правительства, которые отрицают или ограничивают право инвестора/владельца: (1) использовать выгоду/ свои активы; или (2), которые снижают стоимость фирмы. К наиболее известным из политических рисков относятся: войны, революции, государственные наложения ареста на имущество (экспроприация, национализация, или конфискации), и действия властей по ограничению движения прибыли или других доходов внутри страны... Политические риски, связаны с актами правительства, в то время как коммерческий риск включает неплатежеспособность покупателя или другие экономические причины неплатежей [4]. Интерес к проблеме прогнозирования политических рисков возник еще в начале 50-х годов ХХ века. Однако до конца 70-х из-за отсутствия необходимого материала и недостаточной разработанности методов анализа и прогнозирования политического риска, в научной литературе ему отводилась подчиненная роль в общей оценке странового риска.

     Вопросы оценки и прогнозирования политического риска привлекают внимание деловых и академических кругов и, появляются новые взгляды на процесс взаимодействия государства и бизнеса в условиях риска. Предлагается множество альтернативных методов оценки политического риска, среди которых трудно выделить приемлемые и объективные методы решения этого вопроса.

     Существует разнообразие в определении политического риска. Некоторые аналитики относятся к политическим рискам, как к потерям, другие относятся к политическим рискам, как непредсказуемости и неопределенности, некоторые авторы ссылаются на политический риск, как на последствия политических изменений в бизнес-среде. Однако большинство авторов оценивают политические риски с точки зрения событий, происходящих в деловой среде, которые обычно связаны с актом правительства, который имеет нежелательные последствия для бизнеса [5].

     Политический  риск как структурное явление  включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». [6, c.348] Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе). Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д. [7, p.6-9; 8, p.28]

     Кроме того есть три причины расширения списка типов возможных потерь.

     Во-первых, в этот список вошли только те действия, которые могут быть застрахованы (то есть они являются некоммерческими потерями). Есть много актов правительства, такие как операции вмешательства в позитивные действия установления квот найма, которые не являются страховыми. Коррумпированные правительства часто требуют взятки или занятости для родственников или друзей, что является политическим основанием дополнительных расходов для инвестора, которые не подлежат возмещению за счет страхования.

     Во-вторых, многие акты в политической сфере, которые могут привести к потерям, не исходят от правительства. В военных рисках, например, гражданская война может возникнуть между этническими группами или племенами в стране, где правительство будет просто наблюдателем или бессильно вмешаться, даже если хочет. В некоторых конфликтах это даже трудно определить, с какой стороны на самом деле правительство.[9, pp. 403-416]

     Третья причина в том, что национальные правительства не всегда основной источник потерь. Все чаще региональные, областные, государственные и местные (в том числе сельские и племенные) правительства ведут борьбу с инвесторами таким образом, что национальные правительства могут и не знать об этом. Во Вьетнаме были случаи, когда городские власти занимались экспроприацией иностранных компаний, и правительство страны было не в состоянии контролировать деятельность местных властей.

     Таким образом, потери, могут быть описаны как результат политических решений правительства страны, общественно-политических и социально-экономических условий, действий национального или регионального руководства, характеристик страны или характеристики фирм инвестирования, или комбинация всех типов. Любая модель, которая рассматривает только один из этих типов, вероятно, будет не эффективна для конкретного проекта.

2.Методология оценки политического риска

     Оценка политического риска - это непрерывный процесс выявления и анализа рисковых событий, процесс которых носит циклический характер. Риски анализируются, как только они определились, выявляется, что приводит к появлению дополнительных рисков. Цель состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации, чтобы можно было судить о вероятности возникновения и последствий риска.

     Анализ политического риска обеспечивает основу для характеристики политических рисков, и составляет основу оценки политических рисков, с целью осуществления контроля и управления. Таким образом, необходимо спрогнозировать вероятность возникновения рисков. Результаты оценки риска являются основой для большинства действий риск-менеджмента. Анализ политических рисков дает лицам, принимающим решения, сигналы раннего предупреждения о серьезных последствиях политических рисков.[10, p.74] Возможности управления политическими рисками должны включать в себя способность реагировать на риски, которые известны и хорошо изучены, и способность выявлять и предвидеть новые риски.

