Политическое участие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:42, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа затрагивает вопросы, связанные с таким процессом, как политическое участие граждан, раскрывает сущность как феномена в целом, так и некоторых конкретных его форм, а также характеризует этот процесс относительно молодежи.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа1414.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

К политическому  участию относятся действия по делегированию полномочий, такие как электоральное поведение, активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

Одну из самых  распространенных классификаций типов  политического участия предложил  английский ученый А. Марш. Он выделяет три основных типа политического  участия:

- ортодоксальное;

- неортодоксальное;

- политическое  преступление.

К ортодоксальному  относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в законных формах, как, например, петиции, лозунги или законные демонстрации.

К неортодоксальному  отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений, как то бойкоты, неофициальные забастовки.

В отдельный  тип выделяются политические преступление, то есть, политическая деятельность с  использованием насилия, то есть незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, саботаж, революции, войны.

Американские  политологи С.Верба и Л.Пай выделяют следующие разновидности политического  участия:

- пассивные формы  политического поведения граждан;

- участие людей  только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем;

- политические  действия активных участников  предвыборных кампаний;

- деятельность  политических активистов, распространяющих  свою активность на всю сферу  политики;

- профессиональные  действия политиков.

Другой американский ученый Милбэрт разделяет формы  политического участия на:

- «активные», к  которым относится руководство  государственными и партийными  учреждениями, деятельность депутатов  в представительных органах власти, организация предвыборных кампаний и т.п.;

- «промежуточные»,  например, участие в политических  собраниях, поддержка партий денежными  пожертвованиями, контакты с официальными  лицами и политическими лидерами;

- «наблюдательные», среди которых можно отметить  ношение на демонстрациях транспарантов, попытки граждан вовлечь кого-либо в дисскусии;

- «апатичные».

В самом общем  виде различают мобилизованное и  автономное политическое участие. Первое характеризует те формы вовлечения индивида в политику, которые исходят  от власти, государства, органов принуждения, создающих условия для втягивания личности в политические отношения помимо ее воли. Следовательно, политическое участие не является тем инструментом, посредством которого люди хотят повлиять «на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия». Итак, индивид включается в политическую жизнь, становясь заложником воли лидеров, властей, их искусства манипулировать людьми.

Разновидности автономного политического участия, напротив, демонстрируют действия, которые индивид предпринимает, во-первых, самостоятельно обращаясь к политическим формам защиты своих интересов, а во-вторых, столь же автономно выбирая формы и каналы проявления своей активности. В этом смысле политическое участие наиболее полно отвечает своей природе и сущности как инструменту разрешения индивидуальных проблем. Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия. К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение.

На его направленность оказывает влияние прежде всего  идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой или партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентаций и альтернатив, упрощая политический выбор.

Многочисленные  исследования показали, что на предпочтения избирателей влияет множество факторов в их совокупности: пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации,- но существуют некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп, так, мужчины, в целом, гораздо более активнее женщин участвуют в выборах.

Образованные  граждане демонстрируют высокую  степень политического участия  в избирательном процессе. Лица в  возрасте от 35 до 55 лет более активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают семейное положение и членство в каких-либо организациях. Взгляды и предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорой перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.

Безусловно вышеперечисленные  тенденции не абсолютны. Зачастую избиратель под влиянием сиюминутных настроений и впечатлений стремительно меняет свои ориентации и предпочтения.

Политическому участию противостоит такой тип  политического поведения как  абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни в целом, в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов, утрата интереса к политике и политическим нормам, то есть политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

К причинам, обуславливающим  абсентеизм, относится доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками «своей» субкультуры как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может привести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может пораждать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов. Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложившихся проблем, недоверие к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

В современной  России доля политически апатичных  людей в составе населения  достаточно велика. Это обусловлено  кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства  населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в «чудесное» пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий «экономического чуда».

Роль абсентеизма  в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующем фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные  механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой- существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.

Именно по этому  в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия.

Весьма распространенной формой политического участия выступает  политический протест. Политический протест  представляет собой разновидность  негативной реакции индивида или  группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов.

