Право и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:41, реферат

Описание

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы, производство орудий труда, пищи. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.

Содержание

Введение
Основная часть
Понятие государства
Сущность государства
Основные признаки государства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Право семестровая.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Рассматриваемый подход к сущности государства имеет несомненное достоинство по сравнению с классовым подходом.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия. В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество не придумало до сих пор более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.

Таким образом, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение и т.п. Вместе с тем очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже присутствуют общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

 

Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института».

В разное время говорили о разных признаках государства. С конца прошлого века выделяли следующие: территория, суверенная власть, население (народ, нация). В том или ином сочетании эти признаки повторялись в дальнейшем многими государствоведамми. Так Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" определил следующие признаки, присущие государству:

1.   Разделение подданных государства по территориальным единицам;

2.   Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением;

3.   Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.

В современной юридической литературе выделяют следующие признаки государства:

1.          Наличие территории – государственной территорией принято считать территорию, находящуюся под юрисдикцией конкретного государства. Государственную территорию можно разделить на фактическую (территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с её недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами) и юридическую территорию (территория, на которую распространяется суверенитет государства).

2.          Наличие общества – это обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы которые могут быть удовлетворены их совместными усилиями.

3.          Наличие права - государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно существовать, руководить обществом и его членами. Наличие правовых форм оpаганизации общества присуще именно государству. Только оно вправе издавать законодательные акты, являющиеся обязательными для всего населения страны, всех организаций. При этом реализация установленных требований может осуществляться государством при необходимости в том числе с применением методов принуждения, с помощью специальных органов (напpимеp, правоохранительных).

4.   Наличие публичной власти - Публичной эта власть называется, потому что она распространяется на все население государства, выступая от его имени. К публично-политической власти относятся органы власти и управления, а также специальный аппарат принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

5.   Государственный суверенитет – самостоятельность и независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории так и в международных отношениях. Государственный суверенитет как особенность государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета. Народный суверенитет означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Национальный суверенитет закрепляет право наций на самоопределение, в отличие от народного суверенитета, суверенитет национальный предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам. Крайней формой национального суверенитета является право наций на отделение и создание собственного государства.

6.   Государственная казна - один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги - это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно-организованного общества уточняется, приобретает новый смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государству присущ ряд признаков, которые отличают его от общества и от различного рода общественных объединений.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, "варварского" образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Теория государства и права: Учебник, Под ред. В. М. Карельского, В. Д. Перевалова. М.: Инфра-М, 1997.

2.   Теория государства и права: Учебник, Под ред. В. Н. Хропанюк. М.: Интерстиль, 2000.

3.   Теория государства и права: Учебник, Под ред. В. М. Карельского. М.: Инфра-М, 2000.

4.   Теория государства и права: Учебник, Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристъ, 2002.

5.   Теория государства и права: Учебник, Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юристъ, 2003.

6.   Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

7.   Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22.

8.   Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 



 

17

 



Информация о работе Право и его особенности