Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:52, статья
Одним из важнейших условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое экономическое пространство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется крайне высокой степенью нестабильности. Для зарубежных политиков и бизнесменов Россия представляется довольно интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером.
4. Количество инцидентов партизанской войны (деятельность граждан или нерегулярных сил, направленных на свержение существующего правительства).
С. Индекс потенциала принуждения. Этот показатель измеряет возможность наказания. Количество внутренних сил безопасности на тысячу лиц трудоспособного населения.
Индекс государственного регулирования (Governmental Processes Index)
А. Индекс политической борьбы. Индекс строится на основе переменных, степени конкурентоспособности процесса выдвижения кандидатур, наличия законодательных коалиций, их законодательной эффективности, а также степени легитимности участников.
В. Законодательная эффективность. Эффективность кодируется следующим образом:
1. Нет законодательства: 0 баллов
2. Законодательный "Штамп": 1 балл
3. Исполнительная власть перевешивает законодательную: 2 балла
4. Законодательный
орган значительно автономен: 3 балла
С. Количество конституционных изменений в год. Частые изменения указывают на отсутствие фундаментальных соглашений о правилах политической игры.
D. Количество нелегальных исполнительный изменений. Бессистемная смена высшего политического руководства.
Подход к политическим рискам с точки зрения оценки политической стабильности можно найти у Фейерабенд И.К. и Фейерабенд Р.Л. Он основан на отсутствии внутренних и гражданских конфликтов и насилия. Стабильная страна рассматривается как мирное, законопослушное национальное образование, в котором процесс принятия решений и социально-политических изменений происходит в результате принятых организационных процедур, а не в результате экономических процессов с использованием конфликтов и агрессии для решения вопросов. Индекс, разработанный Фейерабендом, используется для отражения уровня политической стабильности. Концептуально они определяют политическую нестабильность, как "степень или количество агрессии, направленной на отдельных лиц или групп в рамках политической системы против других групп или в отношении комплекса должностных лиц и отдельных лиц и групп, связанных с ними" [13, р. 249-271].
В действительности они приравнивают политическую нестабильности к агрессивным политически актуальными событиями: забастовки, массовые беспорядки, государственный переворот, гражданская война, аресты или задержания лиц по политическим мотивам, политически мотивированное убийство или покушение на убийство политически значимых фигур, приостановление действия конституции или некоторых её части и введение военного правления и т.д.
Третий индекс, сформулированный Т. Гурром и С. Руттенбергом (1967), это Индекс гражданского насилия, который состоит из пяти основных уровней гражданского насилия и четырех композитных весовых количественных оценок гражданских беспорядков [14].
Еще одна модель, так называемый «экологический» подход Кнудсена [15; 16, p.51-71] (Knudsen's Ecological Approach), основывается на предположении, впервые высказанном Т. Гурром [17, 18, p.27-47], о том, что высокая степень национальной фрустрации будет существовать там, где существует разрыв между ожиданиями людей и их благосостоянием (динамические концепции). Взаимодействуя с видимым иностранным сектором, эта фрустрация может привести к интервенции или экспроприации, причем иностранные фирмы послужат объектом обвинения в неспособности существующего политического порядка удовлетворить экономические и политические ожидания активной части общества. [1, стр.19-33; 17]
Отдельную группу составляют экспертные оценки, являющиеся обычно конечным продуктом многоступенчатого консультационного процесса, который может вовлекать или не вовлекать метод Дельфи. (Метод Дельфи – метод прогнозирования, в основе которого лежит многораундное агрегирование мнений экспертов.) [19, pp.69-70; 20, pp.305-306; 21, pp.127-129] Первой фирмой такого рода стала служба Business Environment Risk Intelligence (BERI) S.A. Наиболее известной моделью качественного подхода оценки политического риска, использующей метод Дельфи, является BERI (Business Environment Risk Index). [22]. Для составления предварительного отчета по той или иной стране BERI периодически проводит опросы примерно 150 экспертов со всего мира. Данные опросы позволяют получить оценку делового климата в разных странах, а также оценить качество предварительных отчетов, составленных сотрудниками BERI. Опросы проводятся в двух направлениях: первое направление заключается в оценке политической среды в разных странах, второе — в оценке перспектив развития деловой среды. Оценка проводится методом Delphi, когда каждый участник опроса получает информацию об оценках, сделанных в ходе предыдущего опроса, а также о средней оценке каждого показателя.
Служба оценки деловых рисков - Business Risk Service (BRS) проводит мониторинг 50 стран мира, для этого используются 57 критериев оценки, на основе которых подсчитываются три индекса. Индекс политических рисков (PRI - Political Risk Index), который отражает оценку социально-политических условий в той или иной стране, данную ей дипломатами и политологами по 7-балльной шкале (оценка «7» означает, что в области социально-политических условий страна не испытывает никаких трудностей, оценка «0» означает значительные трудности). Индекс операционных рисков (ORI - Operation Risk Index) отражает оценку деловой среды и выявляет основные препятствия на пути развития бизнеса. Оценка проводится на основе 15 критериев по 4-балльной шкале (оценка «4» соответствует наиболее благоприятной деловой среде, оценка «0» означает неприемлемые условия для развития бизнеса). В рамках данной модели существует третий, дополнительный индекс the Remittance and Repatriation Factor (R-Factor), отражающий степень готовности страны позволить иностранным компаниям импортировать оборудование и сырье, а также переводить доходы к себе на родину. Данный индекс включает 4 суб-индекса, один из которых оценивает качество уставного права и действительной практики следования букве закона. Компоненты индексов PRI и ORI приведены ниже.
