Политический риск и прикладные модели его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:52, статья

Описание

Одним из важнейших условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое экономическое пространство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется крайне высокой степенью нестабильности. Для зарубежных политиков и бизнесменов Россия представляется довольно интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером.

Работа состоит из  1 файл

статья по риску 5.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

      5. Внешние конфликты

       Оценка правительственных рисков  и рисков, связанных с иностранными  инвестициями. При измерении данных  рисков учитываются следующие  факторы: ограничения на торговлю, эмбарго, геополитические споры,  угроза вооруженных конфликтов, споры о границе, поддерживаемые внешними силами мятежи, полномасштабные войны.

     6. Коррупция

     Оценка  политической коррупции, которая неблагоприятно влияет на финансовую и деловую среду, а также предоставляет возможность  занимать должности не за заслуги, а по протекции, что снижает эффективность работы правительства и бизнеса, а также приводит к появлению внутренней нестабильности политической системы. Наиболее распространенной формой коррупции является вымогательство взяток замен на предоставление лицензий на импорт и экспорт, а также взяток, связанных с налогообложением, контролем валютного курса, предоставлением займов и полицейской защитой. В оценку входят также такие формы коррупции, как протекция, непотизм, резервация должностей, скрытое финансирование, отношения в форме «услуга за услугу», слишком тесные связи между политиками и представителями бизнеса. Основной риск, связанный с коррупцией, заключается в том, что политические скандалы могут вызвать общественные беспорядки, которые могут привести к свержению правительства, в результате которого страна останется в состоянии правового хаоса и отсутствия централизованного управления.

     7. Участие военных в политики

     Военные не приходят к власти на избирательной  основе, их участие в правительстве, прямое или косвенное, снижает уровень подотчетности правительства и, следовательно, представляет риск. Военное вмешательство может привести к изменениям в правительственной политике или даже в самом правительстве. Участие военных в государственном управлении свидетельствует о неэффективности работы правительства и о том, что в данной стране сложился неблагоприятных климат для иностранных инвестиций.

     8. Религиозное влияние на политику

     Религиозное напряжение может возникнуть как  следствие стремления доминирующей в обществе и/или правительстве религиозной группы заменить гражданский закон религиозным и исключить из политического и общественного процесса представителей других конфессий. Риск заключается в том, что не сведущие в гражданских законах люди пытаются внедрить неразумную политику, что может привести к гражданскому расколу или даже гражданской войне.

     9. Закон и правопорядок

     Оценка  действенности и беспристрастности  правовой системы, а также оценка подчинения общественности букве закона.

     10. Этнические конфликты

     Оценка  напряжения, возникающего на почве  расовых, национальных и языковых различий, измеряющая, насколько непримиримо  и бескомпромиссно настроены  различные группировки.

     11. Демократическая подотчетность

     Оценка  того, насколько деятельность правительства соответствует нуждам граждан и какова вероятность мирной или насильственной смены правительства. Проводятся ли выборы на справедливой основе? Какова вероятность того, что правительство, оставаясь у власти, охранит поддержку общественности?

     12. Бюрократия

     Оценка  эффективности институциональной  системы и качества государственных  услуг. Оценка компетентности государственных  служащих и их способности справляться  с различными ситуациями, избегая  политических сотрясений и правительственных  перестановок. Хорошая оценка означат, что госслужащие страны не зависят от политического влияния, и что в ней работают механизмы обучения и принятия на работу квалифицированного персонала [26].

     Краткое описание основных моделей анализа  и оценки политического риска, показывает сложность и многоразмерность проблемы подбора критериев оценки политической среды и перспектив развития деловой среды в разных странах. Все рассмотренные модели имеют определенные преимущества и недостатки. Одни системы критикуются за то, что в них не всегда четко прослеживаются причинные отношения. Эконометрические модели часто страдают сложностью обеспечения текущими источниками данных большинства независимых переменных, необходимых для анализа. Встроенные модели могут быть дороги, продолжительны во времени и географически ограничены. Из этого следует, что оптимальный подход - сочетание лучших сторон каждого из методов, что позволит дать возможность измерения макрорисков и интерпретации их применительно к конкретным условиям.

Заключение

     Анализ  теоретических исследований влияния политических рисков на процесс принятия инвестиционных решений позволяет нам сделать вывод о наличии в современной литературе множества методик для оценки этого явления. Политический риск - это вероятность наступления политического события, способного негативно повлиять на размер и сроки получения прибыли инвесторами и привести к возможной потере вложенных средств.

     При этом политические риски не имеют  достаточно надежной статистической базы и носят вероятностный характер. Политический риск является порождением социально-политических процессов, происходящих в обществе, вследствие этого его оценка остается достаточно сложной задачей и не всегда поддается строгому описанию.

     Исходя  из изложенного следует, что распределение  рисков может быть неодинаковым между отраслями и секторами экономики. При этом если экономические риски в той или иной степени подлежат количественному анализу и, соответственно, поддаются прогнозированию, то политические риски требуют помимо количественной, качественной оценки и экспертного заключения. Поэтому инвестор в рамках подготовки и реализации инвестиционных проектов должен уделять большое внимание управлению политическими рисками в целях минимизации возможного ущерба. Вместе с тем то или иное политическое событие не всегда несет угрозу для бизнеса, зачастую означая новые возможности.

 

Литература

     1. Подколзина И.А., Проблемы дефиниции  и оценки политического риска  // Вестник Московского Университета. Сер.12, Политические науки, 1996, № 5, стр.19-33.

     2. Betty Jane Punnett and David A. Ricks, International Business, Belmont, CA: Wadsworth Publishing Co., 1992, p. 187

     3. Stephen J. Kobrin, Managing Political Risk Assessment: Strategic Response to Environmental Change, Berkeley: University of California Press, 1982, pp. 32-33.

