Мусульманское право: основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание

В данной работе поставлена цель раскрыть то, что представляют собой нормы шариата, регулирующие все отрасли мусульманского права, их возникновение и развитие, а также показать их неразрывную связь с исламом, описать их источники и выявить основные черты. Нельзя также упустить то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе будет сделана попытка описать те основные моменты, на которых зиждется любая правовая система, а также выделить характерные особенности, которые присущи шариату и нигде в такой степени больше не проявляются.

Содержание

Введение...........................................................................................................................3
1. Особенности мусульманского права и его развитие................................................5
Этапы становления Шариата и его развитие..........................................................5
Переплетение права и религии…………………………………….........................6
Сравнение мусульманского права с каноническим правом..................................7
2. Основные черты мусульманской правовой системы…………………...................9
2.1.Мусульманское право…………...............................................................................9
2.2. Коран.......................................................................................................................10
2.3. Сунна.......................................................................................................................11
2.4. Иджма и Кияс..........................................................................................................14
3. Отрасли мусульманского права...............................................................................16
3.1. Правовое регулирование брачно-семейных отношений....................................16
3.2. Правовое регулирование имущественных отношений.......................................19
3.3. Обязательственное право.......................................................................................20
3.4. Право личного статуса...........................................................................................22
3.5. Уголовное право…….............................................................................................24
Заключение.....................................................................................................................26 Список использованной литературы...........................................................................27

Работа состоит из  1 файл

курсовая-мусульманское право.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственного образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации"

 

Заочная форма обучения

 

 

Кафедра «  Теория и история государства и права»

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

на тему «Мусульманское право: основные черты и особенности»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

Архипкина Ю.И.

Проверил: канд. юрид. наук, доц.,                       Горохова С.С.

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

Содержание

 

Введение...........................................................................................................................3

1. Особенности мусульманского права и его развитие................................................5

    1. Этапы становления Шариата и его развитие..........................................................5
    2. Переплетение права и религии…………………………………….........................6
    3. Сравнение мусульманского права с каноническим правом..................................7

2. Основные черты мусульманской правовой системы…………………...................9

2.1.Мусульманское право…………...............................................................................9

2.2. Коран.......................................................................................................................10

2.3. Сунна.......................................................................................................................11

2.4. Иджма и Кияс..........................................................................................................14 

3. Отрасли мусульманского права...............................................................................16

3.1. Правовое регулирование  брачно-семейных отношений....................................16

3.2. Правовое регулирование  имущественных отношений.......................................19

3.3. Обязательственное право.......................................................................................20

3.4. Право личного статуса...........................................................................................22

3.5. Уголовное право…….............................................................................................24

Заключение.....................................................................................................................26 Список использованной литературы...........................................................................27            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ислам и шариат имеют  серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной религией. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние на политику государства. В Российской Федерации существуют регионы, где мусульманская религия занимает основное положение. (Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия). Следовательно, для определения перспектив развития этих регионов изучение шариата имеет первостепенное значение.

Актуальность данной темы можно выразить в двух тезисах. В последнее время взаимоотношения мира мусульманского и  немусульманского довольно сильно обострились,  примеры этому можно найти как в России (контртеррористическая операция в Чечне, Дагестане), так и в других странах (Косовский конфликт, Ирак, противостояние Израиля и Палестины). Можно сказать,  что в этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой  аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы   эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, необходимо знать  те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека. Рассуждать о шариате значит коснуться важнейшей стороны ислама - одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает 1/6 населения современного мира. В средствах массовой информации и обыденном сознании большинства граждан (прежде всего - немусульман) эта религия представлялась как достаточно примитивное, обращенное в прошлое учение, оправдывающее слепой фанатизм, нетерпимость и ограниченность. Считалось, что ислам не имеет будущего, да и к нынешним условиям мало подходит, поскольку сохраняет свои позиции лишь там, где налицо отсталость, средневековые пережитки, архаичные традиции. 

Предмет исследования работы - мусульманское право и его  источники. Объект исследования – неразрывная  взаимосвязь ислама и мусульманского права.                                                                      

В данной работе поставлена цель раскрыть то, что представляют собой нормы шариата, регулирующие все отрасли мусульманского права, их возникновение и развитие, а также показать  их неразрывную связь с исламом, описать их источники и выявить основные черты. Нельзя также упустить то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе будет сделана попытка описать те основные моменты, на которых зиждется любая правовая система, а также выделить характерные особенности, которые присущи шариату и нигде в такой степени больше не проявляются. Для выполнения данной цели поставлено ряд задач:

  1. Изучить особенности мусульманского права и его развитие.
  2. Рассмотреть основные черты мусульманского права.
  3. Показать отрасли мусульманского права.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности мусульманского права и его развитие
    1. Этапы становления шариата

Шариат, как любая другая правовая система, развивался в соответствии с основными этапами развития общества, жизнью которого он призван управлять. Техника выведения шариата из божественных источников и формулировка его основных идей и принципов, безусловно, является продуктом интеллектуальных, социальных и политических процессов в мусульманской истории. Невозможно подробно проанализировать все эти процессы, но их краткий обзор, который поможет понять, как создавался шариат, может быть полезен.

