Политическое управление и функционирование политической системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:55, реферат

Описание

Цели и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы ставится цель - изучить политической управление, как основную форму регулирования общественных отношений, которая осуществляется публичным образом через власть государства, а также сущность и структуру политической системы общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
Основная часть…………………………………………………………….………5
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

полит упра.docx

— 87.15 Кб (Скачать документ)

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тульский филиал РАНХиГС

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по учебной  дисциплине «Политическое управление»

 

на тему:

 

«Политическое управление и функционирование политической системы общества»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

Студент 2 курса

к.ф.н., доцент

Заочного отделения группы 19

Митюков А.Г.,

Факультет: ГМУ

Работа принята в УМО

Специализация: ГМУ

Методист

Мельник Ю.А.

Дата получения

Подпись:

Дата возврата

 

Рецензент

 

Подпись преподавателя:


 

 

 

 

 

 

Тула-2012

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….………..3

Основная часть…………………………………………………………….………5

Заключение…………………………………………………………………….…21

Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной  политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны  и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическое  управление - основная форма регулирования  общественных отношений в классовом  обществе, которая осуществляется публичным  образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической организации. Политическое решение может иметь форму либо приказа, либо закона, обязательного для тех или иных институтов Организацией выполнения решений, контролем и отношением к их выполнению, как правило, занимается государственный аппарат, который в качестве исполнительной и судебной власти имеет репрессивный институт (совокупность органов, действующих на основании традиции или закона). В современном обществе с демократической организацией политическое управление осуществляется в государственно-правовой форме, с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную, при высоком уровне гласности. В демократическом обществе множество управленческих процессов осуществляется гражданским способом без вмешательства политического управления. Чем шире спектр гражданского общества, тем демократичней власть и управление.

Помимо  политического управления в реферате рассматривается вопрос связанный  с функционированием политической системы. Ее раскрытие послужит основой  для рассмотрения других узловых  вопросов, в частности: структурных  элементов системы, ее функций и  закономерностей.

Политическая  система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается  ещё в трудах Аристотеля. Однако В "Политике" Аристотеля мы читаем: "... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве".

Индийский политолог П.Шаран, анализируя современные  учения о политических системах, отмечает важное преимущество самого понятия "политическая система", которое охватывает сферу  политической деятельности "всех лиц  и все институты, участвующие  в политическом процессе".

Актуальность  темы реферата заключается в следующем: обеспечение грамотного политического  управления и политической системы  общества является важнейшим направлением деятельности современного российского  государства. От успешного решения  существующих здесь проблем зависит  будущее Российской Федерации.

Вопрос  о поиске приемлемых путей ведения  политического управления всегда был  в центре внимания юриспруденции, особенно науки конституционного (государственного) права. Однако ранее приоритет отдавался  защите интересов государства, часто  в ущерб общества и личности. В  современной истории России длительное время наблюдался противоположный  процесс, что привело к ослаблению власти, неспособности выполнять  возложенные на нее обязанности. С провозглашением человека, его  прав и свобод высшей ценностью необходимо по-новому осмыслить взаимосвязь  различных видов безопасности.

Цели  и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы ставится цель - изучить политической управление, как основную форму регулирования общественных отношений, которая осуществляется публичным образом через власть государства, а также сущность и структуру политической системы общества.

Структура реферата состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Политика - это особый вид межгрупповых отношений, связанных с использованием большими группами людей институтов публичной  власти для реализации их жизненно важных интересов.

Чтобы детальнее  прояснить суть вопроса и более  наглядно представить, как сочетаются политика и управление, обратимся  к работам по общим проблемам  теории управления и попытаемся выявить, какой смысл вкладывается в это  понятие специалистами данного  профиля. Согласно научным источникам, управление - это:

во-первых, функция, элемент сложных систем (в том числе социальных, общественных), обеспечивающих поддержание режима деятельности, упорядочение структуры, способов функционирования и развития системы:

во-вторых, воздействие на общество, осуществление  стихийно -путем самонастройки (рынок) - или с помощью общественных институтов (субъектов управления) специальных  акций;

в-третьих, определение программ и целей  деятельности субъектов управления, подготовка и принятие решений, организация  и контроль исполнения:

в-четвертых, содержание, механизм, границы и  цели управления, зависящие от общественно-политического  строя, политического режима, конкретно-исторических условий;

в-пятых, не только деятельность специальных  институтов, но и участие в этом процессе рядовых граждан;

в-шестых, управление в обществе одной сферой, ведущее, как правило, к изменениям и в других сферах (т.е. чисто политического  управления не бывает, оно призвано решать экономические, социальные, духовные проблемы).

Достаточно  сравнить исходные посылки специалистов по теории управления с тем, что говорилось выше о политике, чтобы прийти к  однозначному выводу о неразрывности  политики и управления и рассматривать  данные посылки специалистов-управленцев  как своего рода исходную основу программы  теоретических и практических изысканий  в области политического управления. Естественно, что это будет всего  лишь общая схема, указывающая направление  поиска, но не дающая прямых ответов  на вопросы.

Опираясь  на рассмотренную схему, сделаем  первый важный шаг в очерченных рамках в поиске ответов на интересующие нас вопросы.

Что в  политическом управлении наиболее специфично? Политическое управление связано с  наличием у субъектов политики различных  противоречивых и даже конфликтных  интересов, которые в той или  иной степени осознаются и выражаются, что приводит к соперничеству  в борьбе за принятие тех или иных решений или курса внутренней или внешней политики. Иначе говоря, возникает ситуация политико-властных отношений, участники которых, как  правило, обладают не только несовпадающими интересами, целями, но и различными ресурсами.

С процессуальной точки зрения политико-властное управление происходит путем выработки правил игры, принятия, реализации управленческих решений и курсов политики, контроля за их выполнением (напомним: в ситуации противоречивых интересов и борьбы их их носителей).

Наиболее  развит политический механизм управления в условиях демократической политической системы. Граждане здесь участвуют  в управлении и политике как прямо (непосредственно), так и косвенно (опосредованно). Наиболее массовыми  и эффективными формами в прямого  участия являются выборы и референдумы. В условиях демократии прямое воздействие  на политико-управленческие процессы оказывает общественное мнение, выраженное через опросы, средства массовой информации и различные формы политического участия (митинги, демонстрации, посылка писем и т.д.).

В качестве посредников между гражданами и  управленческими структурами выступают  избираемые населением представители, прежде всего депутаты. Немалая роль в этом принадлежит и таким  посредникам, как политические партии, другие общественные организации и  движения, представляющие интересы всех основных слоев и групп.

Таким образом, политическое управление предстает  как процесс выработки и реализации властно-управленческих решений, курсов политического отбора самих управленцев  на основе прямого и/или опосредованного  участия в нем граждан, социальных, этноконфессиональных и территориальных  групп и общностей и их организаций  включая осуществление ими контроля над деятельностью структур госслужбы.

Механизм  политического управления можно  анализировать в трех аспектах:

а) нормативном, т.е. как совокупность устоявшихся  правил взаимодействия субъектов политико-властных отношений (например, для участия  в выборах политику необходимо знать, в какой мере предложенные процедуры  выборов способствуют действительному  волеизъявлению граждан, формированию эффективно действующих представительных органов):

б) с точки  зрения возможностей и ресурсов, способов реализации, самих субъектов политико-властных отношений;

в) динамичном, когда политический механизм изучается  не в статике, а во взаимодействии, в процессе выработки, принятия, реализации и контроля тех или иных конкретных политико-властных решений (например, но поводу приватизации собственности).

В условиях ослабленности структур гражданского общества, невыраженности групповых  интересов и неспособности большинства  групп самоорганизоваться с целью борьбы за отстаивание своих интересов и у власти (особенно исполнительной) появляется соблазн "замкнуть на себя" все важнейшие функции и задачи управления. И хотя ст. 3 первого раздела ныне действующей Конституции Российской Федерации утверждает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, гл. 4 (Президент Российской Федерации), особенно в сравнении с гл. 5. посвященной полномочиям Федерального Собрания, некоторыми другими главами и статьями, свидетельствует, что даже на конституционном уровне сложился явный перекос в сторону усиления полномочий исполнительной власти. Что же касается практики, то здесь этот перекос ощущается еще более явно. Достаточно вспомнить в связи с этим, как принимались решения о начале военных действий в) Чечне, как была фактически проигнорирована позиция Федерального Собрания и каким нападкам подвергались со стороны властей СМИ.

Исполнительная  власть, несмотря на концентрацию в  ее руках огромных полномочий, функционирует  неэффективно, и голоса о потере управляемости страной и даже ее распаде раздаются все громче, и не без оснований, о чем свидетельствует  хотя бы та неразбериха и несогласованность  в деятельности институтов власти, которую выявили чеченские события. Несмотря на все трудности и неудачи, возможность попятных движений, процесс  демократических преобразований в  России в целом сохраняет шанс стать необратимым. При всей относительной  слабости институтов гражданского общества они уже стали реальностью. Вряд ли удастся (даже если этого кто-то очень  захочет) снова превратить граждан  России в послушные винтики бюрократической  машины. Поэтому нужно конкретно  и взвешенно оценивать как  трудности. проблемы становления демократии, механизма политического управления в России, так и зародыши, достижения, которые, несомненно, имеются.

 

Понятие "политическая система" - это определение  организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных  с осуществлением власти и управлением  обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения  властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных  и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определенного  общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического  процесса. Наконец, оно фиксирует  существенную связь политических структур и отношений с конкретной территориальной  общностью людей.

Политическая  система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или  интернациональное).

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность  подходов в его анализе. Так, если рассматривать систему в институциональном  плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных  институтов и норм, в рамках которых  проходит политическая жизнь данного  общества. В другом варианте подчеркивается властный аспект политической системы  и ее определение связывается  главным образом с узаконением  государственного принуждения как  средства регуляции взаимоотношений  между людьми. В третьем - политическую систему рассматривают как систему  авторитарного (при помощи власти) распределения  ценностей в обществе. Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Информация о работе Политическое управление и функционирование политической системы общества