Как правило, политический протест возникает там, где действуют  неэффективные стратегии и технологии осуществления власти, например, подавление прав меньшинств, отсутствие прав индивида на предъявление претензий властям, действие системы ограничений в виде имущественных, образовательных или иных цензов на участие в голосовании. Его наиболее распространенным источником является слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность с провозглашенными политическими целями режима, психологическая неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений гражданина и государства, страх за свое будущее.

В зависимости  от причин, которые вызывают протест, граждане могут пытаться добиться своих целей путем корректировки правительственного курса, не меняя при этом основ и принципов сложившейся в государстве формы правления и политической системы, либо путем борьбы за изменение базисных основ и способов существования власти. В этом смысле формы политического протеста бывают конвенциональными и неконвенциональными.

Под понятием «конвенциональные  формы политического протеста»  понимается политическое участие не противоречащее конституции и законам государства.

Ему противопоставляются  незаконные, неконвенциональные формы  политического участия, в качестве которых могут рассматриваться  запрещенные властями антиконституционные  демонстрации и шествия, деятельность подпольных политических партий, политический терроризм и революции. Стремясь предотвратить подобные действия, государства определяют процедуры совершенствования конституционных основ политического строя, предполагающие даже изменение фундаментальных, базисных черт действующей системы власти, то есть определяют условия и границы политического воздействия групп и граждан, но в то же время формируют структуры и механизмы, пересекающие несанкционированные формы политического участия населения.

Крайней формой неконвенционального политического протеста выступает политический терроризм, цель которого- физическое уничтожение политических деятелей, проведение силовых сиволический акций возмездия режиму, постоянное провоцирование взрывной ситуации в стране. Современной истории известны многочисленные факты убийств различных политических деятелей: президентов, депутатов парламента, кандидатов в представительные органы власти, чиновников различного уровня,- а кроме того, захваты заложников и взрывы в общественных местах, повлекшие за собой массовые жертвы граждан.

Помимо таких  террористических организаций как  палестинская, организация У. Бен  Ладена, итальянских «красных бригад», организации басков в Испании, ряда формирований чеченских боевиков, такого рода действия практиковали в годы «холодной войны» спецслужбы отдельных стран, организуя покушения на глав государств или отдельных политиков. В настоящее время на международной арене существуют отдельные политические режимы, например, в Ливии, Ираке или Иране, которые в определенные периоды своей истории открыто поддерживали террористические методы и приемы в политических отношениях с другими странами.

Проблема борьбы с терроризмом в настоящий  момент международным сообществом  признается как одно из приоритетных направлений политики. Однако сопротивление терроризму, как международному, так и внутреннему, требует громадных ресурсов, отлаженной законодательной базы, решимости властей и скоординированности действии силовых структур. Политический терроризм на сегодняшний день признается одним из тяжелейших политических преступлений.

Помимо политического  терроризма, я хотела бы охарактеризовать подробней следующие формы политического  протеста: пикетирование, театрализованная акция, «прорывная» акция и уличный  PR-маневр.

По определению  действующего Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пикетирование- это форма публичного выражения мнений, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Выделяют информационный или «говорящий» пикет и политический пикет.

Основная цель первого- распространение информации, например, о готовящимся массовом мероприятии, о встрече с кандидатом в депутаты и т.д. Пикеты выставляются, как правило, в точках сосредоточения больших масс людей- в «часы пик» в узловых станциях метро, на городских транспортных развязках, у железнодорожных станций и платформ, в выходные дни- на рынках, у входа в городские парки отдыха или в самих парках. Число участников обычно не более трех человек. Основными атрибутами пикетов выступают символика, в виде флага или накидки, и штендер с размещенным нм нем ярким, привлекающим плакатом. По действующему российскому законодательству подавать уведомление о проведении информацоииного пикета не требуется, так как Федеральный закон ««О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дает гражданам право на распространение информации о проводимом в соответствии с данным законом массовом мероприятии. Пикет, на котором распространяются приглашения на массовые мероприятия, следует рассматривать именно как распространение информации.

Информация о работе Политическое участие