Первые три века Ислама (VII – IX века н.э.) были периодом создания шариата. В это время основными историческими факторами, влиявшими на разработку шариата, были территориальные и демографические характеристики мусульманского общества и его политический и социальный контекст.

Громадное значение имели  также этапы распространения  мусульманства и обращения в  ислам многочисленных этнических и культурных групп. Эти территориальные и демографические факторы определяли политическую и социальную природу мусульманского государства; на их основе в первые три, имевшие принципиальное значение, столетия Ислама развились институты нового общества. Сочетание этих факторов значительно повлияло на формирование шариата.

Все исторические документы  согласно характеризуют основные черты  уникальной экспансии мусульманства  в течение нескольких десятилетий  после смерти Пророка в 632г., начавшейся с города-государства Медины и приведшей к созданию огромной империи, простиравшейся от Испании до Северной Индии. Эта феноменальная экспансия, произошедшая за такой короткий период, привлекла к исламу многочисленные этнические и культурные группы, многие из которых были наследниками собственных, древних и сложных цивилизаций и имели свои государственные и правовые системы. Для эпохи поздних Омейядов и ранних Аббасидов характерны консолидация и ассимиляция, в результате которых эти разрозненные группы составили исламское единое целое. Процесс исламизации предполагал принятие и адаптацию доисламских норм и институтов как арабской, так и неарабской частей мусульманского населения. Этот процесс развивался медленно, потому что был ограничен средствами передвижения, связи и другими технологическими ресурсами VII и VIII веков. Тем не менее, он был глубоким и эффективным и смог создать условия для развития шариата, а также искусства и науки в рамках исламской цивилизации в течение нескольких последующих веков.

         

    1. Переплетение права и религии

Основное   содержание  мусульманского  права  - вытекающие из ислама правила поведения верующих  и  наказания  (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний.

С самого  начала  ислам  определял  не  только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности,  но социальные институты, формы собственности,    особенности    права,    философии,   политического устройства,  этики,  морали  и  социальной  психологии,  хотя  духовная сторона  стояла  все  же  на  первом месте.

Мусульманское право (шариат) представляет собой свод религиозных  и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы  государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким  образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления, как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Тесная связь  права с теологией ислама нашла  свое выражение в установлении в  шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный  смысл:

  • обязательные;
  • рекомендуемые;
  • дозволенные;
  • предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;
  • запрещенные и подлежащие наказанию.

Основная тенденция  шариата – оценка различных жизненных  обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что  одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).

Предписания шариата  многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок  разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).  

 

1.3. Сравнение мусульманского права с каноническим правом

Как конфессиональное право  шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм1.

         Шииты в целом признают Коран  и Сунну как источники шариата,  но только при соблюдении определенных  условий. За исключением незначительных  разногласий, возникающих из-за  различий стиля чтения Корана (кираат), порядка расположения сур и некоторых стихов, включаемых ими в Коран, большинство шиитов не расходятся с суннитами в отношении текста Корана. Однако они расходятся с ними в том, что считать правильной трактовкой Корана. Они также не признают безупречной передачу Сунны и принимают Сунну лишь постольку, поскольку она сообщена или признана их собственными имамами.

         Кроме того, признание шиитами  особой роли имама исключает  для них принятие принципов Иджма и Иджтихад в суннитском смысле этих понятий. Признать непогрешимость консенсуса общины, в соответствии с принципом Иджма, или права какого-то правоведа — сколь бы он ни был учен и благочестив — выводить законы шариата на основании принципа Иджтихад, означало бы подрыв роли имама и его права создавать законы на основании божественных повелений. По учению шиитов «дюженников» имам — не только «живое воплощение вечного божественного закона, его толкователь и исполнитель»; они верят и в то, что «воплощение божественного шариата в двенадцатом имаме (каиб или сокрытом) и его высший авторитет непогрешимого толкователя воли Аллаха не могут быть переданы никому другому». Таким образом, концепция права для большинства шиитов — «более авторитарна и гораздо более отдалена от социальной реальности, чем суннитская концепция».

         По вопросу о степени сходства позиций суннитских и шиитской правовых школ мнения ведущих историков исламского права расходятся. Поэтому с точки зрения перспектив реформы шариатского публичного права представляется очевидным, что шиитский подход создает только дополнительные проблемы. Для того чтобы провести реформу шариата, основываясь на шиитской концепции, не только нужно, чтобы суннитское большинство приняло шиитскую идею имама и его роли, но и пришлось бы ждать возвращения отсутствующего имама «дюженников» или раскрытия миру сокрытого имама исмаилитов, чтобы узнать их мнение по поводу этой реформы.

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности