Политическое управление и функционирование политической системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:55, реферат

Описание

Цели и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы ставится цель - изучить политической управление, как основную форму регулирования общественных отношений, которая осуществляется публичным образом через власть государства, а также сущность и структуру политической системы общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
Основная часть…………………………………………………………….………5
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

полит упра.docx

— 87.15 Кб (Скачать документ)

Что касается коммуникативной подсистемы, то без  нее политическая система не может  ни существовать, ни функционировать  уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.

Отмеченные  элементы политической системы приобретают  свою специфическую конкретизацию  в зависимости от типа системы  и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов  в различных обществах. Так, в  ряде стран одним из главных элементов  политической жизни выступают религиозные  учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических  странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в  странах, где господствует одна идеология  и политическая партия.

Функции политических институтов выявляются и  реализуются в их взаимосвязях. Последние  подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных  органов власти центральному правительству  страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются  взаимодействием институтов как  равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.

Институциональные взаимосвязи динамичны, реализуются  и воспроизводятся в форме  живых противоречий, в чем, собственно, выражается диалектика политической власти и относительная самостоятельность  институтов. Вертикальные связи имеют  тенденцию к доминированию над  горизонтальными, поскольку власти присуще свойство централизации  и концентрации. Правящие и оппозиционные  институты, системные и внесистемные организации, политические, властные и  общественные учреждения, государственно-правовые и традиционные нормы - все они  и в структурно-организационном  и в функциональном планах выступают  как взаимодействующие противоположности. И могут быть объективно осмыслены  лишь в контексте анализа реальных противоречий политической системы. Рассматривая, скажем, институты законодательной, исполнительной и судебной властей, надо иметь в виду их естественную, сущностную противоречивость. Политическая история стран мира свидетельствует  о постоянном соперничестве субъектов  законодательной и исполнительной властей, о стремлении второй занять господствующее положение в системе.

Политическая  система, будучи организованной совокупностью  взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать  в качестве каких-то отдельных элементов  системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы  взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный  субъектами политический опыт, в том  числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.

Политические  отношения властвования выступают  в определенном аспекте как господство одних групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным  законом политической жизни. Право  одних властвовать над другими  в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического  господства в обществе. Но затем  они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная  демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое  господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для  свободы, в диктатуру большинства  по отношению к личности.

Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в  любой их модификации однозначны господству. Да, власть - это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотношение, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное  принуждение, вплоть до угрозы физического  насилия. Вместе с тем властвование, базирующееся на идеологической или  структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как  господством. А во втором - прежде всего  отношениями добровольного признания  массами политической системы и  поддержки ее институтов.

Политическая  система демократического типа характеризуется  такой легитимностью, которая предполагает и отношения господства и отношения  сотрудничества, добровольного признания  авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и  свобод человека.

Первенство  господства в политических отношениях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источники в социально-экономическом  бытии: асимметричность общественных отношений, социальная дифференциация людей, необходимость выделения  из общества особых групп людей для  выполнения властных функций, связанных  с управлением общими делами, и  возможность использования этих функций для присвоения привилегированных  общественных статусов.

Доминирование отношений господства в политической жизни не является критерием качественного  различия систем. Все дело в том, какой тип господства: легитимный или нелегитимный, основанный на системе  всеобъемлющих прав или на авторитете правителей, на признанных большинством общества ценностях или же ценностях, навязанных ему меньшинством - элитой, партией, власть предержащими. От типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический  опыт советской модели политических отношений продемонстрировал ущербность, неспособность к самореформированию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной  партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначально по своей объективной природе  данная система утверждалась как  форма институализации интересов  большинства и взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в  данной работе мы выяснили, что политическое управление это основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической организации Политическое управление осуществляется за счет ряда мероприятий, которые подкрепляются насилием, которое может носить как актуальный, так и потенциальный характер.

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке  существует множество различных  понятий политической системы. Это  объясняется тем, что отдельные  исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы  или преследуют разные исследовательские  цели.

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Василика. М. А. Политология: Учебник для вузов / Под ред. - М.: Гардарика, 2005.— 512 с.
  2. Венгерова А. Б. Теория государства и права. Выпуск 1. М., 2006. -208 с.
  3. Гаджиев К. С. Политология. Учебник для вузов.- М.: Логос,2007.-448 с.
  4. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. Учебник для высших учебных заведений.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 2007.-544 с.
  5. Лазарева В. В. Общая теория права и государства. М., 2004. -134 с.
  6. Манова Г. Н. Теория государства и права. Выпуск 1. М., 2005. -190 с.
  7. Нерсесянца. В. С. История политических и правовых учений: Учебникдля вузов. - М.: ИНФРА-М, 2006.-436 с.
  8. Панарин А. С. Политология: Учебник.— М.: Проспект, 2008.-408 с.
  9. Пиголкина А. С. Общая теория права. М., 2006. -255 с.
  10. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004.- 446 с.
  11. Хропанюк В. И. Теория государства и права. М., 2005. -322 с.
  12. Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция. Античность - первая четверть XIX века.- М.: МГИМО, РОССПЭН, 2006.- 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическое управление и функционирование политической системы общества