Понятие и формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание

Цель моей работы заключается в рассмотрении проблемы формы государственного устройства, то есть проблемы формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к ней был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА..............4
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА..........8
2.1. Унитарное государст-во.............................................................................9
2.2. Федеративное государственное устройство..........................................14
2.3. Конфедера-ция...........................................................................................22
3. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ...........................................................................26
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ...............................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ..............................................................................29

Работа состоит из  1 файл

Понятие и формы государственного устройства.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

Академия  управления при Президенте Республики Беларусь 

Институт  государственного управления 

Кафедра теории государства и права 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

 На  тему «Понятие и формы государственного устройства» 
 
 
 
 

                                                                                  

                                                                                                                                                                                         

                      Студент 1 курса гуп-8                                                        Капитоненко Марина Валентиновна

             

                      Руководитель:                                                                        Полящук Наталья Анатольевна

                                                                        
 

Минск 2006

 

      ПЛАН 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА..............4

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА..........8

2.1. Унитарное  государство.............................................................................9

2.2. Федеративное  государственное устройство..........................................14

2.3. Конфедерация...........................................................................................22

3. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ...........................................................................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................29

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Территория  является одной из важнейших составляющих существования государства. Именно в пределах определенной территории осуществляется суверенитет, служащий одним из признаков государства.

     Население государства, составляющее политическую общность, территориально организовано и в рамках всей страны и в рамках отдельных ее подразделений. Это имеет существенное значение для осуществления власти, управленческой деятельности в общенациональном масштабе и на местах. При этом с течением времени могут меняться условия жизнедеятельности общества, что требует постановки новых задач в ходе государственного  строительства.  

     Таким образом, предметом моей работы является форма государственного устройства.

     Цель  моей работы заключается в рассмотрении проблемы формы государственного устройства, то есть проблемы формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к ней был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

     В работе были использованы учебные пособия, монографии, статьи, затрагивающие вопросы рассматриваемой проблемы.

 

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 

     Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно "так" - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию». [8, c.135]

     Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

     Рассматривая  вопрос о форме государства, необходимо иметь в виду, что это, в первую очередь, вопрос о форме правления. Второй блок формы государства составляет вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.

     Изучая  этот блок, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия "устройство государства" в теории государства и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

     История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно- территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом).

     Необходимость определённым образом построить  территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. – государство ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т. д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

     После определённого порога численности  граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т. д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. [16, с. 120]

     Кроме того, население того или иного  государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства этот многонациональный аспект населения. Из всех существующих в мире государств достаточно сложно выделить мононациональные, то есть,    страны,    где    живут    представители исключительно одной национальности. Поэтому всегда проблемы государственного устройства так или   иначе   связаны   с   межнациональными отношениями,   которые   могут решаться   как демократическими, так и недемократическими методами.

     Как правило, малые нации соседствуют с крупными и, естественно, возникает, хотя и не всегда справедливо,  неудовлетворенность  в  решении экономических, политических, культурных вопросов. Поэтому в мировой практике весьма широк спектр требований национальных меньшинств, начиная требованиями культурной автономии, и, закачивая созданием независимого государства.

     В  1918 году вновь получили государственность и были созданы новые государства, такие как Польша, Литва, Латвия, Эстония, Чехословакия,   Венгрия,   Румыния, Югославия,  Албания.  С этого периода до настоящего времени имели место многократные попытки перекроить политические границы, дабы сгруппировать народы в соответствии с языком, религией, общими политическими идеалами и пр., однако это приводило чаще всего всё к новым и новым  противоречиям и даже  вооруженным конфликтам. Таким образом, возникает национальный вопрос, который в каждом государстве решается своими методами, учетом исторических   особенностей,   курса экономического развития, традиций, религии. Вероятно,   можно   выделить  общие   условия (принципы), позволяющие в большей или меньшей степени достичь гармонизации межнациональных отношений. На наш взгляд, важнейшими среди них являются:

  • Наличие    демократического    правового государства.
  • Стремление представителей всех наций, народностей к достижению согласия. Они находят отражение в Конституции. [6, с. 142]

     Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства этот многонациональный  аспект населения.

     Наконец, субъективные и даже случайные факторы  – заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое – тоже влияют на территориальную организацию государства.

     Как и форма правления, территориальное  устройство также уходит своими корнями  в глубокую древность. Уже древние  восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоёванные территории и т. д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

     Таким образом, форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. [16, с. 30] Понятие формы государственного устройства  позволяет разобраться в территориальной основе формирования и функционирования властных органов. Данное понятие раскрывает принципы деления территории государства на части для целей управления и фактическую реализацию указанных принципов. Благодаря ему удается выяснить правовое положение составных частей государства, характер взаимоотношений центральных, региональных, местных органов публичной власти.

     Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения их органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами.
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.  [15, с. 31]
 
 

 

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 

     Существуют      различные     структуры многонациональных         государств         и межгосударственных    союзов.    В    прошлом существовали огромные империи, основанные за счет   завоеваний   громадных   территорий   с населяющими их народами, а не на согласии подчинившихся народов: римская, китайская, инков, майя, османская.  В более  поздний  период британская, французская, испанская, голландская, австро-венгерская, российская и другие империи. В наше   время   империи   разрушены,   из   них сформировалось большое  количество самостоятельных    государств    с    пестрым национальным составом. Многие из них стоят перед дилеммой: какое государство, с точки зрения межнациональных отношений, создавать?

     В большинстве стран имеется политическое и административное разграничение власти между центральными (национальными) правительствами и региональными органами управления. Они, как правило, отличаются друг от друга степенью централизации власти.

     В настоящее время выделяют унитарную, федеративную и конфедеративную форму государственного устройства. 
 

 

2.1. Унитарное  государство 

     Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. К унитарным государствам относится большинство государств мира, среди них - Китай, Великобритания, Республика Беларусь, Франция, Япония, Швеция, Израиль, Иордания, Уругвай и другие. Как правило, это однонациональные государства.   Представители   других   народов составляют в них незначительный процент. В каждой из этих стран власть сконцентрирована в центральных органах. Центральные органы власти четко определяют функции региональных органов, их полномочия.

Информация о работе Понятие и формы государственного устройства