     4. John O’Connell, “Political Risk,” in John J. O’Connell, ed., Blackwell Encyclopedic Dictionary of International Management, Cambridge, MA: Blackwell Publishers, Ltd., 1997, p. 230-232.

     5. Kobrin S.J , “Political Risk: A Review and Reconsideration”. Journal for International Business Studies, 1979, 10(1), Nov, р.68

     6. Барр Р. Политическая экономика. В 2-х томах: Пер. с франц. М. Международные отношения, 1994 стр.348

     7. Llewellyn D. Howell. "Political Risk Assessment in a Globalization Context" Paper presented at the annual meeting of the International Studies Association, Town & Country Resort and Convention Center, San Diego, California, USA , Mar 22, 2006 // http://www.allacademic.com/meta/p98142_index.html, р.6-9 ;

     8. Coplin William D., O'Leary Michael K., and Sealy Tom, A Business Guide to Political Risk for International Decisions, Syracuse, NY: Political Risk Services, 1991, р.28

     9. See Llewellyn D. Howell, “Political Risk at the Interface of Civilizations: Bosnia-Herzogovina, Croatia, Iraq, and United Arab Emirates,” Thunderbird International Business Review, Vol. 49, No. 4, July-August 2007, pp. 403-416

     10. Venter, Albert J., “The 1998 Fall of Suharto: A Vindication of Key Political Risk Indicators?” Strategic Review for Southern Africa , 1999, 21(2), р.74

     11.  See Wendell H McCulloch, Jr., “Country Risk Assessment by Banks” in Global Risk Assessments edited by Jerry Rogers, California, Global Risk Assessments, Inc, 1986,p.122

     12. Haendel D., West Gerald Т., Meadow Rober G., Overseas Investment and Political Risk. Philadelphia. The Foreign Policy Research Institute. 1975. P. 61-72

     13. Feierabend, I. K. and Feierabend, R. L., Aggressive Behavior in Politics: A cross-national study, Journal of Conflict Resolution, 10, 1966

     14. The Conditions of Civil Violence: First Test of Causal Model" By T. R. Gurr and C. Ruttenberg, Research Monograph 28 (April), 1967. Princeton University Centre of International Studies.

     15. Knudsen Harald, Explaining the National Propensity to Expropriate: An Ecological Approach // Journal of International Business Studies, 1974, vol. 5, issue 1.

     16. Gurr T. Why Men Rebel. Princeton, 1971, p.51-71

     17. Gurr T.R and Ruttenberg C., The Condition of Civil Violence: First Tests of a Causal Model. Princeton: Princeton University Centre for International Study, 1976.

     18. Gurr Ted Robert, The Calculus of Civil Conflict, Journal of Social Issues, Volume 28, Issue 1, Winter 1972, pages 27–47.

     19. Rummel R.J. and David A.Heenan (1978), “How Multinationals Analyze Political Risk,” Harvard Business Review, January–February, Vol. 56, pp.69-70.

     20. Geoff Coyle (2003), “Scenario Thinking and Strategic Modelling,” in David O. Faulkner and Andrew Campbell (eds.), The Oxford Handbook of Strategy: A Strategy Overview and Competitive Strategy (Volume 1), Oxford: Oxford University Press, pp.305-306.

     21. Martin Shubik (1986), “Political Risk: Analysis, Process, and Purpose,” in Richard J. Herring (ed.), Managing International Risk. Cambridge: Cambridge University Press, pp.127-129.

     22. Haner F.T., Business Environment Risk Index, Appendix В // BERI Ltd. System for Selected Countries. August 1981.

     23. O'Leary M., Coplin W., Quantitative Techniques in Foreign Policy Analysis and Forecasting. N.Y., Praeger Publishers, 1975. р.35-78;

     24. Coplin, W., O'Leary, M. The World Political Forecasting Service.// Political Risks in the International Business, N.Y., 1985

     25. O'Leary M., Coplin W., Quantitative Techniques in Foreign Policy Analysis and Forecasting. N.Y., Praeger Publishers, 1975.

     26. См. подробнее Кауфманн Даниэль,  Аарт Краай, Пабло Зойдо Лобатон,  Значение государственного управления, Всемирный банк, Октябрь, 1999 год// http://siteresources.worldbank.org/INTWBIGOVANTCOR/Resources/govmatrs_r.pdf

     27. De la Torre, J. Neckar D., Forecasting political risks for international operations, International Journal of Forecasting, Volume 4, Issue 2 , 1988, P. 221-241

     28. Kennedy Charles R., Political Risk Management: international lending and investing under. Quorum Books, 1987.

     29. Llewellyn D. Howell, “Forecasting Political Risk,” in John O'Connell, ed., The Blackwell Encyclopedic Dictio nary of International Management, Cambridge, MA: Blackwell Publishers, 1997, pp. 119-122.

Сведения об авторах

     Кисель  Кирилл Юрьевич

     Аспирант 2-ого года обучения, Национальный исследовательский  университет «Высшая школа экономики», кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, научный руководитель Кириллина Валентина Николаевна

     Сфера научных интересов: GR, лоббизм, взаимодействие бизнеса и власти, модели взаимодействия, конфликты, риск, политический риск

     Контактная  информация:

     почтовый  адрес (рабочий) –  Россия, 109028, Москва, Дурасовский пер., д. 2А, офис Д-227. НИУ ВШЭ

     телефон – (495) 7729590*2728

     факс – (495) 7729590*2815

     e-mail – kkisel@hse.ru

     моб. телефон  - (926) 5223322


Информация о работе Политический риск и прикладные модели его оценки