Индекс политических рисков (PRI)
Внутренние факторы политических рисков
1. Дробление политического спектра на фракции и власть, находящаяся в руках фракций
2.
Различные способы мышления: ксенофобия,
национализм, коррупция,
3.
Разделение на основе языка,
этнической принадлежности и/
4.
Социальные условия, включая
5. Ограничительные меры, необходимые для сдерживания власти
6.
Концентрация и активизация
Внешние факторы политических рисков
7. Сила основной оппозиционной силы и зависимость от нее
8.
Негативное влияние
Симптомы политического риска
9. Общественные беспорядки, включая демонстрации, стачки и уличные беспорядки
10. нестабильность, включая такие ее проявления, как неконституционные изменения, террористические акты и гражданские войны
Индекс операционных рисков (ORI)
11. Последовательность политики
12.
Обеспечение соблюдения
13.
Отношение к иностранным
14.
Стоимость рабочей силы/
15. Степень приватизации
16.
Профессиональные услуги и
17. Денежная инфляция
18. Коммуникации и транспорт
19. Баланс текущих платежей
20. Местное управление и партнеры
21. Бюрократические отсрочки
22. Краткосрочные кредиты
23. Экономический рост
24.
Долгосрочные займы и
25. Конвертируемость валюты
Модель BERI стала своеобразным эталоном для целого ряда других моделей, использующих схожую методологию, а именно экспертные оценки по методу Delphi.
Economist Intelligence Unit (EIU) является коммерческой организацией, занимающейся анализом и составлением политических, экономических и деловых прогнозов, выпускает две квартальные публикации, в которых содержится оценка двух аспектов государственного управления: Country Risk Service (Служба страновых рисков) и Country Forecasts (Страновый прогноз).
Country Risk Service (CRS) - приводит необходимую для иностранных инвесторов оценку рисков в странах с развивающейся рыночной экономикой по семи категориям: политика, экономическая политика, экономическая структура, ликвидность, денежное обращение, государственный долг, банковский сектор. Данная оценка делится на оценку политической стабильности и политической эффективности. Оценка политической стабильности основывается на том, присутствуют ли на политической арене внутренние или внешние игроки, представляющие угрозу для политической безопасности. Оценка политической эффективности измеряет качество государственного управления.
Country Forecasts (CF) - проводит оценку качества и привлекательности для иностранных инвесторов делового климата в странах. Оценка проводится по десяти критериям: политический климат, макроэкономический климат, рыночные возможности, политика, сориентированная на развитие конкуренции и свободного предпринимательства, политика привлечения иностранных инвестиций, контроль внешней торговли и иностранной валюты, налоги, финансирование, рынок труда и инфраструктура. Оценки учитывают именно те критерии, которые используются многими компаниями для разработки своей деловой стратегии. Для каждого критерия приводится две оценки: историческая (на основе данных за последние 5 лет) и прогноз на предстоящие 5 лет.
Индексы Economist Intelligence Unit:
Индекс политической стабильности
1 Война (вооруженный конфликт)
2 Социальные беспорядки (социальные беспорядки)
3 Мирная передача политической власти (смена правительства)
4
Политически мотивированное
5 Международные дебаты (международные дебаты)
Индекс политической эффективности
6
Ориентация на развитие
7
Институциональная
8 Бюрократия (чиновничий бюрократизм)
9 Прозрачность/справедливость (правовая система)
10 Коррупция (коррупция)
11 Преступность (преступность)
Без скобок оценки CRS политических рисков, в скобках оценки CF политического климата.
The PRS Group Inc. Использует в своей работе две технологии по оценке политических, экономических и финансовых рисков для многих развитых и развивающихся стран. Это Political Risk Services (the Coplin-O'Leary Country Risk Rating System™) [23, p.35-78; 24] и International Country Risk Guide, которые используют следующие составляющие показателя политических рисков.
1. Правительственная стабильность
Оценка
способности правительства
2.
Социально-экономические
Приводит количественную оценку общественного одобрения политики правительства. Данная оценка учитывает такие факторы, как уровень детской смертности, медицинское обслуживание, снабжение жильем, уровень процентной ставки. Каждый из перечисленных факторов имеет в каждой стране свою значимость.
3. Инвестиционный портфель
Оценка операционных рисков (по шкале от 0 до 4, чем выше оценка, тем больше риски), оценка налогообложения (по шкале от 0 до 3 балов), оценка репатриации (от 0 до 3), репатриации (от 0 до 3) и стоимости рабочей силы (от 0 до 2). Данные факторы учитываются при оценке правительственного отношения к инвестициям.
4. Внутренние конфликты
Оценка
политического насилия и его
влияния на правительство. Наиболее
высокие оценки получили те страны,
в которых нет вооруженной
оппозиции и в которых
Информация о работе Политический риск и прикладные модели его оценки