Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:55, реферат
Цели и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы ставится цель - изучить политической управление, как основную форму регулирования общественных отношений, которая осуществляется публичным образом через власть государства, а также сущность и структуру политической системы общества.
Введение………………………………………………………………….………..3
Основная часть…………………………………………………………….………5
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………………22
Система существенно отличается от всякой совокупности разнородных; политических субъектов и отношений, заполняющих политическое пространство данной страны. Любой вид социальной системы предполагает такую взаимосвязь ее элементов, которая образует определенную целостность, единство. А это означает объединенность входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причем эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого. Социальная система в высшей степени сложный организм, поведение которого подчинено достижению определенных целей разных уровней и зачастую несогласованных между собой. Она, в известной мере, детерминирует деятельность входящих в нее субъектов, и вместе с тем сама способна изменяться в процессе функционирования и развития под влиянием окружающей среды.
Политической
системе свойственны общие
Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких ее институтах (по Т. Парсону), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие "лидерство" означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к ее реализации все сообщество.
Органы власти - органическая часть политических институтов, в чем аккумулируется власть; они служат орудием целенаправленного действия политических субъектов. Наконец, институт регламентации - это совокупность разрабатываемых норм и правил (правовых, политических, профессиональных), составляющих основу регуляции и контроля в массиве политической деятельности и отношений.
Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отношению к другим системам общества доминирующим фактором.
Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие - все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма.
Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от общественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, остается надстройкой по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие социальные группы, классы, слои. Политическая система - это организация больших социальных групп в сфере власти и управления3.
Материалистическая
концепция обусловленности
Для любого политолога-материалиста ясно, что всякая политическая система формируется под воздействием не одного только экономического базиса, а комплекса условий и факторов. Польский политолог-материалист А.Боднер с присущим ему своеобразием научного мышления показал историческую обусловленность политических систем. Он назвал пять факторов, влияющих на формирование систем:
1) непрерывность природной среды, в которой живет данная нация или ее отдельная группа;
2) материальные продукты ее деятельности;
3) совокупность
ценностей и образцов
4) общественные
институты, которые каждое
5) внешняя
среда нации, образующая
Научное
понимание диалектического
Политическая
система, будучи обусловленной социально-
Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д. По Д. Истону, на "входе" системы, это совокупность требований и поддержка, в коих проявляются реальные интересы социальных групп. Например, требования безопасности, равноправия, политического участия и другие; поддержка в виде открытых действий общественных сил в защиту системы, соответствующие умонастроения, приверженность господствующим ценностями т. п. Система регулирует потоки требований, формулирует их в применении к проводимой правящими институтами политике. На "выходе" системы - результаты деятельности, принимаемые решения, словом, реализация государственной власти и заложенных в системе способов управления сообществами людей. Политическая система устойчиво функционирует, если не допускается перегрузка ее требованиями и достигается взаимоувязка действий системы на "входе" и "выходе".
Набор функций
политической системы прямо связан
с составляющими ее элементами. В
зависимости от выполняемых функций
и ролей можно вычленить
1. Политическое
сообщество людей, включающее
большие социальные группы - несущие
социальные компоненты системы,
2. Совокупность
политических институтов и
3. Нормативная
подсистема: политические, правовые
и моральные нормы, традиции, обычаи
и другие регуляторы
4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.
5. Политическая
культура и коммуникативная
Итак, к
числу элементов политической системы
относятся все институты
Некоторые зарубежные политологи считают "основными элементами" политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между властью и обществом. При таком подходе расширено толкование понятия "основной элемент", оно отождествляется с понятиями "признак" или "специфическая черта" системы. Смысловое содержание термина "элемент" вполне определенно: это составная часть целого (системы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.
Политические
институты - один из основных элементов
политической системы. Каждый социальный
институт занимает определенное место
в политической системе. Характер институтов
и их взаимодействие обусловлены
свойствами системы как целого. Скажем,
функции политической партии в нынешних
западноевропейских странах определяются
типом существующих в этих странах
политических структур. В зависимости
от этого те или иные институты
приобретают роль господствующих. Как,
например, церковь в феодальном обществе
или право в современном
Ядро
политической системы - государство. Государство
выступает орудием
Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.
Являясь
институциональным механизмом выражения
всеобщих интересов или же интересов
господствующих классов, государство
тем не менее, как правило, не берет
на себя функцию артикуляции групповых
интересов различных слоев
Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Легитимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т. п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом насилии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путем применения вознаграждения и наказания.
Свойства
политической системы, связанные как
со способом ее фактического действия
в данном обществе, так и с субъективной
ориентацией на нее членов общества,
составляет политическую культуру. Специфика
этого элемента - в его интегрированности
во все другие компоненты системы, способности
быть своеобразным человеческим (субъективным)
критерием прогрессивности
Информация о работе Политическое управление и функционирование политической системы общества