Правовое воспитание и обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:45, курсовая работа

Описание

В своей работе я попытаюсь разобраться в :
- самом понятии правового воспитания и его связи с правовым обучением
- какие методы правового воспитания существуют
- в роли правового воспитания в формировании законопослушной личности
- правовом состоянии общества, как следствии правового воспитания
- таком методе правового воспитания, как правовое просвещение
- перспективах правового просвещения в России

Содержание

1. Введение………………………………………………………….. с.3
2. Глава 1. Понятие правового воспитания………………................с.4
3. Глава 2. Методы правового воспитания………………... ……… с.6
4. Глава 3. Правовое просвещение населения, как один из методов правового воспитания……………………………………………………………с.10
5. Глава 4. Роль правового воспитания в формировании законопослушной личности………………………………………………………………с.14
6. Глава 5. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания…………………………………………………………….с.20
7. Глава 6. Перспективы правового просвещения в России……… с.23
8. Заключение……………………………………………………… с.25
9. Список используемой литературы……………………………… с.26

Работа состоит из  1 файл

гот.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  « Саратовский Государственный  Университет

Им.Н.Г. Чернышевского» 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  на тему:

« Правовое воспитание и обучение» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка юридического факультета

Специальности юриспруденция –

бакалавриат

Группа 131

Шкурова Т.В.

Научный руководитель – Солдунов А.В.

Кандидат  философских наук

Доцент  кафедры государственно-правовых дисциплин 
 
 
 

             Содержание.

1. Введение………………………………………………………….. с.3

2. Глава 1. Понятие правового воспитания………………................с.4

3. Глава  2. Методы правового воспитания………………... ……… с.6

4. Глава  3. Правовое просвещение населения,  как один из методов правового  воспитания……………………………………………………………с.10

5. Глава  4. Роль правового воспитания в  формировании законопослушной личности………………………………………………………………с.14

6. Глава  5. Правовое состояние общества  как следствие правового воспитания…………………………………………………………….с.20

7. Глава  6. Перспективы правового просвещения  в России……… с.23

8. Заключение………………………………………………………    с.25

9. Список используемой литературы………………………………  с.26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Введение. 

     На  протяжении длительного времени  для общества в целом была и  остаётся актуальной задача  по искоренению  преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, школа, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека, на них влияют также многие  факторы, такие как СМИ, интенсивность правового просвещения, уровень правовой культуры ,который закладывается окружением.

     В своей работе я попытаюсь разобраться в :

     - самом понятии правового воспитания  и его связи с правовым обучением

     - какие методы правового воспитания  существуют

     - в роли правового воспитания  в формировании законопослушной  личности

     - правовом состоянии общества, как следствии правового воспитания

     - таком методе правового воспитания, как правовое просвещение

     - перспективах правового просвещения  в России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие правового воспитания

    Правовое воспитание — это  целенаправленная деятельность  по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

     Обычно  говорят о правовом воспитании в  широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

     Содержанием правового воспитания  является приобщение людей к  знаниям о государстве и праве,  законности, правах и свободах  личности, понимание сущности правовых  учений, доктрин, выработка у граждан  устойчивой ориентации на законопослушное  поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».1

    Рассмотрим  основные элементы механизма правового  воспитания как  деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы  организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

    Другим  «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». 2.К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

    

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 2. Методы правового воспитания

      К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры.  Главная его цель — «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России»,3 овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства» 4. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

      К сожалению, в настоящее время  ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества.5 
 
 

____________________

3Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 7, с. 570

4 там же с. 452

5 Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М, 2006, с. 337

    Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

     Серьёзным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области  является недооценка организационных  форм, рассчитанных на молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад,

диспутов  на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищённости требуют активизации  работы по разъяснению прав личности, «возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами».6

    Немаловажную  роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как  газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству

___________________

6 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2006., с.570

    журналистских публикации и сценариев фильмов  не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических  видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника (сексуальный маньяк и прочее), утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления».7 О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности»8.

    Правовая  культура предполагает  умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика»

_____________________ 

7 Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 2006, с.319

8 там же.

    ведёт к нравственному и правовому  разрушению личности, культурной деградации личности».9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

________________

9 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2006, с. 450

            Глава 3. Правовое просвещение  населения, как один из методов правового воспитания.

      Об  этом методе уже упоминалось в  предыдущей главе, когда шла речь о методах правового воспитания. Сейчас мне бы хотелось рассмотреть  правовое просвещение поподробнее, приводя материал журнальной статьи.

«Правовое просвещение населения и повышение уровня  общей правовой культуры является важнейшей основой повышения качества правосудия,  а значит, и качества жизни каждого человека.

      Сегодня особо остро встал вопрос о  возрождении на новом уровне комплексной  системы правового просвещения  российских граждан. Последние социологические исследования говорят, что 60% населения ощущают дефицит информации о принимаемых в стране законах и их разъяснении, а также элементарной справочной информации о местонахождении властных органов, способов обращения в них, получения консультаций. Необходимость усиления работы в области правовой пропаганды сегодня не вызывает ни у кого сомнения. Но как наиболее эффективно решить эту актуальную проблему?

      Развитие  в России институтов гражданского общества подняло вопрос о взаимодействии правоохранительных органов и судов с прессой и неправительственными некоммерческими организациями. Но, несмотря на необходимость и взаимную заинтересованность в сотрудничестве, в этой сфере возникают конфликты, разногласия, подрывающие престиж правоохранительных органов и судебной системы ( о чём свидетельствуют многочисленные исследования).

Информация о работе Правовое воспитание и обучение