     Основная цель оценки риска - это анализ и прогнозирование потерь; вторая цель, вытекающая из первой, предложение средств управления рисками и как, в сложившихся обстоятельствах, избежать потерь. Процесс оценки риска - это процесс выявления причинно-следственных связей между факторами риска. Это позволяет проводить единую политику по управлению риском и иметь выбор из различных возможностей для того, чтобы получить контроль над развитием процесса через общие выводы. Безусловно, выводы, которые относятся к будущему, должны быть обоснованы и подтверждены.

     В следующем разделе рассмотрим подробнее несколько популярных индексов оценки политических рисков.

3.Инструментарий исследователя по оценке политического риска

     Оценкой политических рисков, как отдельным видом деятельности, занимаются специализированные агентства, корпорации и аналитические центры. Продукт таких компаний - периодически обновляемые индексы или рейтинги, формируемые на основе интегрированной оценки групп показателей. [11, p.122]

     Наиболее известные корпорации и аналитические центры, занимающиеся оценкой политических рисков и основные модели оценки политических рисков перечислены в таблице 1.

Таблица 1: Аналитические центры

и основные модели оценки политических рисков 

Наименование организации Модель  оценки Аббревиатура наименования модели
The Foreign Policy Research Institute (FPRI) Political System Stability Index PSSI
  Knudsen's Ecological Approach  
Business Environment Risk Intelligence (BERI) S.A. Business Environment Risk Index BERI
Business Risk Service (BRS) Political Risk Index PRI
  Operational Risk Index ORI
  The Remittance and Repatriation Factor R-Factor
Economist Intelligence Unit (EIU) Country Risk Service ( CRS
  Country Forecasts CF
The PRS Group Inc International Country Risk Guide ICR
  Political Risk Services PRS
     

 

     Остановимся на некоторых из них. Используя метод агрегированных статистических данных для обнаружения позитивных или негативных тенденций в стране, на ранней стадии были разработана модель: Political System Stability Index – PSSI. Эта модель основана на точных причинных взаимосвязях и опирается в первую очередь на эконометрические и другие объективные данные.

     Разработчиками  модели PSSI являются исследователей политического риска - Д. Хэндель, Г. Вест, Р. Мидоу. [12, p. 61-72] Измеряя напрямую серию дискретных компонентов политической и социальной среды, модель претендует на независимость от умозрительных заключений и искажений. Модель PSSI состоит из 15 дискретных показателей и разделена на три суб-индекса: социально-экономический, социальных конфликтов, и мер государственного регулирования. Рассмотрим их подробнее:

     Социально-экономический  индекс (Socio-economic Characteristics Index)

     А. Этнолингвистическое фракционирование: основан на этнической и языковой неоднородности.

     Б. Процент роста на душу населения национального продукта. Этот показатель отражает способность государства удовлетворять экономические потребности своих граждан, а также способность политической системы, обеспечивать политический климат, благоприятный для экономического роста.

     C. Процент роста удельного потребления энергии. Этот показатель указывает развивающую способность страны для удовлетворения экономических потребностей своих граждан и служит предиктором будущего.

     Индекс Социальных конфликтов (Societal Conflict Index)

     А. Индекс общественных беспорядков. Содержит три показателя, отражающих общественное недовольство позволяют оценить уровень давления для изменения политической системы.

     1. Количество демонстраций (демонстрация - мирное собрание, по крайней мере, 100 человек против политики правительства или власти).

     2. Количество бунтов (бунт – демонстрация с использованием силы, с нанесением материального ущерба или кровопролития).

     3. Уровень правительственного кризиса (правительственный кризис - быстро развивающаяся ситуация, грозящая привести к немедленному падению правительства).

     В. Внутренний индекс насилия.

     1. Количество вооруженных нападений (вооруженное нападение - является актом насильственного политического конфликта, осуществляется организованной группой, для уничтожения власти, другой организованной группы).

     2. Количество убийств (политически мотивированное убийство высокого правительственного должностного лица или политика).

     3. Количество попыток государственного переворота (государственный переворот – попытка вооруженными силами или политиками или членами правящей элиты свержения центрального правительства с помощью силы или угрозы силой).

Информация о работе Политический риск и прикладные модели его оценки